- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку Говорим и пишем правильно
Элективный курс по русскому языку Говорим и пишем правильно
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитина О.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
11 класс 68ч.
"Говорим и пишем правильно"
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №1925
Никитина Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствования речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
-
Овладение основными нормами русского литературного языка;
-
Создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
-
Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
-
Обучение анализу текста, его интерпретации;
-
Формирование языковой и лингвистической компетенции;
-
Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
-
Развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
-
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
-
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформулировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедически и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале - в виде сформулированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предлагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Примерное тематическое планирование
-
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Речь устная и письменная.
Особенности словесного ударения в русском языке
1
2-3
Классификация речевых ошибок и недочетов
2
4-6
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка
3
7
Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов
1
8
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)
1
9
Трудности лексического анализа текста
1
10
Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи
2
11-13
Словообразование наречий. Морфемные модели наречий
Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматические значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
5
14-15
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи.
16
Трудные случаи разграничений языковых явлений
17
Орфография. Система правил правописания.
1
18-19
Правописание приставок. Трудности правописания приставок
2
20-23
Виды орфограмм в корне слова
4
24-26
Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний.
3
27-28
Трудные случаи правописания суффиксов.
2
29-31
Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ
3
32-34
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.
3
35
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях.
1
36
Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.
1
37
Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
1
38
Тире в простом предложении
1
39-40
Вводные слова и предложения
2
41-42
Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи
2
43
Уточняющие члены предложений
1
44-45
Прямая речь. Диалог. Цитата.
2
46-47
Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.
2
48-49
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.
2
50-51
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте.
2
52-54
Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
3
55-57
Текстоведение. Способы связи предложений в тексте.
3
58-60
Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные особенности.
3
61-63
Текст и его анализ. Выразительные средства языка
3
64-66
Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.
3
67-68
Редактирование текста.
2
Литература.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М.,2010.
АрхароваД.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения(задание типа С). М.,2010
Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М.,2010