Урок русского языка «Такая НЕпростая. Правописание не с наречиями на – о, - е. »

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежская область

Советский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55










Тема урока:


«Такая НЕпростая. Правописание не с наречиями на - о, - е. »




6 класс










Едрышева Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы






Воронеж


Цель урока:

- дать понятие о слитном и раздельном написании не с наречиями; осуществить блоковую организацию учебного материала по принципу сходности.

Задачи:

- повторить изученный материал о правописании не с существительными и прилагательными;

- показать сходство правил о правописании не с существительными, прилагательными, наречиями;

- способствовать самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- развивать логическое мышление;

- способствовать формированию умений и навыков анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать умение работать в группе.

Проблемно-познавательная задача: «Слитно или раздельно следует писать слово с частицей не?»

Оборудование урока:

  1. Презентация «Такая Непростая».

  2. Карточки с заданиями.

  3. Учебник «Русский язык. Практика 6 кл.».

4) Таблица по правописанию.


  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, изучая наречие, вы уже многое узнали о нём: разряды по значению, степени сравнения, словообразование. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о правописании наречий на -о, -е с частицей не. Постойте-ка, опять эта частица не! Какую бы мы часть речи не изучали, всё равно возвращаемся к ней. Какая же она всё-таки ловкая и хитрая! То превращается в приставку, то остаётся частицей. Давайте вспомним, о каких частях речи я говорю? ( О глаголе, существительном, прилагательном). Цель нашей работы сегодня - выяснить, когда следует писать не с наречием слитно, а когда раздельно. Слитно или раздельно - это главная задача для нас. Мы с вами должны хорошо изучить новую орфограмму и повторить изученный материал, чтобы эту задачу решить. Оказывается, есть нечто общее между такими частями речи, как существительное, прилагательное и наречие. Это нам тоже предстоит выяснить.

(Дети записывают в тетрадь число, тему урока).

Частице не.

Ты такая, ты такая…

Очень даже непростая,

Ты такая вредная,

Не всегда заметная,

Не всегда любимая,

Но незаменимая!

  1. Повторение изученного материала.

Мы с вами не в первый раз обращаемся к правописанию частицы не с другими словами.

1)Беседа по вопросам.

-Давайте вспомним, слова каких частей речи я имею ввиду? (Существительные, прилагательные, глагол).

- Когда не пишется слитно с существительными? (Если не употребляются без не: неряха, если можно подобрать синоним: недруг - враг).

- А когда напишем их раздельно? ( Если есть противопоставление с союзом а: не друг, а враг, если есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько).

- В каких случаях мы напишем прилагательные слитно с частицей не? (Если не употребляются без не: невзрачный, если можно подобрать синоним: незлой - добрый).

- А в каких раздельно? (Если есть противопоставление с союзом а: не добрый, а злой, если есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько).

- Как пишется частица не с глаголом? ( Всегда раздельно, исключение составляют только те глаголы, которые не употребляются без неё: ненавидеть, нездоровиться).

2) Работа в группах.

Группы получают карточки с таким заданием: « Выясните, слитно или раздельно следует писать слова с частицей не в пословицах. Объясните значение выделенной пословицы».

1 группа

Добрая слава идёт шагом, а (не) добрая бегом мчится.

В (не) большой мороз (не) прячь нос.

2 группа

Ученье свет, а (не) ученье - тьма.

(Не) удачей дорожи, а уменьем.

3 группа

(Не) страшен мороз, коль ты всё с поля свёз.

Болтаешь сидя за печью, а дом строится (не) речью.

4 группа

Знайка с полуслова понимает,

а (не) знайка всё рот разевает.

Ленивые руки (не) родня умной голове.

5 группа

Один в поле (не) воин.

Время (не) птица - за хвост (не) поймаешь.

6 группа

Богата хата (не) углами, а золотыми руками.

Мороз (не) велик, да стоять (не) велит.

3) Проверка результатов работы и обсуждение пословиц.

Оценка работы групп.

4)Запись пословиц в тетрадь.

3.Изучение нового материала.

1) Показ презентации «Такая НЕпростая» (Суть презентации в том, чтобы показать, как не влияет на значение слов.)

2)Частица не не только влияет на значение слов, она создаёт нам трудности в их правописании. Она действительно непростая, так как способна превращаться в приставку. Это превращение мы можем наблюдать и при её употреблении с наречиями. В каких же случаях не пишется с наречиями раздельно, а в каких слитно?

Не с наречиями

слитно

раздельно

1.Наречие не употребляется без не

невзрачно

1.Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не но)

не плохо, а хорошо

2.Наречие можно заменить синонимом

неплохо - хорошо

2.Если отрицание усилено словами далеко не, вовсе не, совсем не, нисколько не

совсем не больно


Не знакомо ли вам это правило? Что оно вам напоминает? (Напоминает о правописании частицы не с существительными и прилагательными).

Правописание не с существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е.

слитно

раздельно

1.Если слово не употребляется без частицы не: неряха, невзрачный, невзрачно.

1. Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не но): не друг, а враг; не злой, а добрый; не плохо, а хорошо.

2.Если слово можно заменить синонимом: недруг - враг, незлой - добрый, неплохо - хорошо.

2. Если отрицание усилено словами далеко не, вовсе не, совсем не, нисколько не: далеко не друг; вовсе не плохой; совсем не близко.

4.Формирование умений и навыков.

Раскрыть скобки.

(Не) приятно, а досадно,

Если всё идёт (не) складно.

Далеко (не) безразлично -

«Плохо» или же «отлично»

В дневнике несёшь домой

Да ещё под выходной.

(Отрывок из стихотворения О.Н. Кургузовой «Ветер»)

Упр. 504. (Учебник «Русский язык. Практика. 6 кл.»).

Учащиеся выполняют упражнение по цепочке.

Непрестанно - постоянно, недружелюбно - враждебно, не серьёзно, а в шутку (противопост.), нелепо (не упот.), сказал не одобрительно, а с укором (противопост.), несерьёзно - легкомысленно, говорил не громко и не тихо (прямое отрицание).

Упр. 505.

Учащиеся выполняют упражнение в парах.

Тотчас - немедленно, кратко - немногословно, грубо - невежливо, очень - необыкновенно, скучно - невесело, различно - неодинаково, внезапно - неожиданно, беспрерывно - непрестанно, легкомысленно - несерьёзно, враждебно - недружелюбно.

Упражнение с загадками. ( По времени).

Раскрыть скобки. Отгадать загадки.

1)(Не)поседа птица эта,

Одного с берёзой цвета. (Сорока).

2)(Не)колода и (не)пень,

А лежит целый день. (Лодырь).

3)Тот, кто курит, растение знает,

А курить - наносить себе вред.

Будьте умными с юных лет.

А (не) умных число - возрастает,

Кто (не) слушает добрый совет. (Табак).

4)Получить его (не) просто,

Хоть похож он на сюрприз.

Ты ответь на сто вопросов,

Лишь тогда получишь …(приз).

По заданию учителя дети записывают одну понравившуюся загадку в тетрадь.

5.Самостоятельная работа.

Укажите слитные написания частицы не:

1.(не) лепый поступок

2.(не) высоко взлететь

3.далеко (не) лёгкое дело

4.путь (не) близок, а далёк

5.душевные (не) взгоды

6.(не) дорогой, а красивый ситец.

6.Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что общее есть у существительных, прилагательных и наречий на -о, -е?

- Как узнать, слитно или раздельно следует писать не с существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е?

Частице не.

Ты такая, ты такая…

Очень даже НЕпростая,

Ты совсем НЕ вредная,

Ты всегда заметная,

Ты всегда любимая,

И незаменимая!

7. Оценки за урок.

8.Домашнее задание. Выучить правило по таблице, упражнение 507 («Русский язык. Практика 6 кл.»).

Литература

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 - 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2002.

Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Кургузова О.Н. «Я русский бы выучил…» - Воронеж: ОАО «Центр.- Чернозем. кн. изд-во», 2003.

Русский язык: Практика.6 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Г.К. Лидман - Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и др. - М.: Дрофа, 2000.

Язык мой - друг мой: русский язык на материалах пословиц, поговорок, загадок / сост. М.П. Филипченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.




© 2010-2022