Статья о замечательной Новокрымской мастерице

Мы живем в непростое время технического прогресса и информационного бума, который порой просто накрывает нас с головой. Многие люди находят свою тихую гавань и возможность отдохнуть в своих хобби. Это может быть как какое-то коллекционирование предметов, так и создание чего-то нового и уникального. Одно из самых распространенных увлечений для женщин всех возрастов – это вышивание.            Вышивание – общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевоз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОЯ МАСТЕРИЦА

Мы живем в непростое время технического прогресса и информационного бума, который порой просто накрывает нас с головой. Многие люди находят свою тихую гавань и возможность отдохнуть в своих хобби. Это может быть как какое-то коллекционирование предметов, так и создание чего-то нового и уникального. Одно из самых распространенных увлечений для женщин всех возрастов - это вышивание.

Вышивание - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй - батиста, газа, тюля.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14-17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта - полотенца, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники. Головные уборы, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери-прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб-«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8-ми лепестков - лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина, Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру-Землю, выступает покровительницей земледелия. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, всегда отличались гармоничностью сочетания цветов, красотой узоров, совершенством пропорций, точностью выполнения профессиональных приёмов. Каждое изделие имело и своё практическое назначение. В музеях России собрано множество образцов народной вышивки. Мы же должны помнить о них, беречь их, и, по возможности, развивать традиции, завещанные нам нашими предками. Великих мастериц много, о них мы можем прочитать в энциклопедиях, Интернете.

А я хочу рассказать о новокрымской мастерице. Невмержицкая Таисия Макаровна родилась 10 ноября 1941 года в Новосибирской области в селе Петропавловка. Детство у Таисии Макаровны было тяжелое. Отца забрали на фронт. И жила она с матерью и с 4 сестрами. Военное время она помнит только по рассказам родных: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогали матери ухаживать за колхозным скотом, возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Было очень тяжело. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа. Полагаю, что все мы в долгу перед той частью общества, которая сражалась в тылу. Весомый вклад в общее дело победы внесли и труженики Сибири. Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые военные дни, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Здесь женщины пололи вручную, хлеб убирали, на быках пахали. Кружилась от голода голова, слабели руки, палило солнце. Кончался световой день и женщины брели по домам - к детям. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины:

Да, были, как века, мгновения.

Об этом тяжко вспоминать. -

Хватило б только сил, терпения, -

чуть слышно повторяла мать.

Когда заря еще дремала

И крепко спали петухи,

Она, ослабшая, вставала

На ошалелые гудки.

Ей было двадцать семь неполных.

Внося сибирскую метель

В избу, она валилась, помню,

Едва раздевшись, на постель.

Уставши за день несказанно,

Она шептала, как вчера:

- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -

и затихала до утра.

Мне только после ясно стало:

Им, женщинам, таким, как мать,

Упорным, сердце приказало

В тылу Отечество спасать.

Многое держалось именно на таких женщинах, как мать Таисии. Она работала, рук не покладая. А по вечерам вместе с детьми вязала, шила, вышивала.

Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов ребят, которым нынче уже по семьдесят. Я считаю, несмотря на тяжелые условия: голод, холод - им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам; они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг.

Я снова в гостях у Таисии Макаровны. Постояв, потихоньку возвращается моя героиня в свой дом. Дом новый, ладный. Она тихо поднимается на крыльцо, в комнате присаживается на лавку. Вздрагивает и невольно поводит плечами. Семьдесят лет. Морщины избороздили лицо. И трудно увидеть, понять, что несёт она в такие минуты огромную невыносимую для сердца человеческого, кровоточащую ношу - память. «Я не была на фронте, - вспоминает Таисия, - хотя понимаю, какие трудности приходилось преодолевать защитникам Родины с оружием в руках. Как и подобные мне люди, представляю это лишь по тому, что слышала, читала, видела на экранах о войне».

Встречаясь с такими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы.

Училась Таисия Макаровна в сельской школе, окончила 7 классов, выучилась на строителя. Работала на стройке в Новосибирске. А уже позже встретила свою любовь, вышла замуж. Вместе с мужем приехала в Крым. В Новокрымском работала на стройке штукатуром, маляром. Строились дома, мастерские, появились двухэтажные дома, возникли новые улицы: Житомирская, Севастопольская, Крымская. Все радовались, что поселок так быстро строился, все лучше и интересней жить становилось. По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки -траншеи, которые за ночь снова заметало снегом. Все было у Таисии: и хорошее, и плохое, радость и горе. Детей вырастила и выучила, дала всем образование и умение трудиться в доме, на огороде и производстве. А душевного вдохновения искала, надежду черпала в своих вышивках. Свободного времени почти не было, но заниматься любимым делом умудрялась. Вышивала наволочки, скатерти, коврики, картины.

«Девочка с цветами» - это первая моя работа, - рассказывает вышивальщица, - она мне очень дорога. Я выполняла вышивку простым крестом. Выбрать это изделие мне помогла мама, показав свои работы тех времён, когда она была в моём возрасте. Вышивки уже порядком истрепались, оно и понятно: выполнены они были давно. Мне захотелось сделать ей приятное, и я решила оживить потёртую вышивку, вышив её заново. Мне пришлось вышивать не по схеме, а, глядя на готовую работу, что было намного сложнее. Однако результат не заставил жалеть об этом. Мне очень понравилось вышивать крестом, потому что это не сложно, хотя трудоемко, а наблюдать результат работы очень приятно».

Мастерица взяла в руки иглу, пяльцы, нитки. Появляются первые штрихи. Она объясняет: «Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие узоры нельзя назвать художественными. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился, как живой, всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу. В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность. Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты».

При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18-19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.

Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.

Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть всё, что входит в понятие композиция. Характер композиции в большей степени определяется ритмом - закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая - либо часть его. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными. Иногда мотивы в узоре не повторяются. Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по-своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.

Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору - главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.

Какие же инструменты использует наша мастерица в работе?

«Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения простейших швов. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой. Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка. Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при подшивании краёв изделия. Он предохраняет палец от уколов иглой. Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться. Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ. Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая) применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью. Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счётных. Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань. Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань», - рассказывает Таисия.

Инструменты выбраны, рисунок готов. И вышивальщица начинает свой ритуал. Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивает по основе, намечает на ней расположение узора, затем переводит узор. Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке требуется перевод рисунка на ткань. Узор с оригинала сначала переводит на кальку или переносит на миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводит на ткань. Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая - сверху пялец.

Сейчас моя героиня снова за работой. Ее лицо освещает улыбка. А я являюсь свидетельницей рождения нового шедевра. С появлением машинной вышивки, ручная работа не утратила своей популярности. Сегодня в массовом производстве одежды и аксессуаров, а также в символике государственной власти: флагах, гербах, конечно же, используется машинная вышивка, ручная вышивка крестом и гладью выделилась в отдельное направление.

Вышивка сегодня - это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от проблем насущных, но и создать своими руками прекрасные картины и предметы интерьера, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.

Вручную по-прежнему расшивается церковная одежда, только натуральным шелком и жемчугом вышиваются иконы, очень дорого ценятся вышитые гладью и крестиком картины и предметы интерьера: скатерти, салфетки, прихватки, полотенца. Особое место занимает вышитая одежда, вышивка на одежде всегда уникальна и не оставит владелицу такой вещи незамеченной. Огромной популярностью сегодня пользуются вышитые картины. Это отличное украшение для дома, которое хранит тепло рук вышивальщицы, является уникальным произведением искусства. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как вышивает моя искусная мастерица.


© 2010-2022