Евгений Онегин-самое задушевное произведение А. С. Пушкина

Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта. Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, с особенностями сюжета романа, учить работать с опорной схемой, показать тематическое разнообразие и художественное единство романа, воспитывать интерес к художественному слову.   Прими мой друг, «собранье пестрых глав» - Последний раздел курса литературы в 9 классе называется «Прошлое, настоящее, будущее». - Как понимают это авторы учебника? (Учащиеся читают отрывки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Евгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаЕвгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.ПушкинаМКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа»











Урок литературы в 9 классе:

А. С. Пушкин.
«Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта.

Евгений Онегин- самое задушевное произведение А.С.Пушкина







Учитель русского языка и литературы:
Нимгирова А. С.



Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта.
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, с особенностями сюжета романа, учить работать с опорной схемой, показать тематическое разнообразие и художественное единство романа, воспитывать интерес к художественному слову.

Прими мой друг, «собранье пестрых глав»

- Последний раздел курса литературы в 9 классе называется «Прошлое, настоящее, будущее».
- Как понимают это авторы учебника? (Учащиеся читают отрывки из статьи, делают выводы).
Первое произведение, с которым нам предстоит познакомиться, - роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Сам Пушкин писал о романе, высылая первые главы друзьям в Петербург: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено» - знаменательная фраза.
В 1830 году в Болдине он сам подвел итог: «1823 года, 9 мая. Кишинев 1830 года 25 сентября. Болдино 7 лет, 4 месяца, 17 дней».
Однако осенью 1831 года он снова сел за доработку романа, в частности добавил письмо Онегина к Татьяне, и лишь в 1833 году «Евгений Онегин» вышел полностью, хотя частями и отдельными главами печатался с 1825 г.

- С историей создания романа нас познакомит Айса Бутаева (индивидуальное сообщение).
- «Евгений Онегин» - самое любимое, задушевное, значительное произведение Пушкина, в котором, по словам В. Г. Белинского, «вся жизнь, вся душа, вся любовь».

Вернемся к первой авторской оценка романа: «большое стихотворение», которое «вероятно, не будет окончено…» Почему Пушкин так писал?

- Стихотворение - жанр какого рода литературы?
- Что главное в лирике?
- Кто главный герой лирического произведения? (лирический герой).
- Может ли лирический герой рассказать о себе, о своих друзьях, о важных событиях жизни, о своей любви?
- Что главное в лирическом стихотворении? (Главное - чувства, эмоциональное отношение лирического героя к тому, о чем он рассказывает).
- Пушкин долго искал название жанра своего произведения: «пишу новую поэму», «пишу поэму», где захлебываюсь желчью», «он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру».
Наконец, в письме А. А. Вяземскому, он заявил: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».
Как вы понимаете эту «дьявольскую разницу»?

- Что главное в эпических произведениях?
- Кто рассказывает читателю о героях и событиях? (Повествователь)
- Есть разница между повествователем и лирическим героем стихотворения?
- Кто же будет главным действующим лицом в романе в стихах? (сам автор)

В этом произведении много эпизодов, связанных с жизнью реального Пушкина. Поэт вложил в это произведение все чувства и мысли, которые его волновали. Это «большое стихотворение» стало сложным и новаторским произведением.

Как строится роман?
В нем 8 глав. Глава состоит из строф.
Откройте любую страницу романа и определите количество строк. Четырнадцать строк построены по особой схеме. Это так называемая «онегинская строфа» (сообщение ученика, слайд).

Работа с опорной схемой.

СЮЖЕТ

1 особенность

Онегин - Татьяна

Служит для развития конфликта романа

Ленский - Ольга

Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина

2 особенность Главное действующее лицо -
повествователь

Спутник
Онегина

Антипод Ленского - поэта

Защитник «Татьяны милой»

Лирические отступления - составная часть сюжета.

3 особенность Образ повествователя раздвигает границы конфликта -
в роман входит русская жизнь того времени во всех ее
проявлениях.

Кого вы считаете главными действующими лицами?


Выступление ученика с опорной схемой.

В центре системы художественных образов

Онегин

Татьяна

Ленский

Представляют определенную категорию общества



«высший свет»

патриархальное дворянство

дворянство



Являются образцами определенного нравственного,
духовного, литературного типа

«лишний
человек»

«идеал
русской души»

«романтическое
сознание»



Объединяются автором - действующим лицом.

- Вы уже убедились насколько сложным и одновременно простым является роман «Евгений Онегин». Сама сюжетная канва кажется простой, до конца как будто нет - за это гениальное изображение «открытого» финала Пушкина особенно ругали современники, привыкшие к четкой, логической завершенности литературного произведения. Лучше всего Пушкина понял Белинский: «Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что самой действительности бывают события без развязки».

Современники о романе (выступления детей)

- Можете вы определить, кто в этом романе положительный герой, кто отрицательный?
- Характеры героев сложны, в разных сюжетных ситуациях они проявляются с разных сторон, поэтому нельзя делить героев на положительных и отрицательных.

- Роман «Евгений Онегин» надо читать внимательно и вдумчиво, не пропуская ни одной строчки, иначе рискуете пропустить самое главное.
- А сейчас наступил долгожданный момент встречи с прекрасными моментами романа (чтение отрывка романа учащимися, театрализация).

Подведение итого урока.

  • Какое впечатление произвел на вас роман?

© 2010-2022