- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разноуровневые задания по литературе
Разноуровневые задания по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евтюхина О.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
I уровень. Выписать «крылатые слова» из комедии в виде таблицы:
Крылатые слова
Кто говорит и когда
II уровень. Написать биографию Чацкого.
III уровень. Сочинение-миниатюра на одну из тем: «День в доме Фамусова», «Москва глазами Фамусова и Чацкого», «Званый вечер у Фамусова».
А. С. Пушкин.
Лирика.
I уровень. Выразительное чтение одного стихотворения по каждой теме: 1)гражданско-патриотическая поэзия; 2) политическая лирика; 3) философская лирика; 4) тема любви, лирического переживания.
II уровень. Какие черты личности А. Пушкина находят отражение в его лирических произведениях? Ответить на вопрос, опираясь на следующие строки поэта:
- «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»)
- «Я гимны прежние пою» («Арион»)
- «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»)
- «Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность»)
- «Служенье муз не терпит суеты» («19 октября»)
- «Я сердцем римлянин: кипит в груди свобода, во мне не дремлет дух великого народа» («Лицинию»)
- «Да здравствует солнце, да скроется тьма» («Вакхическая песня»)
- «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое» («Вновь я посетил…»)
III уровень. Сочинение на тему: «Мой Пушкин» (по лирическим произведениям поэта).
А. С. Пушкин.
«Евгений Онегин»
-
Подготовить выразительное чтение отрывков - лирических отступлений (3-4 строфы на выбор).
-
Сравните отношение автора и его героя (Онегина) к сельской природе (гл. 1, строфы LIV и LI), к театру (гл. 1, строфы XVIII и XXI) к поэзии (гл.1, строфы VII, XLIII, XLIX, LVII). В чем различие?
-
Опираясь на материал учебника (с.103) и статью в книге «Литература учит» (И. Фогельсон) составить тезисный план по теме «Образ автора в романе «Евгений Онегин» и подобрать соответствующий материал из текста)
М. Ю. Лермонтов.
Лирика.
-
Конспект статьи «Как анализировать лирическое произведение» (см. «Литература учит» И. Фогельсона, с. 96-97)
-
Чтение вышеуказанной статьи и сравнительный анализ романтического идеала М. Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Дума» с ответом на вопрос: чем объяснить их контрастность?
-
Сочинение на тему: «Стихотворение М. Лермонтова, которое мне нравится»
Ф. И. Тютчев.
I. Подберите стихотворения, в которых идет борьба противоречивых сил (Хаос - Космос, день - ночь, жизнь - смерть, весна - зима).
II. На основе анализа 2-3 стихотворений Тютчева сделайте сообщение «Характерные особенности лирики Тютчева».
III. Напишите сочинение-миниатюру по одному из высказываний о Тютчеве:
- «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть» (И. Тургенев)
- «…для Тютчева жить - значит мыслить» (И. Аксаков)
А. А. Фет.
I. Пользуясь учебником, составить план-конспект сообщения на тему «Художественный мир А. Фета»
II. На основе анализа 2-3 стихотворений ответьте на вопрос: каковы характерные особенности лирики Фета?
III. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе А. Фета? »
А. П. Чехов.
«Ионыч»
-
Найти в тексте сатирические детали, которые использует Чехов для раскрытия сущности семейства Туркиных. Действительно ли это лучшая семья в городе?
-
Сравнительный анализ двух эпизодов: «Первое и последнее свидание Кати Туркиной и доктора Старцева». Докажите, что развитие Кати шло по «восходящей», а Старцева - по «нисходящей» линии.
-
Сочинение- миниатюра на тему «Есть ли «настоящая» жизнь в рассказе «Ионыч»?
И. А. Бунин.
Вечные проблемы в художественном мире Бунина.
-
Составить план ответа на вопрос «Лирический герой поэзии Бунина», используя материал учебника А. Кутузова на с. 49-53.
-
Прочитать рассказ И. Бунина «Молодость и старость» и представить авторскую трактовку вопроса о смысле человеческой жизни?
-
Написать миниатюру (в любом жанре) на тему «Человек и время».
А. Блок.
I. Подобрать и подготовить выразительное чтение 3-4 стихотворений поэта разной тематики.
II. Чтобы понять, насколько вы овладели алгоритмом анализа лирического текста (данного на стр. 119-120 учебника), попробуйте проанализировать любое стихотворение А. Блока.
III. Дать сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе».
М. Горький.
«На дне».
-
Составить план ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?», используя материал учебника А. Кутузова на с. 96-99.
-
В драматургии пьесы «На дне» И. Ф. Анненский отметил три главных элемента: 1) сила судьбы; 2) душа бывшего человека; 3) человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий в сильную реакцию со стороны судьбы?
Задание: Согласны ли вы с суждением Анненского о том, что один из главных элементов в пьесе Горького - судьба? Свой ответ обоснуйте.
-
Л. Н. Толстой сказал: «…если произведение все бранят, значит, оно плохо, а если одни хвалят, а другие бранят, тогда оно превосходно. По этой теории произведения Горького превосходны».
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «За что можно «хвалить» и «бранить» пьесу М. Горького «На дне».
М. А. Шолохов.
«Тихий Дон».
Образ Григория Мелехова.
-
Составить план-конспект статьи (см. учебник А. Кутузова, с. 210). «Главный герой и система персонажей»
-
Дать письменный комментарий на тему «Трагедия Григория Мелехова», используя следующий план:
а) Мелехов - сын своего класса - донского казачества;
б) его принадлежность к середнячеству;
в) Григорий Мелехов - натура страстная (страсть к земле, к хозяйству, в любви, в бою…)
III. Подготовить сообщение на тему «Как образом Мелехова Шолохов показывает «чудовищную нелепицу войны»? (с чтением избранных страниц романа).
Или
Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем заключается актуальность романа М. Шолохова для сегодняшнего времени?»