Читательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Читательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыЧитательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературыОрганизация читательской деятельности на уроке литературы при помощи мультимедийной презентации

Информационные технологии в процессе обучения литературе, благодаря оснащению школ мультимедийными проекторами и возросшей подготовке самих учителей, заявили о себе уверенно и ярко: многие словесники признаются, что повысился интерес к предмету, ребята сами с удовольствием создают презентации, участвуют в проектной деятельности, предполагающей компьютерное сопровождение. Но мультимедийная презентация, созданная учителем для урока литературы, прежде всего, должна создавать деятельностный режим на уроке, из чего следует первый вывод - ее структура полностью соответствует определенному виду учебной деятельности, в данном случае мы говорим о деятельности читателя.

Начальный этап любого вида деятельности - мотивация. В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке - эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность, и мультимедийная презентация может явить образ, вызывающий «послечувствование», настолько сильно включающий эмоции, что мысль, пробужденная ими, требует диалога с автором произведения, которое предстоит прочесть и о котором стоит поразмышлять. В этом случае нужно обратить внимание на самый первый слайд презентации, который должен быть лаконичным, интересно, нестандартно оформленным, создающим читательские ожидания, однако полностью не открывающий основную мысль презентации. Это своеобразный намек, «яркое пятно», призыв к погружению в художественный мир произведения. В данном случае легко провести первую стадию работы по технологии РКМЧП - вызов.

Отдельный слайд в презентации должно занимать установочное задание - это либо проблемный вопрос, ответ на который можно найти, лишь внимательно работая в течение урока, либо исследовательское или творческое задание. В любом случае школьники должны представлять, что им необходимо будет сделать на материале или в течение презентации, на что обратить большее внимание, такая установка урока поможет в оптимальном режиме провести стадию осмысления.


Наиболее сложным и ответственным этапом организации читательской деятельности школьников является анализирующее наблюдение, предполагающее активизацию основных сфер читательского восприятия: мышления, эмоций, воображения. Анализирующее наблюдение предполагает разнообразие деятельности, цель которой - постепенное, через обращение к отдельным литературным явлениям, создание читательской интерпретации произведения. На стадии осмысления в РКМЧП предлагается работа с самыми разными таблицами.

Анализирующее наблюдение предполагает непосредственное соприкосновение с текстом, медленное чтение и размышление, чему поможет оформленный на слайдах текстовый материал для наблюдения.

Презентация оптимальна для организации сопоставительного анализа, содержанием которого могут быть произведения одного или разных видов искусства: одновременное размещение на слайде литературного текста и живописного полотна, картин разных художников или художественных текстов разных авторов также организует анализирующее наблюдение. Тематически и эмоционально близкие тексту изображения помогают ярче представить героя или место действия:

Читательская деятельность и мультимедийная презентация на уроках литературы

Интересен сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства:

На слайде можно расположить эвристические или проблемные вопросы и задания - но крупные, определяющие направление анализа, поскольку более мелкие и детальные вопросы рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость. Интересны проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей, а также выбора эпиграфа к уроку или обложки для воображаемой публикации.

Последний слайд презентации обычно возвращает установочное задание, таким образом, презентация имеет своеобразную «кольцевую композицию», что способствует организации стадии рефлексии на уроке.



© 2010-2022