Открытый урок на тему Глагол в тексте (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработала

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 82

Фадеева Светлана Владимировна

Тема урока: Глагол в тексте.

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Метапредметная тема: знающее незнание.

Цели урока: развивать умение правильного употребления глаголов в устной и письменной речи. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

На доске слайд с четверостишьем из стихотворения Алексея Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Учитель читает стихотворение.

- Весной вся природа просыпается. Весна - это жизнь, движение, действие. А какая часть речи помогает нам передать движение и действие?

- Глагол!

- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые рассказывают о наступлении весны.

(Проверка подчеркнутых глаголов).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- О глаголе.

- А все ли мы знаем о глаголе?

- Нет.

- В русском языке есть еще много тайн, которые нам предстоит открыть. Хочется вам этого?

- Да.

- Тогда вперед!

На партах у каждого ученика находятся копии стихотворения.

Задание: подчеркнуть все глаголы.

Один человек параллельно подчеркивает глаголы на доске.

(К) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(П) - поиск информации

(Р) - целеполагание

(Л) - самоопределение

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

- Давайте сначала вспомним, что мы знаем о глаголах. Поработайте в парах и постарайтесь вспомнить как можно больше.

(Опрос, дети перечисляют морфологические признаки глагола с примерами).

- Как вы считаете, почему такой маленький текст так насыщен глаголами?

- Глаголы передают динамику событий, смену времен года.

- А знаем, ли мы с вами, какую роль играют глаголы в художественных текстах и разговорной речи?

- Нет.

- Тогда давайте постараемся на сегодняшнем уроке это выяснить.

Учащиеся обсуждают в парах морфологические признаки глагола, отвечают на вопросы учителя.

(Р) - выполнение пробного учебного действия

(К) - учёт позиции партнёра, передача информации

(П) - структурирование знаний

(П) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(Р) - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) - самостоятельное выделение познавательной цели

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения

Работа с учебником, упр. 658.

1. - Выразительно прочитайте отрывок сказки Пушкина. Подумайте, почему логическое ударение в тексте падает именно на глаголы.

(Опрос, разбор роли каждого глагола в тексте).

Удивился, испугался - быстрая смена душевного состояния старика.

Не слыхивал - передает удивление.

Отпустил - почему? О каких качествах старика мы можем судить по этому глаголу? (Доброта, бескорыстность).

Воротился, рассказал - быстрая смена событий. Почему воротился, а не возвратился?

Забранила - почему забранила, а не заругала? Обращаем внимание на книжную лексику и разговорную.

Пошел, разыгралась, приплыла, спросила - быстрая смена событий.

- Давайте попробуем определить, какое время глагола чаще всего встречается в этом отрывке.

- Прошедшее.

- А какой суффикс указывает на то, что это глаголы прошедшего времени?

- Л.

- А теперь определите вид глагола. Какого вида глаголы чаще всего употребляется в этом отрывке?

- Глаголы совершенного вида.

- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль выполняют в текстах глаголы совершенного вида прошедшего времени?

- Они показывают быструю смену событий, динамику действия.

2. - Сейчас прочитаем второй отрывок. Найдите в нем глаголы, помогающие передать динамику. (Дети находят глаголы совершенного вида прошедшего времени: швырнул, спрыгнул, стал пинать).

-А еще какие глаголы и с какой целью здесь используются?

Говори, говори, говори! - глагол повелительного наклонения настоящего времени, указывает на длительность действия, указывает на эмоциональное состояние мальчика, который хочет заставить зайца разговаривать.

Плачет - действие как бы остановлено, глагол настоящего времени несовершенного вида.

И т.д. Разбираем глаголы несовершенного вида.

Делаем вывод: глаголы несовершенного вида замедляют действие, останавливают его, как бы фиксируя наше внимание.

3. - Итак, давайте откроем правило и сравним наши выводы с выводами учебника. Совпали ли они?

(Читаем правило).

Подтверждаем правильность наших выводов.

1. Выразительное читают вслух, разбирают роль глаголов в тексте, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.












2. Выразительное читают вслух, разбирают роль глаголов в тексте, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.







3. Самостоятельно работают с текстом учебника, делают выводы.

(П) - смысловое чтение

(П) - определение основной и второстепенной информации

(П) - анализ, сравнение, обобщение

(Р) - волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(К) - умение выражать свои мысли

(Р) - планирование, прогнозирование

(П) - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

- А как вы думаете, могут ли глагол выступать в роли синонимов?

- Да, могут.

- Давайте попробуем подобрать синонимы к слову говорить. Запишите их.

(Проверка написанных синонимов).

- А давайте прочитаем, какие синонимы использует Тургенев в рассказе «Бежин луг». (Открываем упр.659).

Упражнение 660 по заданию.

Отвечают на вопросы учителя, составляют ряд синонимов, работают с учебником.

(П) - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) - умение структурировать знания

V.Итог урока

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

Работа в группах. В группах по 6 человек учащиеся составляют текст из 6 предложений на тему «Пришла весна». Одни группы используют глаголы совершенного вида прошедшего времени, другие - глаголы несовершенного вида прошедшего времени. Все группы используют синонимы.

Вырабатываем критериальную оценку:

  1. Правильное употребление глаголов.

  2. Отсутствие речевых ошибок.

  3. Логика повествования.

  4. Наличие синонимов.

  5. Грамотность (проверяет учитель).

Учащиеся зачитывают рассказы и оценивают друг друга, аргументируя свой ответ.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- О глаголах, об их роли в тексте и в нашей речи.

- Какую функцию в речи выполняют глаголы?

- Придают речи динамичность, иногда, наоборот, статичность. Делают ее более выразительной.

- Зачем нам нужны синонимы?

- Они помогают избежать однообразия речи. Каждый синоним привносит свой оттенок значения.

Домашнее задание: упр.661. Подготовиться к сочинению-рассуждению «Богатство и выразительность глаголов в русском языке». Составить план и записать его в тетрадь.

Учащиеся работают в группах, составляют текст, вырабатывают критерии оценки, оценивают другие группы, делают выводы, записывают домашнее задание.

(П) - рефлексия способов и условий действия

(К) - планирование учебного сотрудничества (К) - учёт разных мнений

(К) - управление поведением партнера

(К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(Р) - контроль и оценка процесса и результатов деятельности




© 2010-2022