Урок-игра по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» для учеников 8-го класса.

Цели : проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения; развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом; прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны.

Задачи урока-игры: формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

Оборудование: презентация, портрет А.С. Пушкина, иллюстративно-раздаточный материал к повести «Капитанская дочка».

1. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости ! Итак, мы прочитали последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин. «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. А всё ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Сегодня мы проверим, кто лучше всех разобрался в тексте, кто лучше запомнил, кто увидел то, что другие не заметили.

Включена презентация, где даны все этапы игры.

2. Вопросы игры.

№1. Разминка. Блицопрос.

- Давайте вспомним страницы романа и постараемся быстро и правильно ответить на вопросы (вопросы задаются попеременно каждой команде, в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде)

1) Как зовут главного героя? (Пётр Андреевич)

2) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? (Савельич)

1) Для Петруши был нанят француз …(мосье Бопре)

2) Кем был Бопре в своём отечестве ? (парикмахер)

1) Батюшка вошёл на урок …(географии)

2) В это время Гринёв …(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

1) А Бопре…(спал на кровати сном невинности)

2) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? (капитану Зурину)

1) Имя офицера, разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? ( Алексей Швабрин)

2) Кем провозгласил себя Пугачёв ? (царём Петром 3)

№2. Фанты.

- Все вы знаете детскую игру « Фанты». Вот я тоже хочу с вами провести эту мини - игру. Я называю предмет, а вы должны ответить, кому принадлежит этот предмет, как связан этот предмет с событиями и героями повести ?

Придворный календарь (отцу Андрею Петровичу)

Бильярдный кий (Зурину)

Заячий тулуп (Петру, а потом Пугачёву )

Китайчатый халат (капитану Ивану Кузьмичу Миронову )

Тетрадка со стихами (Петру )

Белая собачка английской породы (императрице)

№3 «Интервью».

Этот конкурс пройдет в форме символического интервью, в ходе которого вы сможете почувствовать себя на месте героев повести «Капитанская дочка». Надев «маску» того или иного персонажа, вы должны будете ответить на три вопроса, связанных с «жизнью» этого персонажа на страницах книги. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

Примерные вопросы

Петр Гринёв.

-Кто были ваши учителя, и как проходило ваше обучение? (Савельич, Бопре)

-Какие напутственные слова сказал вам ваш отец, отправляя вас на службу?

-Как вы отблагодарили вожатого?

-Из-за чего и с кем произошёл поединок?

-Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой. После какого события вы это поняли?

-как вы думаете. Почему Пугачёв вас пощадил?

-За что вас арестовали?

-Какова ваша дальнейшая судьба?

-каково ваше отношение к Пугачёву?

Емельян Пугачёв

-При каких обстоятельствах вы впервые познакомились с Петром Гринёвым?

-Как отблагодарил вас Гринёв?

-Кем вас представляет правительство? Кем вы себя провозгласили

-Как вас встретили в Белогорской крепости?

-Вы жестоко обошлись с комендантом, помощником коменданта, его женой, почему же помиловали Петра Гринёва? Только ли из-за заячьего тулупа, который вам был к тому же и мал?

-Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны?

-Ваша дальнейшая судьба…

Василиса Егоровна

-Как вы встретили Петра Гринёва?

-У всех сложилось мнение, что именно вы управляете всем в крепости, согласны вы с этим мнением?

-Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным?

-Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия?

-Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем, как её захватит Пугачёв?

-Ваша судьба после захвата Белогорской крепости Пугачёвым?

Маша Миронова :

- Какой вы были до того , как известные события перевернули всю вашу жизнь ?

- Как вы думаете , почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи ?

- Как вы относились к Петру Гринёву ?

- Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения ?

- По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве ?

- Благодаря кому вы остались живы ?

- Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв ?

- Какова ваша дальнейшая судьба ?

Иван Кузьмич :

- Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв ?

- Признайтесь честно , кто же всем заправлял в крепости ?

- За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина « на хлеб и воду» ?

- Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва ?

- Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу , удалось ли это ?

- Ваши действия при осаде крепости ?

- Как с вами поступил Пугачёв и за что ?

№4 «Толковый словарь» или «Переводчик».

Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы её усвоили. Этот конкурс состоит из трех этапов

1этап.

Перед вами толкование лексического значения слова, а вы быстро называете само слово. (Максимально можно получить 8 баллов по баллу за слово)

1.Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоящий на службе. (Недоросль)

2.Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец)

3.Арестант, узник в колодках. (колодник)

4. Солдат - новобранец. ( Рекрут)

5. Вызов на дуэль (сатисфакция)

6.Любительница рассказывать новости. (Вестовщица)

7.Крытая повозка. (Кибитка)

8. Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол)

2этап «Переведите» устаревшие слова на современный язык:

Максимальное количество баллов на этом этапе 4 - по баллу за слово

№1 Фортеция, челобитьё, обиняки, лазутчик

(Крепость, прошение, намеки,разведчик)

№2 Оказия, супостат, жаловать,напасти.

(Случай, враг, награждать, беды)

№5 «Встречают по одёжке…»

«Встречают по одёжке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об «одежке».

Задача соревнующихся - узнать персонажей повести «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим, и чужим, и т.п.. Эти сведения я читаю последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов - три. В случае, когда правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличится соответственно на два балла или только на один балл.

Задание №1

Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;

был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице» (Савельич)

Задание №2

Эта героиня одевалась по обыкновению « просто мило»;

в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;

вопреки правилам придворного этикета, была одета на приёме у императрицы «в дорожное платье», так как, по именному повелению, должна была «ехать во дворец в том, в чем её застанут». (Маша Миронова)

Задание № 3

Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;

беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег» (Василиса Егоровна)

Задание № 4

Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»;

получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;

отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».(Пугачев)

Задание № 5

Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;

уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев;(Екатерина 2)

Задание № 6

Этот герой во время воинского учения одет совсем не по- командирски, не по-военному: в колпаке и китайчатом халате»;

настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с «дворянского» на «крестьянский»;

принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь.

(Капитан Миронов)

№6 «Иллюстрация»или «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

-Назвать эпизод по иллюстрациям (иллюстрации проецируются на доску или показываются учащимся)

№7 «Допиши словечко».

- дописать недостающие слова (работает вся команда, каждый правильный ответ-1балл)

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне ………… лет .Тут судьба моя переменилась.

2) « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3) Хорошо , -сказал я хладнокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»

4) С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали …………

6) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты……………….., слышь ты !»

№8«Конкурс капитанов»

Задание. Тест. Определить, какому именно персонажу принадлежат реплики.(10б за тесты)

1. "Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое".

А) Андрей Петрович Гринёв.

Б) Иван Кузьмич Миронов.

В) Емельян Пугачёв.

2. "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке".

А) Василиса Егоровна.

Б) Иван Кузьмич.

В) Савельич.

3. "Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь".

А) Екатерина II

Б) Пугачёв.

В) Пётр III.

4. "Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству".

А) Швабрин.

Б) Капитан Миронов.

В) Пётр Гринёв.

5. "Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика".

А) Андрей Петрович Гринёв.

Б) Капитан Миронов.

В) Савельич.

6. "За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся».

А) Андрей Петрович Гринёв.

Б) Капитан Миронов.

В) Савельич.

7. "Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят".

А) Маша Миронова о Гринёве.

Б) Маша Миронова о Швабрине.

В) Маша Миронова о Пугачёве.

8. "Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу".

А) Екатерина II.

Б) Василиса Егоровна.

В) Маша Миронова.

9. «Поезжай, матушка, мы твоему счастью не помеха. Дай бог тебе хорошего жениха, а не ошельмованного изменника.»

А) Капитан Миронов.

Б) Андрей Петрович Гринёв.

В) Пугачёв.

10. «Это я истинная виновница вашего несчастья. Я немедленно должна ехать в Петербург.»

А) Маша Миронова.

Б) Василиса Егоровна.

В) Авдотья Васильевна.

Подведение итогов, награждение команд

© 2010-2022