Урок «Нравственные уроки по сказке Х. К. Андерсена «Соловей»

Урок направлен на воспитание положи-тельных качеств личности. Цели: - выявление нравственной основы сказки; - формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях; - художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте. Основные виды деятельности  учащихся и учителя на уроке: проблемная беседа с опорой на текст, комментирование  детали ( символ, образ). Планируемые результаты в соответствии с ФГОС. Метапредметные: - умение организовывать учебное сотрудничество в группе; - аргументировать свое мнение. Предметные: - понимание духовно – нравственных ценностей; - понимание ключевых проблем зарубежной литературы; - владение литературоведческими терминами. Личностные: - усвоение категории нравственности поступков; -  восприятие  человечности, благодарности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема . « Нравственные уроки по сказке Г.Х.Андерсена « Соловей».

Цели:

- выявление нравственной основы сказки;

- формирование нравственно - эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях;

- художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке:

проблемная беседа с опорой на текст, комментирование детали ( символ, образ).

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество в группе;

- аргументировать свое мнение.

Предметные:

- понимание духовно - нравственных ценностей;

- понимание ключевых проблем зарубежной литературы;

- владение литературоведческими терминами.

Личностные:

- усвоение категории нравственности поступков;

- восприятие человечности, благодарности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие - то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах?

Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из вас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна. ( На доске » Правила написания СИНКВЕЙНа»:

  • 1 строка - одно слово - тема, название стихотворения, обычно существительное.

  • 2 строка - два слова - описание темы, как правило, имена прилагательные.

  • 3 строка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

  • 4 строка - четыре слова - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

  • 5 строка - одно слово - ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Соловей

Удивительный, славный, крылатый

Пел, позаботился, спас

Соловей все простил Императору

Жизнь

  1. Анализ сказки .

Сказки писателя приносили людям радость и заставляли задумываться над многими вопросами, Какие вопросы вы бы предложили читателям ?

- Почему никто, кроме девочки не знал, что во дворце живет соловей?

- Почему император больше наслаждался пением механического соловья?

-Почему соловей отказался от почестей и награды?

- Почему сама смерть ушла, заслушавшись пением птицы?

- Что понял император, когда соловей спас его?

- Чему хорошему учит нас поступок птицы?

Работа в группах.

Задания для каждой группы .

1группа.

Пение соловья и его добрый поступок.

Вопросы:

- Прокомментируйте строки, которыми писатель описывает пение соловья;

-Какими ключевыми словами называет соловья автор и почему;

- Найдите в тексте эпитеты и сравнения.

2 группа.

- Приведите слова из текста, доказывающие, что в сказке есть нравоучительный смысл ;

- Продолжите цепочку эпитетов:

Сказка грустная, ироничная, поучительная…

3группа.

- Почему последняя фраза « Здравствуйте!»;

- Какое испытание нужно было пройти императору, чтобы он понял свои ошибки? Докажите фрагментами текста;

4группа.

- Как вы понимаете , что такое истинное и что такое мнимое в искусстве, в жизни людей. Приведите примеры из текста;

- В чем смысл сказки?

- Может ли волшебная сила искусства исправить пороки людей? Докажите примерами из текста.

Подведем итоги нашей беседы.

- Какие проблемы ставит сказка « Соловей» ? ( Жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти).

- К какому жанру можно отнести это произведение? ( сказка - притча с нравоучением или философская сказка ).

- О чем будет петь всегда соловей?

Выводы.

Страшной оказалась не смерть , а жизнь без добрых поступков. Мир живого соловья и природа - это настоящая живая душа , а мир императорского дворца и искусственный «механизм »( творение рук человеческих) - все это ненастоящее, бездуховное. Человек сам превращается в равнодушный и бездуховный « механизм». Кладбище в песне соловья вызывает на

Е страх и ужас, а чувство смирения и покорности . Спасение в том, что соловей пробудил доброту душевную и все хорошие качества в императоре и тех, кто плакал, слушая его чудесное пение. Если бы настоящий соловей не пел свои песни, то люди не узнали бы о настоящей , живой жизни. Злые силы всегда победит красивая и чистая душа человека. Соловей обещает императору петь о счастливых и несчастных , о добре и зле , потому что надо все знать о настоящей жизни, чтобы помочь несчастным , делать добро тем, кто в этом нуждается. Вот и прочитана сказка. Какие нравственные уроки вы извлекли сегодня, работая над смыслом содержания сказки? Давайте составим синквейн.

Душа

Сопереживающая, добрая

Помогать, защищать, сочувствовать

Истинное искусство восторжествовало

Люди раскаются в своих заблуждениях.

кластер

  1. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему « Слезы - драгоценнейшая награда для сердца певца»

Сочинение по теме «Облагораживающая сила искусства и живой природы в сказке «Соловей» Андерсена

УМК : Г.С. Меркин. « Литература 5класс». « Русское слово». 2013


© 2010-2022