Элективный курс по русскому языку Говорим и пишем правильно

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку

11 класс 68ч.

"Говорим и пишем правильно"

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №1925

Никитина Ольга Николаевна

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствования речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • Овладение основными нормами русского литературного языка;

  • Создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

  • Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • Обучение анализу текста, его интерпретации;

  • Формирование языковой и лингвистической компетенции;

  • Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • Развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформулировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедически и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале - в виде сформулированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предлагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Примерное тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь устная и письменная.

Особенности словесного ударения в русском языке

1

2-3

Классификация речевых ошибок и недочетов

2

4-6

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка

3

7

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов

1

8

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

9

Трудности лексического анализа текста

1

10

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи

2

11-13

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматические значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

5

14-15

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи.

16

Трудные случаи разграничений языковых явлений

17

Орфография. Система правил правописания.

1

18-19

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

2

20-23

Виды орфограмм в корне слова

4

24-26

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний.

3

27-28

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

29-31

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

3

32-34

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

3

35

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях.

1

36

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

1

37

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

38

Тире в простом предложении

1

39-40

Вводные слова и предложения

2

41-42

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

2

43

Уточняющие члены предложений

1

44-45

Прямая речь. Диалог. Цитата.

2

46-47

Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

2

48-49

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

2

50-51

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте.

2

52-54

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

3

55-57

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте.

3

58-60

Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные особенности.

3

61-63

Текст и его анализ. Выразительные средства языка

3

64-66

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.

3

67-68

Редактирование текста.

2

Литература.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М.,2010.

АрхароваД.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения(задание типа С). М.,2010

Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М.,2010



© 2010-2022