Урок русского языка на тему: Значение и употребление имён прилагательных в речи. (3 класс)

Урок представлен с учётом требований ФГОС. В таблице-структуре урока фиксируется деятельность как учителя так и ученика. Урок поделён на этапы, на каждый этап выделено определённое количество времени. В таблице даются пояснения полученных универсальных учебных действий во время изучения темы "Значение и употребление имён прилагательных в речи"
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тема урока «Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными.

Класс 3

Классный руководитель: Жданова Ирина Владиславовна.

УМК «Школа России»

Структура и ход урока по ФГОС

Технологическая карта.


Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Формирование

УУД

Время (мин.)

1

2

3

4

5


6

1.

Адаптационный Проверка д/з


-адаптировать учащихся к деятельности на уроке; развивать, логическое мышление;

Дети учатся находить в словах нужные орфограммы.

Выборочная проверка домашнего задания;




Находят орфограмму, подчеркивают её в первом слове.




Формулируют тему урока, цели урока Полные ответы учащихся о цели урока: продолжить …….(изучение имени прилагательного);

- выясним от чего зависит…...(красота , выразительность ) ;

На улице весна. Солнце все ярче. Оно поднимает всем настроение.

Я желаю, чтобы лучики солнца проникшие к нам через окошко придали нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Проверка домашнего задания.

На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие. А чтобы сделать открытие ,нам необходимо преодолеть некоторые трудности .Вы готовы?

Отметим сегодняшний день - день наших открытий. Запишите дату. Классная работа.

Посмотрите в окошко. Светит весеннее солнышко. Пусть лучики солнышка высветят дорогу к нашим открытиям. Минута чистописания : Луч. Найдите орфограмму.

Давайте совершим сейчас первое маленькое открытие. Составьте слово из рассыпанных слогов. Что получилось? (слайд № 1)

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, от чего же зависит его красота, эмоциональность, выразительность? И вообще, есть ли польза от имен прилагательных в речи.

Предлагает коллективно отгадать задание и

сформулировать тему урока, помогает

сформировать цели урока. Мы с вами сажали дерево «существительное».

Сегодня мы посадим дерево «прилагательное»

Л:развивать уважение и интерес к русскому языку:

Р: развивать умение планировать деятельность.

Л.:развивать уважение и интерес к русскому языку;








7 мин (2 мин на ЭОР)

2

Основной этап

- создание проблемной ситуации;

-формирование знаний;

учатся находить орфограммы в словах.

- умение работать

в паре;

- поиск разрешения проблемной ситуации: работа с информацией, чтение;

-

- выполнение заданий по теме урока ;

самостоятельная работа ,

с помощью прилагательных отгадывают существительные,

Предлагают различные варианты ответов.

Ребята рассматривают рисунок енота.


…...Признак предмета

…... прилагательным

- работа в паре по карточкам. (составляют текст из предложенных слов, выясняют , что

с прилагательными текст становится понятнее и выразительнее.


- делают вывод о роли прилагательного в речи.


Ответы детей. - С именами существительными.

- признак предмета

имена прилагательные употребляются с именами существительными

Ребята составляют получившиеся предложения.




Самостоятельная работа.

- Прилагательные украшают нашу речь.

-…….второтепенными…..

ответы детей.



...уточнения.

- Создаёт проблемную ситуацию;

Обратите внимание на мой текст.

У него______________ зубки, ______________ушки, ___________________хвост.

Слова для справок: , острые, чуткие, полосатый, пушистый.

Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

- А как вы думаете почему? (Нет признаков)

- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о енотике?

- Подводит к пониманию роли прилагательного

в речи с помощью ЭОР;

- организует и контролирует работу учащихся по выполнению заданий на первичное закрепление материала;

Что обозначают слова, которые помогли описать животное?

- Какой частью речи они являются?

- помогает учащимся сформулировать вывод по теме урока.

Поработаем в паре. . Исследования лучше проводить с помощниками. Догадайтесь, о каком слове идет речь? Запишите его. Но другим не говорите.

яркое, круглое, желтое, жгучее … (солнце);

прекрасная, солнечная, весенняя … (погода);

белые, легкие, пушистые, кучевые, перистые… (облака).

великий, могучий, богатый, волшебный, русский …. (язык);

Как вы догадались о том, какие слова нужно было записать? Какая часть речи помогла? Как назвать слова, которые вы записали одним словом? (словарные) Найдите и подчеркните орфограммы.

Какой частью речи являются? Докажите

.Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи употребляется имя прилагательное? Что обозначают имена прилагательные?

Какой вывод мы можем сделать?

Перед вами лежат конвертики Достаньте из конвертов жёлтые карточки.

1 карточка

весна, Наступила, Тает, снег, Бегут, ручьи.

2 карточка

-Возьмите красные карточки. Что это за слова? Что мы будем с ними делать?

ранняя, рыхлый, звонкие.

Проверка и разбор текстов.

Скажите, какой текст вам понравилось больше? Почему?

Что помогло стать предложениям красивыми? Дополните подходящими по смыслу прилагательными. Какой вывод можно сделать? Что можно сказать о роли, которую выполняют прилагательные в речи?

Давайте продолжим исследования дальше.

Каким членом предложения является прилагательное? Давайте посмотрим на предложения в карточках. докажите. От какой части речи задаём вопрос? Какой вывод сделаете ?

Работа со словами из словаря. Закройте на минутку глаза. Я произнесу слова а вы их представите.

Площадь Кремль . Что представляется вашему взору?

Площади есть в разных городах. В Чехове улица Советская площадь, помните я говорила что Кремль есть не только в Москве, есть в Новгороде, Коломне. Почему мы представили разные строения. Что не хватает? Красная площадь, Московский Кремль.-устойчивые названия. Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

Л.:воспитывать интерес к обучению;

П.: развивать умение выделять главное, делать выводы;

К.: умение слушать других;






Л.: развивать словарный запас;

П.: укренить знания об имени прилагательном;

Р: анализировать свою работу;





Л. проявлять интерес к русскому языку; П.: правильно составлять предложения; применять имена прилагательные в предложении.

К.: развитие умений работать в паре, в команде.


Л.: развивать желание понять самому и помочь другим;

П.: учится находить орфограммы;


15 мин

( 5 мин. на ЭОР)

3

Физ.минутка

Перекликается с темой урока Закройте глаза. - Представьте : вы попали в сказочный лес. Принюхайтесь- чем пахнет в этом лесу? Сказочный воздух бывает разным. Сейчас он теплый. И вдруг подул холодный ветер и стало холодно. Снова выглянуло солнышко, стало тепло, почувствуйте легкий теплый ветерок . Ветер подул сильнее, по небу пробежала темная тучка. И мы превращаемся в сильный ураган. Но вдруг ураган стихает, туча превращается в белоснежное облачко и мы превращаемся в легкий нежный ветерок.

- Проверим ваше внимание: какие имена прилагательные встретились вам?

- Что мы передали с помощью прилагательного. Что я хотела передать своим собеседникам?

Смогла я передать запахи, ощущения?

- А что ещё? Качества людей можно передать?

5 мин


Продолжение по

теме

- закрепление знаний опыта на основе их применения

выясняют что могут передавать имена прилагательные ( цвет, размер, качества,отношения: родной, близкий)

выясняют с помощью учебника, что бывают сложные прилагательные;

- выполняют задания на применение имён прилагательных;

- Какое открытие вы совершили? Что нельзя сделать без прилагательного?

проводит работу по организации закрепления знаний ;

Работа по учебнику Упр. 113 (с. 66). Выполните задания. Упр. 116 (с. 67).

- Прочитайте текст. Что это за текст (текст -описание) Докажите. Какой вопрос к тексту мы поставим? В текстах описаниях много прилагательных? Для чего?

- Какой заголовок подойдёт к этому тексту? Прочитайте выделенные слова. Объясните, как они образовались.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

- Назовите прилагательные, которые обозначают оттенки цветов. Как они называются?

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?

- Какое открытие мы сделали?

организует работу с учебником, контролирует ответы учащихся,направляет учащихся;

- Приведите примеры.

-

Л: проявлять интерес к языку;

Р: совершенствовать словарный запас;

умение организовывать и свою деятельность едлать оценку своей работе;

П.: развивать умение находить орфограммы в словах, уметь правильно подобрать нужное прилагательное;

10 мин

4

Творческий этап

-повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

самостоятельно приводят свои примеры сложных прилагательных.

С помощью игры подводят итог работы на уроке. Оценивают свою деятельность.




- Приведите свои примеры сложных прилагательных.примеры.

Игра «такие прилагательные»

- Назовите и запишите сущ+прилагательные, которые обозначают цвет.

- Используя эти слова, составьте сложные имена прилагательные.

- Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?

- Назовите и запишите сущ +прилагательные, которые обозначают величину,качество.

-направляет работу учащихся по формированию умения оценивать свою деятельность

Какое открытие мы совершили?

Вернёмся к нашему дереву. Я решила его нарисовать в форме ёлочки. Украшенной как новогодняя. А почему как выдумаете. Давайте подведём итоги нашим открытиям.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?Подведём окончательный итог.

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли мы своих целей?

Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь…...

Домашнее задание

Упр. 117 (с. 67).

Р.: сохранять учебную задачу;

развивать умение оценивать свою деятельность;

П.: составлять словочетания, используя подходящие имена прилагательные ;

К.: умение слушать и понимать окружающих;

Р.: понимать учебную задачу;

умение делать выводы; оценивать себя и своих одноклассников.



5 мин




5

Подведение итогов. Рефлексия


формулируют конечный результат своей работы на уроке.



точной, яркой, образной, выразительной.

С ЭОР

3 мин


Дифференцированное задание :

1. Выбери верное утверждение.

1. Имя прилагательное.

а) часть слова

б) член предложения

в) часть речи



2. Имена прилагательные обозначают

а) действие предмета

б) признак предмета

4. Имена прилагательные (выбери верный ответ)

а) главными членами предложения

б) второстепенными

карточка для индивидуального задания


2.Карточка для индивидуального задания.


Яблоко-

Лимон-

Тропинка-

Речка-



© 2010-2022