Доклад к семинару учителей русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Магазинский учебно - воспитательный комплекс











Доклад

«Обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их речи с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы»


(обмен опытом)



Учитель русского языка

и литературы


Копаница О.Н.












2016 год



Использование информационно - коммуникационных технологий

в процессе обучения предмету: русский язык и литература.


Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии. Как никогда актуально звучат сегодня строки из стихотворения А.С. Пушкина «Чаадаеву» «…и в просвещении быть с веком наравне…».

Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии, трудно представить себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов Интернет. Для этого, естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером и в школе должна быть соответствующая материально-техническая база.

На компьютерных курсах я в полной мере изучила и освоила текстовый и графический редакторы Word Paint, электронные таблицы Excel, простейший редактор компьютерной верстки Publisher, программу Power Point из пакета Microsoft Office, вышла в Интернет.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти решаются в первую очередь через работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

ИКТ на уроках русского языка использую:

- как сопровождение объяснения учителя: на слайдах кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, правила, опорные схемы.

-как информационно-обучающее пособие: на слайдах даны советы по организации собственной деятельности ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний, алгоритмы самостоятельной деятельности учащихся;

- для контроля знаний: тестовый контроль с помощью компьютера дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень ЗУН обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Использование ИКТ на уроках русского языка мне позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне, с интеграцией всех видов искусств;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

На уроках литературы применяю компьютер и интерактивную доску для ознакомления с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершения заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотра кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, по произведениям того или иного писателя, прослушивания мастеров художественного слова.

В настоящее время к юбилеям писателей и поэтов выпускаются диски, на которых собран богатейший материал. Приобретаю эти диски и использую на уроке в программе «Power Point» при помощи проектора. Это очень удобно в сельской местности, где нет музеев, театров, регулярных художественных выставок.

Мои ученики, готовясь к урокам, пользуются Интернетом. Используя электронные учебники и словари, выполняют индивидуальные задания творческого характера. Готовясь к урокам литературы, пользуются сайтом LITRU.RU - Бесплатная электронная библиотека. Взаимодействуя в группах, учащиеся создают презентации к урокам.

Использую ИКТ на занятиях курса по выбору, элективных курсов, кружков. Уже четвертый год на занятиях курса по выбору ученики работают с CD диском «Репетитор по русскому языку». На элективных курсах и на отдельных занятиях по подготовке к ЕГЭ организую с учащимися работу на сайтах: GRAMMA.RU - Культура письменной речи. Экзамен, EGETESTONLINE.COM. - Русский язык. Онлайн - тесты, Letopisi.ru/ - Вики - учебник для подготовки к ЕГЭ, раздел «Русский язык».

Для облегчения самостоятельной работы учащихся с Интернет-ресурсами каждому предложила таблицу «Полезные сайты».

Настоящей «палочкой-выручалочкой» стал для меня и моих учеников электронный учебник «ЕГЭ без ошибок» с приложенными к нему тестами, разработанный специалистами ИРО РТ. При помощи всех возможностей этого электронного учебника («ловушки», подсказка, индикатор оценки знаний) учащиеся в комфортной обстановке могут получать знания, проверять умения и навыки, выявлять «западающие» темы, устранять пробелы.

Максимально использую на уроках возможности информационной системы «Электронное образование в РТ». Это и цифровые образовательные ресурсы по творчеству Л.Н.Толстого, М.И.Цветаевой, Г.Р.Державина, выложенные на сайте edu/tatar.ru, и материалы, имеющиеся в сообществах моих коллег.

Внеклассные мероприятия по предмету: литературно-музыкальные композиции, предметные недели, интеллектуальные игры и викторины - провожу с обязательным использованием ИКТ.

С прошлого года я с помощью Интернета открыла новое поле деятельности, как для моих учеников, так и для себя. Мои ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах, организованных проектом «Инфоурок» и Интернет-порталом «Меридианы открытий». Сама я участвую в конкурсе «Источник знаний» и в Интернет-проекте «Разработка внеклассного мероприятия» на Интернет - портале Pro Школу. ru.

В своей работе использую электронную почту для консультации, отправки тестов, контрольных работ учащимся и профессионального общения с коллегами.

Моя ИКТ - компетентность позволила мне успешно справиться с дистанционным модулем во время прохождения курсов повышения квалификации при КРИППО г. Симферополь в ноябре 2013 года.

Я на своей практике убедилась в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.

В моей творческой лаборатории накопилось много готовых медиаресурсов, которые я систематически использую на уроках и во внеурочной деятельности.. Сама также создаю компьютерные презентации для проведения уроков, разрабатываю уроки с использованием мультимедийных презентаций.



© 2010-2022