- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок на тему Глагол в тексте (5 класс)
Открытый урок на тему Глагол в тексте (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фадеева С.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок разработала
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ 82
Фадеева Светлана Владимировна
Тема урока: Глагол в тексте.
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Метапредметная тема: знающее незнание.
Цели урока: развивать умение правильного употребления глаголов в устной и письменной речи. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации
На доске слайд с четверостишьем из стихотворения Алексея Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Учитель читает стихотворение.
- Весной вся природа просыпается. Весна - это жизнь, движение, действие. А какая часть речи помогает нам передать движение и действие?
- Глагол!
- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые рассказывают о наступлении весны.
(Проверка подчеркнутых глаголов).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- О глаголе.
- А все ли мы знаем о глаголе?
- Нет.
- В русском языке есть еще много тайн, которые нам предстоит открыть. Хочется вам этого?
- Да.
- Тогда вперед!
На партах у каждого ученика находятся копии стихотворения.
Задание: подчеркнуть все глаголы.
Один человек параллельно подчеркивает глаголы на доске.
(К) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(П) - поиск информации
(Р) - целеполагание
(Л) - самоопределение
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.
- Давайте сначала вспомним, что мы знаем о глаголах. Поработайте в парах и постарайтесь вспомнить как можно больше.
(Опрос, дети перечисляют морфологические признаки глагола с примерами).
- Как вы считаете, почему такой маленький текст так насыщен глаголами?
- Глаголы передают динамику событий, смену времен года.
- А знаем, ли мы с вами, какую роль играют глаголы в художественных текстах и разговорной речи?
- Нет.
- Тогда давайте постараемся на сегодняшнем уроке это выяснить.
Учащиеся обсуждают в парах морфологические признаки глагола, отвечают на вопросы учителя.
(Р) - выполнение пробного учебного действия
(К) - учёт позиции партнёра, передача информации
(П) - структурирование знаний
(П) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания
(Р) - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
(П) - самостоятельное выделение познавательной цели
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения
Работа с учебником, упр. 658.
1. - Выразительно прочитайте отрывок сказки Пушкина. Подумайте, почему логическое ударение в тексте падает именно на глаголы.
(Опрос, разбор роли каждого глагола в тексте).
Удивился, испугался - быстрая смена душевного состояния старика.
Не слыхивал - передает удивление.
Отпустил - почему? О каких качествах старика мы можем судить по этому глаголу? (Доброта, бескорыстность).
Воротился, рассказал - быстрая смена событий. Почему воротился, а не возвратился?
Забранила - почему забранила, а не заругала? Обращаем внимание на книжную лексику и разговорную.
Пошел, разыгралась, приплыла, спросила - быстрая смена событий.
- Давайте попробуем определить, какое время глагола чаще всего встречается в этом отрывке.
- Прошедшее.
- А какой суффикс указывает на то, что это глаголы прошедшего времени?
- Л.
- А теперь определите вид глагола. Какого вида глаголы чаще всего употребляется в этом отрывке?
- Глаголы совершенного вида.
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль выполняют в текстах глаголы совершенного вида прошедшего времени?
- Они показывают быструю смену событий, динамику действия.
2. - Сейчас прочитаем второй отрывок. Найдите в нем глаголы, помогающие передать динамику. (Дети находят глаголы совершенного вида прошедшего времени: швырнул, спрыгнул, стал пинать).
-А еще какие глаголы и с какой целью здесь используются?
Говори, говори, говори! - глагол повелительного наклонения настоящего времени, указывает на длительность действия, указывает на эмоциональное состояние мальчика, который хочет заставить зайца разговаривать.
Плачет - действие как бы остановлено, глагол настоящего времени несовершенного вида.
И т.д. Разбираем глаголы несовершенного вида.
Делаем вывод: глаголы несовершенного вида замедляют действие, останавливают его, как бы фиксируя наше внимание.
3. - Итак, давайте откроем правило и сравним наши выводы с выводами учебника. Совпали ли они?
(Читаем правило).
Подтверждаем правильность наших выводов.
1. Выразительное читают вслух, разбирают роль глаголов в тексте, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
2. Выразительное читают вслух, разбирают роль глаголов в тексте, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
3. Самостоятельно работают с текстом учебника, делают выводы.
(П) - смысловое чтение
(П) - определение основной и второстепенной информации
(П) - анализ, сравнение, обобщение
(Р) - волевая саморегуляция в ситуации затруднения
(К) - умение выражать свои мысли
(Р) - планирование, прогнозирование
(П) - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий
IV. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания
- А как вы думаете, могут ли глагол выступать в роли синонимов?
- Да, могут.
- Давайте попробуем подобрать синонимы к слову говорить. Запишите их.
(Проверка написанных синонимов).
- А давайте прочитаем, какие синонимы использует Тургенев в рассказе «Бежин луг». (Открываем упр.659).
Упражнение 660 по заданию.
Отвечают на вопросы учителя, составляют ряд синонимов, работают с учебником.
(П) - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(П) - умение структурировать знания
V.Итог урока
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
Работа в группах. В группах по 6 человек учащиеся составляют текст из 6 предложений на тему «Пришла весна». Одни группы используют глаголы совершенного вида прошедшего времени, другие - глаголы несовершенного вида прошедшего времени. Все группы используют синонимы.
Вырабатываем критериальную оценку:
-
Правильное употребление глаголов.
-
Отсутствие речевых ошибок.
-
Логика повествования.
-
Наличие синонимов.
-
Грамотность (проверяет учитель).
Учащиеся зачитывают рассказы и оценивают друг друга, аргументируя свой ответ.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- О глаголах, об их роли в тексте и в нашей речи.
- Какую функцию в речи выполняют глаголы?
- Придают речи динамичность, иногда, наоборот, статичность. Делают ее более выразительной.
- Зачем нам нужны синонимы?
- Они помогают избежать однообразия речи. Каждый синоним привносит свой оттенок значения.
Домашнее задание: упр.661. Подготовиться к сочинению-рассуждению «Богатство и выразительность глаголов в русском языке». Составить план и записать его в тетрадь.
Учащиеся работают в группах, составляют текст, вырабатывают критерии оценки, оценивают другие группы, делают выводы, записывают домашнее задание.
(П) - рефлексия способов и условий действия
(К) - планирование учебного сотрудничества (К) - учёт разных мнений
(К) - управление поведением партнера
(К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(Р) - контроль и оценка процесса и результатов деятельности