СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ. ИЗБРАННЫЕ СТИХИ. Час поэзии в сопровождении компьютерной презентации для учащихся 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №8











Серебряный век русской поэзии.

Избранные стихи.


Час поэзии в сопровождении компьютерной презентации

для учащихся 11 класса





Составитель: библиотекарь Развозжаева Ольга Юрьевна


















Чита, 2015

Цель : расширение знаний поэзии «Серебряного века»; развивать умения и навыки выразительного чтения стихотворений, память, мышление; воспитывать патриотизм, гуманизм, чувство прекрасного, формировать литературный вкус.

Форма проведения: беседа-размышление. Беседа сопровождается презентацией, в которой использованы фотографии, видеозаписи исполнения стихов актерами и другими мастерами слова, отрывки из художественных и документальных фильмов. Стихи звучат в исполнении ведущего и учащихся.

Оборудование: ИКТ, презентация

Ход мероприятия:

Слайд1

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе - поэзии Серебряного века.

Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19 - 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства .Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы двадцатого столетия. Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. «Серебряный век» породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя 3 революции и гражданскую войну - драмы и трагедии мирового масштаба.

Слайд2. Одним из основных направлений, бурно развившихся в это время стала поэзия. Поэзия занимает в культуре ведущее место. Потому что поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия …… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Так как стих был ярко индивидуален.

Слайд 3. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.

Слайд 4. (видеоролик «Поэты Серебряного века») Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений хаоса от Вселенной. Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и футуристы с их "пощечиной общественному вкусу", с их эпатажем общества. Вспомним: "Пускай судьба лишь жалкая издевка, душа - кабак, а небо - рвань..." (Бурлюк)

Состав поэтов широк и разнообразен. Это прежде всего представители модернистских направлений, а также и поэты реалисты и авторы, не принадлежавшие ни к одному из течений. Перед нами длительная череда имен и трагических судеб. Александр Блок и Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Николай Гумилев, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин - всех перечислить сейчас невозможно, да и, пожалуй, не нужно.

Слайд 5. Творчество поэтов "серебряного века" сложно и неоднозначно. Одни стремились к тонкому и изысканному описанию хрупких предметов и экзотических вещей, другие - к изощренному анализу причудливых переживаний, третьи - к иронизирующему описанию интимной, даже демонстративно-обыденной жизни. Общим, пожалуй, является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл, да подчеркнутое увлечение внешней формой стиха.

Слайд 6 Константин Бальмонт- «гений певучей мечты»

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.


Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.

Это стихотворение одного из основоположников символизма - Константина Бальмонта. Блок говорил о нем: "Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну". И действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, надежда, радость бытия звучат в его стихах.

«Знайте, что я из-за каприза одной женщины поддерживал произношение моей фамилии с ударением на конечном слоге - БальмОнт.

Мой отец произносил - БАльмонт.» Это же ударение приводят и энциклопедические словари.

Слайд 7 . Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А.С.Пушкина и Тютчева, а кроме того русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», - отмечала современная ему критика.
Лирика И. Анненского была загадочна. Она рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»
Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем. Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются - в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Слайд 8. Звучит песня «Среди миров, в мерцании светил» муз. Суханова

Поэты Серебряного века, яркие индивидуальности, много работали над формой стиха, добились незабываемого художественного совершенства.

Слайд 9. Бесспорно, звездой первой величины в этом созвездии был Александр Блок. Преклонение перед ним и его творчеством было всеобщим. По воспоминаниям «Трудно было представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него».

К нему обращались со стихами З.Гиппиус, А.Ахматова, М. Цветаева, посвятившая ему 16 стихотворений ( за 5 лет). Вот первое из них - юношеское ( от 15 апреля 1916 года).

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв. (А.Блок)

Мячик, пойманный на лету.

Серебряный леденец во рту.

Имя твое - ах, нельзя!

Имя твое - поцелуй в глаза,

В снежную стужу недвижных глаз.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок

Предстало нам - всей площади

широкой

Святое сердце Александра Блока.

Путь А. Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем». Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции - все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха. Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского - «упадок»). Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».

Слайд 10. Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения.

Двадцатый век… еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла,

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Его цикл 1905 года называется «Страшный мир». Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» - это мир, уродующий и губящий человека. В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни, по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.

Слайд 11. Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности. Почему именно аптека появляется уже в первой строке? Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде. Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в «ледяной ряби» канала.Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти.

Слайд 12. К периоду символизма принадлежит знаменитый цикл "О прекрасной даме", "Незнакомка".Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок, поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Считается, что эти стихи Александра Блока были посвящены Любови Менделеевой. Но в этих стихах нет реального образа, только сама идея о том, что такая женщина существует в мистическом и романтическом мире грёз поэта. Прекрасная Дама Блока - это и Владычица Вселенной, и Вечно Юная, и Жена, и Незнакомка. Это - всё ОНА, - образ вечной женственности, которую воспевал Блок.

Слайд 13

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Цветаева о стихах Блока: « Слова и строки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которые сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты».

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку, а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...», вошедшее позднее в цикл «Возмездие», где звучит тема утраченного идеала.

Слайд 14. Это стихотворение написано в форме любовного послания . Все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь. (Видеоклип сопровождается кадрами х/ф. «Адмирал» (об адмирале Колчаке).

Слайд 15. В своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение- это страница большой книги, тема которой - жизнь.

О, Весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

Слайд 16. Еще один художник перед нами - "поэт-рыцарь", "поэт-воин", представитель такого направления как акмеизм Николай Гумилев.

"...Ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести... Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмещает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга - он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте". Так сказал о Н. Гумилеве писатель Куприн.

Я и вы

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из другой страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам,

Темным платьям и пиджакам -

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне

Припадает к воде и пьет,

А не рыцарем на картине,

Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник и мытарь

И блудница крикнут: вставай!

Слайд 17. Встреча Гумилева с Анной Горенко(Ахматовой) послужила для него причиной огромного душевного страдания. Однако именно Анна стала для него на несколько лет источником вдохновения. Именно ее образ, её поступки диктовали Гумилеву то светлые и радостные, то печальные и горькие, но в обоих случаях бессмертные строки в его творчестве. Роман Анны Ахматовой и Николая Гумилёва скорее был похож на игру в кошки-мышки, чем на отношения двух любящих людей. Он предлагал ей руку и сердце - она отказывалась. Он страдал по ней в Париже - она жаловалась, что чувствует себя никому не нужной. Наверное, у них просто не могло быть тихой и счастливой семейной жизни. Но они всё равно пытались её построить.

Слайд 18. Стихотворение Жираф» (видеоролик Гумилев'Жираф'(Елена Ваенга)

Слайд 19. Наверное, неотъемлемой частью творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов "серебряного века" есть талантливейшая поэтесса Анна Ахматова. Она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах всегда изображались, ею с величайшей психологической глубиной и точностью.

Слайд 20«Сжала руки под тёмной вуалью..» (читает Наталья Арямова)

Несравненный психологизм, напряженные драматические чувства ее лирики ставят поэтессу в один ряд с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Слайд21 «Не отрекаются любя»

Слайд22 Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм.

Футуризм ( от лат. futurum будущее) название авангардистских движений Это течение претендовало на построение нового искусства «искуства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.

Слайд23. Выдающийся поэт и прозаик Серебряного века, реформатор поэтического языка, один из теоретиков русского футуризма и авангардного искусства Велимир Хлебников.
Стилевое своеобразие поэта выражалось в необычной лексике и намеренном нарушении синтаксических норм. Владимир Маяковский писал, что "Хлебников создал целую "периодическую систему слова. Энтузиаст создания новых слов. Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:

Породе русской вернуть язык

Такой,

Чтоб соловьиный свист и мык

Текли там полною рекой.

("Перуну", приложение к "Изборнику Стихов")

Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: "Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством".

Слайд24. Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 25 «Там, где жили свиристели...»


Слайд 26 Бори́с Леони́дович Пастерна́к (один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго»

СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО. В стихотворении «Гамлет» , вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.
В стихотворении «Гамлет», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная тема, напоминавшая о тех, кто был репрессирован в годы сталинского террора

Он предчувствует неизбежность новых бед и страданий, гибель свою и тех, кто дорог ему. И, конечно же, это и слова самого Пастернака о себе, так как он предполагал, что власть не простит ему его роман, который отражает трудный путь той части русской интеллигенции, которая осталась в России со своим народом, не эмигрировав. Не уехали очень многие, но они, как Ю. Живаго, как Ахматова, как Пастернак, ощущали своё противостояние тому миру, что тонул в фарисействе.

Слайд 27. Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба - Марина Цветаева.

Стихотворение «Рябина»

В ее поэзии - любая страница - это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают потоком гибким, постоянно меняющимся ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы.

Слайд 28. Слайд «Вы, идущие мимо меня»

В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.

Её стихи музыкальны( песни на её слова А. Пугачевой "Мне нравится", А. Петрова "Под лаской плюшевого пледа" )

Слайд 29. Видеоролик на песню А. Пугачевой "Мне нравится"

Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей еще недоступен. Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.

Слайд 30. В 1913 году 20-летняя поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все - как будто бы под небом и не было меня!», - отмечает поэтесса.

Клип на стихи М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»

Слайд 31. Трагично сложилась судьба поэтов Серебряного века. 1917 год. Прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны

Умерла вдали от родины Зинаида Гиппиус.

Расстрелян Николай Гумилев.

Умерли на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт.

Повесилась Марина Цветаева.

Умер от нервного истощения Александр Блок.

Умер в застенках Гулага Осип Мандельштам.

Повесился Сергей Есенин.

Застрелился Владимир Маяковский.

Слайд 32. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они прошли сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, тюрьмы, через ошибки и заблуждения и пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого на таланты периода.

Поэзия "серебряного века" прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт "поэзии Серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.

Слайд 33. Звучит песня М. Таривердиева "Никого не будет в доме" (Сл. Пастернака)



© 2010-2022