Урок по русскому языку Указательные местоимения 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Приложение №2

Учитель: Никифорова Анна Анатольевна

Класс: 6

Дата проведения: 14.03.2014г.

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: «Указательные местоимения».

Цели: иметь понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений.

Задачи:

- обучающая: уметь находить указательные местоимения в речи;

- развивающие: способствовать обучению самостоятельно добывать информацию (анализировать лингвистический материал, действуя по предложенному плану; систематизировать знания, оформлять выводы); способствовать формированию умения видеть местоимения в тексте, отличать их от других самостоятельных частей речи, употреблять в речевой практике;

- воспитательная: воспитывать в себе культуру общения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Приемы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска(экран), компьютер.

Ход урока.

- Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя . Вот и я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день».
Условия игры: я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из вас, а те, кого я назову, помашут мне рукой.

  • Добрый день всем у кого сейчас хорошее настроение.

  • Добрый день всем у кого день рождения зимой или весной.

  • Добрый день всем кто родился летом или осенью.

  • Добрый день всем учителям.

Метод «Дуэль».

-Какую часть речи мы изучаем?

-Что такое местоимение?

А сейчас проверим, научились ли вы писать местоимения? Проведём дуэль, слышали такое слово? К доске идут два человека, они записывают местоимения, кто больше напишет правильно, тот и победил. Все остальные переживают, только глазами: ребята слева - за 1, ребята справа - за 2.

( кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-кто, не у кого, какой-нибудь и т.д.)

- Следующие два человека по очереди объясняют правописание.

- Какие разряды местоимений встретились?

Мы знаем, что у нас остались неизученные разряды, сегодня наша цель - познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница.

Внимание на слайд. Слайд 3.

  1. Работа с текстом.

1)Что случилось с природой?

2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил.

3)Потрудилась Художница-Весна!

4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.

6)Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым - те далёкие облака.

8)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна - художница?

Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает?

Слайд 4.

(Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)

- Запишите его в Справочник.

- Выпишите из текста словосочетание со словарным словом, разберите его.

( у доски 1 человек) (прекрасный орнамент)

Подготовка к ЕГЭ.

Слайд 5,

Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

растущую

Из предложения 8 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

прекрасный

Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.

(Правильный ответ: Слайд 6.

Что - вопросительное

Кто-то - неопределённое

Свои - притяжательное

Она - личное

Ей - личное

Которые - относительное)

- Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, вопросительные, отрицательные)

Метод «Инфо-угадайка»

- Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак).

Вы произнесли слово - указывают - значит, как называются местоимения - указательные.

Тема нашего урока будет называться «Указательные местоимения»

Сегодня мы будем работать по-разному: и все вместе, и каждый самостоятельно, и в группах.

- Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой.

(определять значение указательных местоимений, познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью, уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.)

А сейчас я прочитаю вам стихотворение А.Фета «Это утро..». Ваша задача выписать все указательные местоимения.

Стих. «Это утро»

- Указательных местоимений не так много в русском языке, запишем их в наш справочник: учебник стр. 178

Слайд 7

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ, а также в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ.

Самостоятельная работа.

- А сейчас работа в группах. Каждая группа выполнит задание, а потом сделает вывод..

1 группа:

1)Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.

2) Выделите в этих словах корень.

3) Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений

Указательные_________________________________________________________________________________________________________________________________

-Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.

Падежи

Единственное число

Множественное число

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

-Сделайте вывод по склонению.

2 группа.

Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.

__________________ звук

__________________ красота

__________________ разочарование

__________________ краски

- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.

Прочитайте текст и выполните задания.

1). Найдите в тексте указательные местоимения.

2). Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Хорошо того учить, кто слушает.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

-Выступление каждой группы: Слайд 8,9,10,11.

1). Однокоренные слова: указательные, указ, указать, указка, указывать..

Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет(тот, этот, такой) или количество(столько)

2). Местоимение ТАКОЙ и другие указательные местоимения изменяются по падежам и имеют окончания как у прилагательных.

3). Указательные местоимения изменяются по родам и числам.

4). Большинство указательных местоимений являются в предложении определением, дополнением.

Метод релаксации. Упражнение "Четыре стихии"

- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Метод «Мозговой штурм»

Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки, стихи, сказки, рассказы.

Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни.

А сейчас игра «Наведи порядок». Слайд 12.

- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал.

А. Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам

Б. Вот и наступила в северном крае весна.

В. В этих гнёздах они выведут своё потомство.

Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнёзда.

Ответ__________________

Итоги урока: Слайд 13

С каким разрядом местоимений мы познакомились?

Перечислите их, как они изменяются?

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: Слайд 14

Работа с учебником упр. 437 (письменно), 443 (устно).

Приложение.

Стихотворение А.А.Фета «Это утро»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти капли - эти слёзы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - ВЕСНА.

Стихотворение А.А.Фета «Это утро»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти капли - эти слёзы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - ВЕСНА.



  1. Работа с текстом.

1)Что случилось с природой?

2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил.

3)Потрудилась Художница-Весна!

4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.

6)Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым - те далёкие облака.

8)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна - художница?


  1. Работа с текстом.

1)Что случилось с природой?

2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил.

3)Потрудилась Художница-Весна!

4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.

6)Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым - те далёкие облака.

8)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна - художница?


  1. Работа с текстом.

1)Что случилось с природой?

2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил.

3)Потрудилась Художница-Весна!

4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.

6)Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым - те далёкие облака.

8)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна - художница

1 группа.


1. Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.

- Выделите в этих словах корень.

- Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений

Указательные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.

Падежи

Единственное число

Множественное число

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

-Сделайте вывод по склонению.

2 группа.

1. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.

__________________ звук

__________________ красота

__________________ разочарование

__________________ краски

- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.

2. Прочитайте текст и выполните задания.

1) Найдите в тексте указательные местоимения.

2) Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Хорошо того учить, кто слушает.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.


© 2010-2022