Технологическая карта урока Умеем ли мы употреблять этикетные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта авторского урока русского языка

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ г.Нытва высшей квалификационной категории

Пономарева Светлана Алексеевна

Класс: 5 класс

УМК: М.М.Разумовская

Тема урока: «Умеем ли мы употреблять этикетные слова».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели:

Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.

Содержательные: познакомить с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация, речевой этикет. Учить использовать этикетные формы и правила в устной и письменной речи.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Мотивационная беседа:

- Вступительное слово учителя. Приветствие учащихся и гостей.

1.Чтение учителем стихотворения Н. Рыленкова

«На доброе слово…»

2. Беседа с учащимися:

- Как вы понимаете слово «измлада»? Подберите синонимы (смолоду, с малых лет). Каково лексическое значение слова «скупиться»? (жалеть).

- О каких 2-х видах слов говорит автор? (добрые и обидные).

- О каких словах вы бы хотели поговорить на уроке? (добрых, вежливых).

Высказывают своё мнение.


Объясняют лексическое значение слов: измлада, скупиться

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Чтение стихотворений-загадок на карточке. Задание классу:

- Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

1.В дни погожие и ненастные

Говорим знакомым: ________________«Здравствуйте!»

2.Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого____________ «спасибо».

3.Зазеленеет старый пень

Когда услышит_____________ «добрый день».

4.Во всех странах на прощанье

Говорят_________________ «до свидания».

5.Когда нас бранят за шалости

Говорите_______________ «извините, пожалуйста».

Возможные варианты ответов учащихся.

-Прочитать стихотворение-загадку, дополнить в рифму недостающие слова.

-Выполнение заданий устно (фронтально).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Выявление места и причины затруднения

1)Исследовательское задание классу (Слайд 1)

Профессиональные слова, диалектные слова, этикетные слова, устаревшие слова.

-К какому из этих терминов вы отнесли бы слова, которые назвали? (Этикетные слова).

- От какого имени существительного образовано имя прилагательное этикетные?

2)Словарная работа

1). А что такое этикет? (Слайд 2)

- Прочитайте слово про себя (вывешиваю табличку с данным словом), а теперь вслух по слогам, хором.

- Это слово заимствованное или исконно русское? Докажите свой ответ. Заимствованное, т.к. начинается с буквы «э»). Словарь иностранных слов: «Утановленный порядок поведения где-либо» - из французского языка.

- Какое лексическое значение данного слова?

- Проверьте по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:

2)Работа с толковыми словарями.

Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения (Слайд 3)

( С.И.Ожегов)

- Составьте устно словосочетания с данным словом.

3).Работа с учебником на стр. 123, параграф 43, упр.341.

-А что означает словосочетания «Речевой этикет», «Этикетные слова»?

-Проверьте себя по учебнику.

Речевой этикет - правила речевого поведения.

Этикетные слова - группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. (Слайд 4).

Заслушиваем ответы учащихся.




Работают с толковыми словарями:

- Словарь С.И.Ожегова.

- Словарь иностранных слов.

- Большая советская энциклопедия.



Составляют словосочетания:

(соблюдать этикет, придворный этикет).

Читают материал по учебнику.

стр. 123, параграф 43, упр.341.


Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).










Усвоение новых знаний и способов действия

V. Формулирование темы урока (учениками).

1) Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Слайд 5).

- Сформулируйте цели при изучении темы.

2) Цели урока?

- Познакомиться с этикетными словами.

- Проверить, умеем или не умеем их употреблять.

- Запишите тему урока в тетрадь.

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

3). Составление плана урока.

- Что необходимо нам для успешной работы? (план).

-Какой план можем составить?

(После ответов детей - на доске и тетрадях - план урока)



Распределите слова на группы, количество групп каждый в паре определяет самостоятельно.

Слова

приветствия

Слова

прощания

Слова

просьбы

Слова

благодарности

здравствуй

до свидания

будьте добры

спасибо

доброе утро

добрый день

очень рад

до скорой

встречи

удачи

прошу вас

если вас не затруднит

убедительно прошу

благодарю вас

я вам очень благодаренбольшое спасибо

-Проверьте, в какие группы вы объединили этикетные слова? (Слайд 6).

- Этикетные слова можно условно разделить на группы, в зависимости от речевой ситуации, где они могут употребляться. (Слайд 7)

- На уроке сегодня мы остановимся на этих 4 группах этикетных слов:

1. Слова приветствия.

2.Слова просьбы.

3.Слова прощания.

4.Слова благодарности.



Записывают тему в тетрадь и составленный учениками план урока.

План урока

1. Зачем нужны этикетные слова?

2. Какие слова относятся к этикетным словам?

3. Практикум по использованию этикетных слов в речи. (Практическое применение этикетных слов правил речевого поведения).

4. Проверочный тест

Просим учащихся объяснить предложенное условное распределение слов на группы. Обращаем внимание на группы этикетных слов в зависимости от речевой ситуации.

Рассматриваем вариант учителя. Делают вывод.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.


Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.


Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Слова приветствия. (Слайд 8).

Ответить на вопросы:

1)Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше приветствовать его снова? (Добрый вечер!)

2) Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой 17 лет. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения - ты или Вы. Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации? (Добрый день!).

3) У вашей мамы день рождения, а вы отдыхаете в лагере. Можно написать открытку. Но как лучше начать её? (Дорогая, милая мамочка!).

4). Как приветствует солдат своего командира? (Здравия желаю!)

Слушают. Высказывают свои предположения.

Самостоятельная работа (в парах). Заполнить таблицу на карточке.

После самостоятельной работы варианты ответов учащихся заслушиваются, обсуждаются.

Отвечают. Анализируют, корректируют.

Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Слова просьбы. Мини-диалог в парах. Инструкция: по 2 речевых ситуации): один человек выражает просьбу, а другой в вежливой форме соглашается или не соглашается её выполнить. Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь просить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения. (Слайд 9).

-Каждому из вас в помощь предлагается «Памятка употребления форм слов в речевом этикете», используйте примеры форм просьбы, согласия или отказа (2 страница). Можно предлагать свои примеры. Даю 0,5 минут.

Составляют мини- диалог в парах, используя «Памятку употребления форм слов в речевом этикете».

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного.













VIII. Тестовый контроль

3) Слова прощания. (Слайд 10) Самостоятельная работа. При прощании говорят разные фразы. Многое зависит от того, в какое время суток произносится прощальная фраза, кто её произносит, а также ситуация общения.

Наиболее употребительные русские выражения прощания:

«До свидания!», «До встречи!», «До завтра!», «Всего доброго!», «Доброй ночи!», «Всего хорошего!», «Счастливо!», «Спокойной ночи!», «Доброго пути!», «Счастливого пути!», «Счастливо оставаться!», «Удачи!»

Упражнение. Вместо точек вставить слова прощания.

1.Скажу Лисичке на прощание:

…(До встречи или до свидания!)

Добавлю также:

-…(Будь здорова!)

-Мы завтра поиграем снова!

2.- Куда, Козлёнок, держишь путь?

-А…всё равно! Куда-нибудь!

- Тогда…(счастливого пути!)

Скорей куда-нибудь прийти!

3. Так набегался щенок,

Прямо валится он с ног,

Засыпает и бормочет:

- Всем, всем, всем…(спокойной ночи!)

4) Слова благодарности (Слайд 11).

- Вежливость всегда была показателем воспитанности. Вежливый человек - учтивый, внимательный. Этикетные слова раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям.

- Какие слова благодарности вы знаете?

- Ответьте на вопросы:

Речевые ситуации. Кто желает вытянуть вопрос?

1)Медицинский работник раздаёт витамины ребятам. Что ты в ответ скажешь? (Большое Вам спасибо!)

2)Сегодня на обед было твоё любимое блюдо. Поблагодари бабушку.

3)(Я очень благодарен (а) за вкусное блюдо!)

4)В день твоего рождения тебе подарили подарок, о котором ты давно мечтал 5) Что ты скажешь? (Я очень благодарна вам с папой).

6)У тебя не стала писать ручка. Оля выручила тебя. Поблагодари её.

(Какая ты внимательная, Оля, спасибо.)

VIII. Тестовый контроль.

- Предлагаю выполнить в тетради проверочный тест.

1.Задание: отметьте правильный ответ.

Строка, в которой все слова приветствия:

1) здравствуйте, спасибо, благодарю, до завтра

2) добрый день, здравствуйте, приветствую Вас

3)извините, добрый день, до свидания, большое спасибо

4)приветствую Вас, извините, до свидания, очень рад

2. Задание: отметьте правильный ответ

Строка, в которой все слова благодарности:

1)здравствуйте, спасибо, благодарю, очень рад

2) здравствуйте, спасибо, до свидания, доброе утро

3) до встречи, всего хорошего, спасибо

4) спасибо, благодарю, очень признательна, Вы очень любезны

3. Задание: отметьте правильный ответ.

Строка, в которой все слова просьбы:

1) будьте добры, убедительно прошу вас, могу ли я попросить вас

2) простите, спасибо, извините, прошу прощения

3) простите, приношу Вам свои извинения, извините

4) очень рад, большое спасибо, до скорой встречи

4. Задание: отметьте правильный ответ.

Строка, в которой все слова прощания:

1) если вас не затруднит, до новых встреч, спасибо

2) до встречи, всего хорошего, благодарю, счастливо

3)до свидания, до новых встреч, до завтра, приятных снов

4)здравствуйте, спасибо, до свидания, доброе утро

5. Задание: отметьте НЕ правильный ответ

1) Этикет - установленный порядок поведения.

2) Этикет - служебная часть речи.

3) Речевой этикет - правила речевого поведения.

4) Вежливые люди - воспитанные люди.

(Слайд 12)

Ответы: 1) - 2

2) - 4

3) - 1

4) - 3

5) - 2

Проверка ответов по ключу. Самооценка по предложенным критериям.



Читают русские выражения прощания на слайде.

Выполняют самостоятельную работу на карточке.











Повторяют и закрепляют изученное.





Дети выполняют тест и проверяют по эталону (Слайд 12).



















Самооценка учащимися выполненного теста по данным критериям:

Оценивание теста:

0 ошибок _______ «5»

1 ошибка ________ «4»

2-3 ошибки________ «3»

- Встаньте те, у кого

оценка «5»:_________ уч-ся,

оценка «4»:_______ уч-ся.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач.








Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач.




Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.















Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: адекватное понимание причин успеха /неуспеха/.


Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1.Выполняют рефлексию в форме составления синквейна. Прочитать план его составления (Слайд 13).



-Пожалуйста, прочитайте ваш синквейн.



X. Домашнее задание (творческое на выбор) (Слайд 14 ).

1. вариант. Найти и выписать формулы приветствия сказочных героев. Как приветствуют друг друга положительные и отрицательные герои?

2 вариант. Составить диалог сказочных героев, используя этикетные слова

- Пишут синквейн по плану.

- Темы синквейнов на выбор:

«Благодарность», «Приветствие», «Просьба», «Прощание» (Слайд 6)

- Первое слово - это тема.

Записать синквейн в тетрадь. Работаем 2 минуты.

Читают варианты синквейна.



2. Записывают творческое домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Развитие критического мышления.



XI. Заключительное слово учителя.

Благодарность учителя учащимся за работу на уроке.

Отметить учеников,

1)которые хорошо формулировали выводы, давали пояснения положениям теории;

2)которые удачно формулировали выводы по таблице;

3)которые продемонстрировали высокий уровень владения различными видами читательской деятельности.





© 2010-2022