Урок на тему: Смысл названия сказки - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе

Класс, система: 6 класс

Тип урока: открытие нового знания

Технология: деятельностный метод обучения

Тема: Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Предметная цель:

- ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

- ученик получит возможность выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

Задачи: (системы действий по достижению цели)

Метапредметная цель (формируемые УУД):

- коммуникативные:

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-познавательные:

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- личностные:

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование и материалы: текст сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации к повести М.Е. Рачёва, презентация с видами русской природы средней полосы России, карточки с вопросами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

( Презентация с видами русской природы средней полосы России)

О, Русь! Малиновое поле!

И синь, упавшая в реку…

Люблю до радости, до боли

Твою озёрную тоску.

Так говорил в стихотворении о своей любви к родным местам, к России, великий русский поэт Сергей Есенин.

-Только ли стихами можно выразить свои чувства, своё отношение к России, родным местам?

- А прозой?


Примерные ответы детей:

- красками, картинами

- звуками, музыкой

Приводят примеры

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1.Дома вы готовили художественный рассказ о Слепой елани и о Блудовом болоте из «Кладовой солнца». Предлагаю послушать, какие рассказы приготовили ребята.

2.Мы услышали художественные рассказы о тех местах, которые описал в сказке - были М.М. Пришвин, но назвал он её не «Слепая елань» и не «Блудово болото», а «Кладовая солнца».

Дети слушают два художественных рассказа одноклассников, которые сопровождаются презентацией.

Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись?

Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение.

Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Какова будет цель нашего урока?

Какова будет тема урока?


Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

( План коротко фиксируется на доске)

Узнать, какой смысл вкложил в название сказки - были М.М. Пришвин.

Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1.Вспомнить факты биографии писателя. Возможно, там кроется разгадка смысла названия произведения.

2. Ещё раз обратиться к тексту произведения, проанализировать эпизоды, связанные с описанием природы Мещерского края.

Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Какие эпизоды мы возьмём для анализа?

(Умело подводит к выбору нужных, заранее им намеченных эпизодов).

Обучающиеся предлагают эпизоды текста.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Решение первой задачи.

Обратимся к биографии писателя. Кем был М.М.Пришвин по профессии?


Достигли ли мы цели?

Решение второй задачи.

Групповая работа: анализ эпизодов, ответы на вопросы карточек, озвучивание результатов (Приложение).

Дети ищут или вспоминают, что М.М.Пришвин был естествоиспытателем и агрономом, а значит, он мог рассказать читателю о том, что он знает лучше всего: о полезных ископаемых, о целебных травах, грибах и ягодах. Это ли не кладовая?

Нет, ведь для чего-то автор рассказал историю о Насте и Митраше.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Приём незаконченного предложения.

( Слова для справок и ответы для самопроверки даны на доске и слайде)

1.Щедрые места Мещёры могут принести человеку благополучие и процветание, как приносит свет и тепло………

2.Природа распахнёт перед человеком свои кладовые, если он не будет ……. и не потеряет ……….

3.Соль земли - это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые ……….

Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Итак, как вы думаете, мы достигли цели?

2.Ответили ли на вопрос, почему автор так назвал своё произведение? Какой смысл он вкладывает в слова «Кладовая солнца»?

3.«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» - восклицает рассказчик. 4.Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»?

5.Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают…что в них будто бы черти живут; всё это вздор и никаких нет в болоте чертей»?

Ответы детей. Обучающиеся опираются на полученные в результате собственной деятельности с текстом произведения новые знания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1.Составьте формулу:

Кладовая солнца = …….+…….+……..

2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки - были? Отметьте ответ.

Да Возможно Нет

3. Оцените свою работу на уроке

( Оценочный лист)

Домашнее задание

Создайте собственную «кладовую солнца» любыми творческими средствами.


Приложение

Задание 1.

Иллюстрация М.Е. Рачёва «Рогатый великан».

Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны..» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь»

Ответьте на вопросы:

1.Почему Настя бросила Митрашу, хотя хорошо знала, что молоко и хлеб остались у неё в корзинке и брат может заблудиться?

2. Почему она не вспомнила о нём, когда напала на ягодное место? Найдите в тексте ответ на вопрос.

3. Почему лось не боится человека?

Задание 2.

Иллюстрация М.Е. Рачёва «Настя возле чёрного пня».

Выразительное чтение эпизода от слов «А большой чёрный пень собирает в себе лучи солнца..» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой»

Ответьте на вопросы:

1.С кем сравнивает автор Настю?

2. Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?

3. Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл этого противопоставления?

Задание 3.

Выразительное чтение эпизода от слов «Уж целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки..» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь»

Ответьте на вопросы:

1.Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?

2. Что позволяет судить о мудрости Антипыча? Подтвердите ответ текстом.

3.Какую правду обещал нашептать Антипыч Травке?

Задание 4.

Иллюстрация М.Е. Рачёва «Митраша и Травка».

Выразительное чтение эпизода от слов «Эх, вы! - бывало, говорил нам Антипыч.» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду»

Ответьте на вопросы:

1. Как Травка распознала в Митраше Антипыча?

2. Почему она не сразу бросилась к Митраше?

3. Почему Митраша хитрил?

Задание 5.

Иллюстрация М.Е. Рачёва «Заяц».

Выразительное чтение эпизода от слов «Нам теперь остаётся уже немного досказать о всех событиях.» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу»

Ответьте на вопросы:

1. Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком?

2. Какие сокровища открыли дети на болоте?

3. Что поняли Митраша и Настя?

Оценочный лист

1.Составьте формулу:

Кладовая солнца = …….+…….+……..

2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки - были? Отметьте ответ.

Да Возможно Нет

3. Оцените свою работу на уроке

Критерии

Баллы

2

1

0

выразительное чтение

ответы на вопросы (участие в диалоге)

работа в группе

самостоятельная работа


8-7 - «5» 6-5 -«4» 4-3 - «3»




© 2010-2022