ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

В этой статье рассматривается актуальность проблемы современного мышления, которая носит инженерный характер. В работе представлены некоторые методики гуманитарного образования, способствующие формированию инженерного мышления. Важную роль в этом играют различные алгаритмы, как по литературе, так и по русскому языку, одним из которых является обучение сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Муллагалиева С.Х., Малкова А.В.

Россия, г. Екатеринбург,

МАОУ гимназия №35

[email protected]



Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности. Прежде всего разберемся, каково содержание этого выражения. « Инженерное мышление - способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники. Причем инженерное мышление является не только теоретической формой отражения действительности в виде понятий, гипотез, теорий. С его помощью инженер решает практические задачи».1

Основой инженерного языка является высокоразвитое творческое воображение и фантазия, системное творческое осмысление знаний, владение методологической техникой творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей.

Инженерная мысль должна опираться на хорошо развитое воображение и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно - образное, практическое, теоретическое, техническое, и т.д. Главные из них - творческое, наглядно образное и техническое.

Инженерное мышление основывается на трех важных принципах: машинности, серийности и рациональности.

Важной чертой инженерного мышления является также системность. Формирование мышления, отличающегося подобными особенностями, происходит в процессе преподавания не только точных предметов, но и предметов гуманитарного цикла, прежде всего на уроках литературы и русского языка. В основе их лежит принцип обучения структурированному мышлению.

Обучение сегодня понимается не только как определенный запас знаний и овладение универсальными способами и приемами их приобретения. Принцип познавательной активности учащихся в процессе обучения должен быть одним из главных.

Методы и приемы, способствующие информационно - коммуникативной комплектности обучающихся при изучении литературы в 9-11 классах.

  1. Приемы системно-деятельностного подхода на уроке :

    • различные виды пересказа;

    • составление плана лекции;

    • составление тезисов, конспектов по предложенному плану;

    • составление по ходу лекции вопросов, которые будут заданы после лекции;

    • графические схемы изложения материала;

    • собственный вывод из лекции.

  2. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся во время работы с книгой.

    • прием вопросов (одни из них носят фактологический характер -"что? где? когда?"; другие - требуют ответа в виде рассуждения - "почему? в чем? Дайте объяснение)

  3. Эвристические методы обучения.

Задача учителя - выстроить внутри темы систему постепенного усложнения самостоятельной деятельности ученика

  • коллективная проблемно-поисковая работа;

  • система семинарских занятий ;

  • дифференцированные индивидуально-опережающие задания.

При такой организации меняется отношение учеников к учебе, мотивы ученической деятельности; ученики знают близкие и далекие цели своей деятельности, формируются умение целеполагания, планирования, ученики видят результаты своей работы.

Особо важную роль в этом играют педагогические технологии, а именно лабораторно-практические занятия.

Этот тип урока становится востребованным в процессе преподавания материала. Обычно на лабораторных занятиях происходит коллективное исследование какой-либо темы, уроки, в основе которых лежат тренировочные упражнения, уроки, посвященные формированию навыков анализа конкретного текста. Смысл лабораторной работы в том, что учащиеся опытным путем убеждаются в существовании тех или иных закономерностей, которые известны науке. Так происходит усвоение произведения на уровне поэтики.

В процессе преподавания литературы необходимо учитывать род, метод, индивидуальные особенности стиля произведения. Знание теоретических понятий и алгоритм работы с ними позволяет формировать структурное мышление, которое лежит в основе инженерного мышления.

При изучении литературного произведения учитываются особенности:

  • жанра;

  • проблематики;

  • системы персонажей;

  • характер конфликта;

  • композиционные особенности.

Так при изучении новеллы Ф.Кафки «Превращение» в 11 классе можно использовать следующий алгоритм:

  1. жанровые особенности параболы в произведении «Превращение» (парабола -жанр, близкий к притче, отличающийся многоплановой незавершенностью);

  2. хронотоп новеллы:

    1. образ пространства; изображение трагизма бытия через будничность и абсурд;

    2. образ времени;

  3. образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования, замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными;

  4. основная проблематика произведения - комплекс вины, наказания;

  5. персонификация категории отчуждения в образе главного героя Грегора Замзы;

  6. философско -этический смысл новеллы.

В новелле Ф.Кафки изображается модель поведения, основанная на одиночестве и отверженности человека. В произведении заключается, по выражению В.Набокова, «взывающая к состраданию человечность».

Другой важной технологией, способствующей формированию инженерного мышления, является проектная деятельность. Цель, способ, средства ее достижения, подбор необходимого материала, последовательность операций - таков путь разработки проекта, а проектирование - проявление творческого инженерного мышления.

В качестве примера можно обратиться к научно-исследовательскому проекту по зарубежной литературе ученицы 11 класса. «Поэтика интертекстуальности в творчестве Хорхе Луиса Борхеса».

Цель - показать сущность поэтики интертекстуальности и её роль в выражении концепции мира.

Задачи:

  • изучить теоретические вопросы по постмодернизму;

  • познакомиться с творчеством Х. Л. Борхеса;

  • рассмотреть проблемы интертекстуальности в рассказах данного писателя;

  • рассмотреть культурологические парадоксы, интеллектуальную метафоричность и их роль в создании модели мира.

Методы исследования:

  • культурно-исторический метод;

  • метод изучения художественного мира.

Следование определенному алгоритму в процессе анализа способствует постижению авторской концепции, формированию целостного представления о художественном произведении, моделированию читательской деятельности, которая позволяет сделать процесс обучения максимально адекватным результату образования по предмету «Литература».

Четкое знание теоретических понятий, владение композиционными приемами и речевыми средствами лежит в основе подготовки обучающихся к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 и 11 классах.

Сочинение по русскому языку ЕГЭ состоит из двух частей: анализ авторского текста и аргументация собственной позиции.

  1. Анализ авторского текста.

  • Определить тему, стиль и проблему предложенного текста.

Речевые средства. В этом тексте публицистического(художественного) автор обращается к теме … и рассматривает проблему…)

  • Прокомментировать проблему, обозначить ее актуальность.

Речевые средства. Значимость этого вопроса определяется тем..; такой вопрос является актуальным, так как …

  • Определить идею текста.

Речевые средства. Идея текста выражается в том, что..

  • Установить логику текста.

Речевые средства. Логика рассуждения автора такова: вначале высказывается идея, которая аргументируется рассуждениями в виде доводов, обращением к жизненному опыту, фактами истории, литературы. Или вариант. Логика рассуждения автора такова: вначале высказываются аргументы .., а затем формулируется идея.

  • Прокомментировать интересные аспекты текста.

Речевые средства. Интересным в рассуждениях автора является...

  • Подвести итог I части работы.

Речевые средства. Таково своеобразие авторской позиции.

  1. Аргументация собственной позиции.

  • Выразить свое согласие - несогласие с позицией автора текста.

Речевые средства. Я согласен (не согласен) с мнением автора. Мнение автора представляется мне интересным, пожалуй, я соглашусь с ним.

  • Формулировка своего тезиса по сформулированной проблеме.

Речевые средства. Действительно,…

  • Доказательство своей позиции с использованием литературных фактов. (Привести два аргумента из произведений художественной литературы).

Речевые средства. Эта проблема нашла отражение в художественной литературе. Например, произведение...

Другим примером является…

  1. Подвести итог по проблеме.

Речевые средства. Итак … Таким образом…

Подобный алгоритм помогает учащимся выстраивать экзаменационную работу в соответствии с критериями оценивания сочинения ЕГЭ. Такая последовательность действий формирует инженерное мышление.

Подводя итог, можно сказать, что развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования.

Список литературы

  1. Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен образования / / Человек и наука: электронная научная библиотека.− 1997. [Электронный ресурс]. URL: cheloveknauka.com/inzhenernoe-myshlenie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-i-problema-gumanitarizatsii-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.02.2015).

  2. Никитаев В.В. Инженерное мышление и инженерное знание / / Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. - 2009. [Электронный ресурс]. URL: gtmarket.ru/laborator/expertize/6059 (дата обращения: 02.02.2015).

  3. Чканикова А. Что это такое - инженерный тип мышления / / Первое сентября: газета. - 2012. − № 17 [Электронный ресурс]. URL: ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201705. (дата обращения: 02.02.2015).

1Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен образования / / Человек и наука: электронная научная библиотека.− 1997. [Электронный ресурс]. URL: cheloveknauka.com/inzhenernoe-myshlenie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-i-problema-gumanitarizatsii-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.02.2015).


© 2010-2022