- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План самообразования «Творческое развитие личности ученика через соединение задач обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы»
План самообразования «Творческое развитие личности ученика через соединение задач обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Железцова Л.И. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Верхососенская СОШ»
План работы
над темой самообразования
Тема самообразования
«Творческое развитие личности ученика через соединение задач обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы».
Учитель: Железцова Любовь Ивановна
Введение
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно выдвигать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения своего уровня в образовательном процессе систематически прохожу соответствующие курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма по теме «Творческое развитие личности ученика через соединение задач обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы»
Самообразование педагога является одним из способов совершенствования его профессионального мастерства. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление плана и поэтапной программы саморазвития, а также анализ выполненной работы.
Цель:
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ путем использования современных образовательных технологий.
Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации педагогической темы школы «Личностно-ориентированное обучение на основе педагогики и сотрудничества»
Ведущие идеи:
-личностный подход;
-успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-практическая направленность обучения;
-дифференциация обучения
.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Творческое развитие личности ученика через соединение задач обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы»
Работа над темой начата в 2011 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.
Направления самообразования:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональные
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Систематически выписывать журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе ».
4.Вести каталог статей из этих журналов.
5. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы
2011- 2012
2011-2012
регулярно
регулярно
2013 год
Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русскому языку и литературе.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.
10. Разработать программы элективного курса по предмету.
11. Выступать с докладами по теме самообразования.
12.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей русского языка и литературы.
Регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
2011-2015
2012-2013
2013
2015
Информационно-технологические
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.
3. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
регулярно
Регулярно
2012
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
регулярно
регулярно
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
2012-2013
1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.
3.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе», «Первое сентября. Литература».
4.Изучение литературы:
1)Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках - М.:, 2008.
2)Литература. Современный курс; Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. П.А. Леканта.- М.: ООО «Издательство «Новая волна».2009».
3).Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем.-М.:Эксмо, 2009.
Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
2012-2013
Январь
Май
Февраль
Апрель
Январь
Октябрь
Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам:
«Изобразительно-выразительные средства русского языка ( из опыта работы) ».
«Определение уровня гуманитарных знаний выпускников средних школ».
Открытые уроки:
«Средства художественной выразительности»
-
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Лексика. Фразеология».
Открытые внеклассные мероприятия:
1Путешествие в страну Здорового образа жизни.
2.Лит.-муз.композиция на тему «Дружба-это…»
Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2013-2014
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках русского языка и литературы для учебного успеха».
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
2014-2015
Ежегодно
2014
Постоянно
1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках русского языка и литературы»
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
Внедренческий
Распространение опыта работы.
2014-2015
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) - являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
План реализации проблемы:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2010.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2009
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2010. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2010
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2009.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя русского языка и литературы»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
-
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
-
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
-
Творческое сотрудничество с учителем информатики Емельяненко Н.П. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point
4. Участие в системе школьной методической работы:
-
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
-
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
-
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
-
Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
-
Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей русского языка и литературы, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
-
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
-
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
-
Разработать и провести открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
-
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
-
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
-
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ