- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-праздник славянской письменности. И звучало слово
Урок-праздник славянской письменности. И звучало слово
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Губкина М.И. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок- праздник славянской письменности.
«И зазвучало слово…»
Цель:
-прививать любовь и бережное отношение к русскому языку;
-учить ценить и сохранять наследие предков;
-развивать умение выразительного чтения и инсцентрования
Оборудование:
-портреты Кирилла и Мефодия,
-таблица букв кириллицы, отдельные буквы, таблица с новым алфавитом,
-карандаши, краски.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А.С.Пушкин «Пророк»
I Организационный момент.
1. Слово учителя. А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о том, что его герой- человек, который хотел, но не знал, как стать настоящим великим поэтом. И когда он уже обессилел, потому что никак не получались стихи, и уже стал думать, что у него никогда ничего не получится, он вдруг услышал голос Бога, который обратился к нему с такими словами: (звучат слова эпиграфа)
Но почему глаголом? У А.С.Пушкина глагол- это такое поэтическое слово, которое сможет «жечь сердца людей», то есть убеждать, вести за собой.
Вопросы к классу.
-Когда он сможет это делать? Найдите в эпиграфе действия, которые должен будет совершать ежеминутно поэт. (Виждь и внемли)
-Что это значит? (смотри и слушай)
-Чтобы всё это у поэта получилось, что он должен сделать в первую очередь?
(Восстать, то есть встать и исполнить волю Бога)
-А какова же его воля? (Глаголом жги сердца людей.)
Вот так и мы с вами обратимся сейчас к слову, которое побуждает людей действию. А человек должен успеть сделать многое. Что же самое главное он должен сделать?
Работа в тетрадях.
Дом - построить,
дерево - посадить,
ребёнка - воспитать,
песню - сложить,
подвиг - совершить.
-А что значит, по вашему мнению, «совершить подвиг»?
Мы знаем подвиги воинские, когда люди, не жалея своей жизни, защищали Отечество. Это А.Невский, Д.Донской, М. Кутузов и многие другие.
Но сегодня, ребята, мы будем говорить о другом подвиге и о других людях.
II Основное содержание урока.
Слово учителя.
Это святые люди Кирилл и Мефодий, два брата, просветившие славян.
А что вы узнали о них, готовясь к сегодняшнему уроку?
Сообщения детей.
-
Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать- гречанка.
-
Младший Кирилл любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.
-
За три месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, риторикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.
-
Он знал пять языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться этим языкам он смог, работая библиотекарем.
Слово учителя.
И когда царь Михаил посылает его в Моравию, тот едет, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке- славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий просветительский подвиг. А что такое подвиг?
Запись в тетрадях , заполнение таблицы.
Подвиг- это великий труд.
Докажите это, приводя примеры из жизни Кирилла и Мефодия.
Учащиеся заполняют таблицу, отвечая на вопросы учителя и одновременно находят глаголы.
Что сделали братья?
Что ещё надо было сделать?
Что мешало?
Изучили русские письмена.
Услышали звуки славянской речи.
Составили для славян особую азбуку.
Перевели священные книги на славянский язык.
Надо было убедить людей в том, что им нужна эта азбука, надо было научить пользоваться ею, а для этого надо было открыть школы, создать буквари, подготовить учителей.
Всё это было трудно сделать, но возможно, если бы не мешали. А почему мешали? Их не понимали, не помогали, препятствовали во всех их начинаниях.
Слово учителя.
Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему было 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности. Посчитайте, сколько мы нашли глаголов, которые показали действия Кирилла и Мефодия? (10) А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов? (3)
Кто же победил? (Великие просветители)
Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.
Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян».
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы!
Слава, вам, Правды Христовой Учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы!
Вопросы к классу.
-Трудно было братьям? (Да) -Труден наш язык? (Да)
Слово учителя.
Предлагаю вам записать в тетрадь слова: «Дорогу осилит идущий!»
Что это значит? (Учись и научишься)
А сейчас вы посмотрите сценку из книги «Житие Сергия Радонежского» о мальчике, который станет монахом, чтобы учиться и станет мудрейшим человеком на Руси.
(Инсценирование эпизода)
Мать: Сынок, ты поел бы.
Сын: Ел я уже, матушка.
Мать: Да разве хлебом с водой насытишься? Ох, дитятко моё, не от голода ли ученье тебе не даётся? С весны уж к дьякону ходишь, а ни одного слова прочесть не можешь.
Сын: Матушка, да ведь и я более всего на свете хочу грамоте выучиться. Только как не бьюсь, как не силюсь понять, ничего не выходит.
Мать: Ну что ты, что ты, радость моя, потерпи! Ты верь и надейся! (Уходит)
Сын: (подняв глаза, скрестив руки): Дай же, Господи, понять эту грамоту! Научи, Ты, Господи, просвети меня!
Старик: Что ищешь, чего хочешь, чадо?
Мальчик: Душа моя, Отче, более всего желает знать грамоту, но сколько ни стараюсь, не могу одолеть её.
Старик: (даёт азбуку). Хоть и малым тебе кажется мой подарок, но велика будет радость от него. С сего дня знания грамоты у тебя будет больше, чем у сверстников твоих. А теперь читай!
(Мальчик читает)
Старик: (обращается ко всем) Зачем страшитесь вы страхом там, где нет страха. Радуйтесь и веселитесь. Этот мальчик будет великим перед Богом и людьми.
Слово учителя рисования.
Почему же так трудно давалась азбука? Да потому , что не похожи были буквы на наши, да ещё они и названия имели «Аз, Буки, Веди».
Учащиеся рисуют буквы кириллицы.
Во второй части нашего урока я предлагаю вам небольшое путешествие в страну КВН
«С русским языком можно творить чудеса»
1. Начало КВН.
Представление команд: название команд, связанных с русским языком, с грамматикой, речёвка, девиз.
Командам раздаются листы со словами
Задание: Подберите антонимы к словам: мир, победа, правда, полярный, трудящихся, полезный, атеист, яркий.
3. Подберите синонимы к словам: активный, смешной, аналогия, соотношение, беспристрастный, благородный.
4. Подыщите омонимы к словам и объясните их значение: коса, стол, ключ.
5. Напишите как можно больше сложных слов, обозначающих:
а) сельскохозяйственные орудия (сноповязалка, сенокосилка и т.д.)
б) предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка и т.д.)
в) название профессий (водолаз, сталевар и т.д.)
6. Загадочные круги. Кто больше составит слов из предложенных букв. Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время-10 минут. Сколько угаданных слов, столько начисляется баллов.
7. 3агадки-шутки, пока жюри будет подводить итоги 1-6 заданий. (1 балл за отгадку)
а) С буквой ц я то,
К чему стремятся люди,
А без ц- хвойным деревом буду.(Е-ль)
б) Союз -мой первый слог,
Второй мой слог-предлог.
А целое -у молодца
По середине лица. (Нос)
в) Мой первый слог-местоименье,
Второй же - времяисчисленье,
Я целый слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу. (Я-го-да)
г) Железный конь,
В животе огонь,
Сена на просит, пашет, сеет, косит. (Трактор)
д) 1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)
3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
6. Какой месяц короче всех? (Май)
7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
9. В каком месяце люди больше всего разговаривают? (В феврале)
8. Чтение подготовленным учеником стихотворения В.Гончаровой «О грамотее и больной ноге».
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши, а то я не умею...
- Нет, не могу, нога болит, -ответил хмуро тот.
- Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.
9. Конкурс почерков. Под диктовку ведущего один участник от каждой команды записывает предложения. Сдается жюри, которое оценивает аккуратность выполнения и грамотность по 5 балльной шкале.
Текст: Школьные годы справедливо называют самой замечательной порой. Неизгладимы впечатления этих лет. Мы вспоминаем об увлекательных походах, познавательных экскурсиях, удивительных открытиях этой поры.
10. Чтение подготовленным учеником стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей»
В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б - как Аз да Буки,
В - как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале наша грамота была!
Вот каким пером писали - из гусиного крыла!
Этот нож не без причины назывался «перочинным».
Очиняли им перо, если не было остро.
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке нараспев читал им книжки
На славянском языке.
11. Игра «Алфавит» Вот и мы с вами вернемся в начальную школу и вспомним алфавит. Вывешивается ватман на 2 минуты. Команды смотрят расположение букв. Один ученик от каждой команды выходит и называет их в алфавитном порядке, указывая их на плакате Плакат отворачивается от команд через 2 минуты. Выигрывает тот, кто быстрее назовет алфавит и не ошибется. (Время определяется по секундомеру)
12. Метаграммы (1 балл за отгадку).
Метаграмма - это загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы
другой получится новое слово.
-
Меня вы в сказке отыщите, я в сказке Пушкина герой. Но Л на Н лишь замените, -сибирской стану я рекой. (Енисей -Елисей)
-
Когда я с Т, на мне плывут, когда я с Д, меня сорвут (Плот-плод)
-
С К я в школе на стене, горы, реки есть на мне, С П - от вас не устаю -тоже в школе я стою. (Карта-парта)
-
С К в полях меня найдете, с Г романсы запоете, с В в косички заплетете. (Колос-голос-волос)
-
С Л я остров в океане, с Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин-сахарин).
13. Шарады. (1 балл за отгадку).
Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных
частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
-
На первом стоит часовой. Второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, ты ляжешь - и кончен твой день трудовой.(Пост-ель).
-
Первая - нота, второе - тоже, а целое - на горох похоже. (Фа-соль).
-
Первый слог - китайский напиток, второй - название буквы, а целое - птица. (Чай-ка)
-
Мой первый слог - на дереве, второй мой слог - союз,
А в целом я - материя и на костюм гожусь. (Сук-но). -
Из писка птиц мой первый слог возьмите, второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите то, что не раз едали вы. (Пи-рог).
14. Конкурс пословиц о русском языке. (1 балл за угаданную пословицу).
А теперь проверим, кто из вас больше знает пословиц о русском языке. Ведущий читает первую половину пословицы, а вы должны ее продолжить.
-
Что написано пером, (того не вырубишь и топором).
-
Слово не воробей, (вылетит - не поймаешь).
-
Живое слово дороже (мертвой буквы).
-
Лучше ногой запнуться, чем (языком).
-
Ветер горы разрушает, слово (народы поднимает).
Подведение итогов, награждение победителей.