План-конспект урока по русскому языку. Тема урока: А (15) Правописание приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3(С)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему (проблемы), поставленные в тексте.

Сформулируйте позицию автора.

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора данного текста


Валентина, сколько счастья! Валентина, сколько жути!

Сколько чары! Валентина, отчего же ты грустишь?

Это было на концерте в медицинском институте,

Ты сидела в вестибюле за продажею афиш.

А потом… Купе. Деревня. Много снега, леса.

Святки.

Замороженные ночи и крещенская луна.

Домик. Нежно и уютно. Упоенье без оглядки.

Валентина безрассудна! Валентина влюблена!

Все прошло, как все проходит. И простились мы

неловко:

Я «обманщик», ты сердита, то есть просто

трафарет.

Валентина, плутоглазка! Остроумная чертовка!

Ты чаруйную поэму превратила в жалкий бред!

( И. Северянин)







Алгоритм анализа текста


1. Проблема (проблемы),

основные вопросы,

ключевые мысли данного текста

2. Каким образом автор решает эти проблемы?

(на чьей он стороне, какова его позиция, кто ему симпатичен).


3. Ваш взгляд на эту историю. Кто прав, кто виноват?

Аргументируйте свой ответ.


1. Действующие лица.

2. Сюжет: где встретились, как развивались отношения, чем закончилась история.

3. Чем недовольна Она?

4. Чем недоволен Он?

Вывод:

Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что…


1. Сколь раз в тексте употребляется имя Валентина? Как вы думаете, почему?

2. Какие слова (существительные, прилагательные …) характеризуют Валентину?

3. Где герой встретил героиню: в театре, в опере, в ресторане, на литературном вечере?

4. Как вы думаете, Она нравится автору стихотворения? Объясните.

6. В тексте есть одно слово, которое характеризует эту историю как обычную, написанную под копирку. Что это за слово?

Вывод:

Автор текста никого не обвиняет, никого не оправдывает, так как…

1. « Я «обманщик», ты сердита, то есть просто трафарет». Как вы понимаете эту мысль.

2. Что этим героям помешало обойтись без взаимных претензий?

Вывод:

Эта история повторяет истории отношений многих людей, потому что…




Алгоритм анализа текста


1. Проблема (проблемы),

основные вопросы,

ключевые мысли данного текста

2. Каким образом автор решает эти проблемы?

(на чьей он стороне, какова его позиция, кто ему симпатичен).


3. Ваш взгляд на эту историю. Кто прав, кто виноват?

Аргументируйте свой ответ.




План-конспект урока по русскому языку

Тема урока: А (15) Правописание приставок.

3 (С) Написание сочинения по прочитанному тексту.

Цели урока:

Обучающие:

- обобщение и систематизация изученного в школе, системное изложение справочного теоретического материала

- формирование умений правильно писать приставки и решать орфографические задачи на стыке приставки и корня;

- формирование навыков анализа художественного текста;

- формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для выполнения теста в формате ЕГЭ.

Развивающие:

- развитие учебной самостоятельности в подготовке к экзамену;

- развитие умений использовать полученные знания в практической деятельности.

Воспитательная:

- формирование положительных мотивов учебно- познавательной деятельности.

Методы и приемы

Виды учебной деятельности

  • Абстрагирование

  • Беседа

  • Выразительное чтение

  • Доказательство (обоснование)

  • Индукция (от частных, конкретных образов к общему выводу)

  • Анализ и синтез языковых единиц

  • Демонстрация

  • Выполнение практических действий:

- контрольно-обучающее тестирование;

- самопроверка:

- заполнение таблицы

Учебно- методическое обеспечение:

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: ООО, 2010.

2. Бисеров А. Ю. Русский язык. Сдаем без проблем! - М.: Эскмо, 2012, стр. 124-125.

3. Практикум для учащихся:

- стихотворение И. Северянина «Валентина»:

- инструктаж по заполнению таблицы;

- таблица.

Ход урока

1. Организационная часть:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение темы урока, целей, мотивация учебной деятельности.

2. Правописание приставок. Актуализация опорных знаний.

Беседа с учащимися:

Задание А 15 в современной модели ЕГЭ по русскому языку проверяет умение учащихся правильно писать приставки и решать орфографические задачи на стыке приставки и корня. Это самое объемное задание по орфографии среди заданий первой части, т. к, чтобы выполнить его, участник экзамена должен точно определить правописание всех 12 слов и только после этого выбрать правильный ответ.

Демонстрация (на доске), работа у доски:

А 15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чере…чур, чре…мерно, и… подтишка

2) пр…чудливый, непр…рекаемый, пр…обретенный

3) под…грать, пред…стория, без…нициативный

4) пред…стеречь, поз…вчера, нед…варить

Выполняя это задание, важно не торопиться и внимательно читать слова. Итак, проанализируем представленные задания, ссылаясь на материал, представленный в учебнике:

1) чересчур, чрезмерно, исподтишка (учебник, стр. 87 пункт 3)

2) причудливый, непререкаемый, приобретенный (учебник, стр. 89-90)

3) предоставить, позавчера, недоварить (учебник, стр. 87, пункт 1)

Контрольно-обучающее тестирование с самопроверкой (6 заданий). Тестовые задания в формате ЕГЭ.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) кинос…емка, под…езд, зав…южило

2) под…скать, об…грали, за…скивпать

3) (ваше) пр…подобие, пр…рекаться, пр…следовать

4) раз…бежался, ни…падающий, бе…молвствовать

Вариант 3

Вывод:

Написание приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного, последующего гласного.

Написание приставок зависит от значения самой приставки.

3. Анализ художественного текста. Написание сочинения по прочитанному тексту.

1. Вступительное слово педагога: ЗУН необходимые при выполнении части 3(С)

2. Выразительное чтение стихотворения И. Северянина «Валентина».

Валентина, сколько счастья! Валентина, сколько жути!

Сколько чары! Валентина, отчего же ты грустишь?

Это было на концерте в медицинском институте,

Ты сидела в вестибюле за продажею афиш.

А потом… Купе. Деревня. Много снега, леса.

Святки.

Замороженные ночи и крещенская луна.

Домик. Нежно и уютно. Упоенье без оглядки.

Валентина безрассудна! Валентина влюблена!

Все прошло, как все проходит. И простились мы

неловко:

Я «обманщик», ты сердита, то есть просто

трафарет.

Валентина, плутоглазка! Остроумная чертовка!

Ты чаруйную поэму превратила в жалкий бред!

3. Работа учащихся над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения:

- ответы на поставленные вопросы;

- заполнение таблицы;

- выводы.

Алгоритм анализа текста


1. Проблема (проблемы),

основные вопросы,

ключевые мысли данного текста

2. Каким образом автор решает эти проблемы?

(на чьей он стороне, какова его позиция, кто ему симпатичен).


3. Ваш взгляд на эту историю. Кто прав, кто виноват?

Аргументируйте свой ответ.


1. Действующие лица.

2. Сюжет: где встретились, как развивались отношения, чем закончилась история.

3. Чем недовольна Она?

4. Чем недоволен Он?

Вывод:

Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что…


1. Сколь раз в тексте употребляется имя Валентина? Как вы думаете, почему?

2. Какие слова (существительные, прилагательные …) характеризуют Валентину?

3. Где герой встретил героиню: в театре, в опере, в ресторане, на литературном вечере?

4. Как вы думаете, Она нравится автору стихотворения? Объясните.

6. В тексте есть одно слово, которое характеризует эту историю как обычную, написанную под копирку. Что это за слово?

Вывод:

Автор текста никого не обвиняет, никого не оправдывает, так как…

1. « Я «обманщик», ты сердита, то есть просто трафарет». Как вы понимаете эту мысль.

2. Что этим героям помешало обойтись без взаимных претензий?

Вывод:

Эта история повторяет истории отношений многих людей, потому что…







Алгоритм анализа текста


1. Проблема (проблемы),

основные вопросы,

ключевые мысли данного текста

2. Каким образом автор решает эти проблемы?

(на чьей он стороне, какова его позиция, кто ему симпатичен).


3. Ваш взгляд на эту историю. Кто прав, кто виноват?

Аргументируйте свой ответ.





4. Выводы:

Комментирование проблемы - наиболее сложная и важная часть экзаменационной работы по русскому языку - сочинение рассуждение, так как это задание позволяет оценить, правильно ли выпускником понят исходный текст, сумел ли ученик увидеть те аспекты сформулированной им проблемы, которые интересуют самого автора текста. Именно умение объяснить рассматриваемые автором стороны проблемы, полнота этих пояснений оцениваются при проверке работы выпускника, кроме того, комментарий должен быть написан с опорой на исходный текст.

4. Рефлексия учебной деятельности.

Мне кажется, что задание А15:

1) задание повышенной сложности

2) выполнимое

3) достаточно легкое

Написание сочинения по исходному тексту:

1) очень сложное для меня задание

2) сложное, но выполнимое

3) я справлюсь

5. Домашнее задание. Тестирование в формате ЕГЭ.








Самоанализ урока

1. Мотивация: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне:

экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ, общая языковая культура.

Замысел урока обосновывается потребностью обучающихся в системном изучении материала пол русскому языку, тестовые задания в формате ЕГЭ позволяют проводить работу по обобщению полученных знаний.

Цель:

обобщение ЗУН по заданным темам:

  • Правописание приставок;

  • Умение решать орфографические задачи;

  • Умение анализировать и синтезировать языковой материал;

  • Умение обобщать, формулировать вывод;

  • Навык работы с тестовым материалом.

фиксация затруднений:

  • Правописание приставок - пре, -при;

  • Затруднения по интерпретации текста.

2. Содержание и организация учебного занятия

Методы и приемы

Виды учебной деятельности

  • Абстрагирование

  • Беседа

  • Выразительное чтение

  • Доказательство (обоснование)

  • Индукция (от частных, конкретных образов к общему выводу)

  • Анализ и синтез языковых единиц

  • Демонстрация

  • Выполнение практических действий:

- контрольно-обучающее тестирование;

- самопроверка:

- заполнение таблицы

3. Результативность проведенного урока

Урок по закреплению полученных знаний достиг своей цели. Выбор методов и приемов был оправдан. Возможно, планируя в дальнейшем подобного типа урок, сопроводить егопрезентацией «Слова иноязычного происхождения с -при, -пре».

© 2010-2022