Конспект по русскому языку на тему Правописание гласных и согласных в приставках (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ПРАВОПИСНАИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

Тип урока: комбинированный урок

Цель деятельности учителя: формировать орфографический навык правописания приставок, в основе которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок.

Обучающие:
1. формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;
2. тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;
3. графическое обозначение их на письме.

Развивающие:
1. развитие самостоятельности получения знания;
2. развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;
3. развитие познавательных и творческих способностей.

Воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРИ- и ПРЕ- и приставок на -З и (-С): способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с правильной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально - основных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования.

Оборудование: интерактивная доска (экран), проектор, мультимедийный проектор.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия: орфограмма - буква

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Вступительное слово. (Слайд 2)

И. Некрасова «Традиции семьи»

Традиции семьи...

В них - мудрость наших предков

Традиции семьи...

В них - времени печать.

Традиции семьи -

Прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

О чем это стихотворение? (о традициях)

- Какой праздник у нас будет в этом месяце, связанная с проводами зимы? (масленица)

А какие традиции есть у масленицы? (сжигать чучело, печь блины). А какие традиции есть в вашей семье?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

А можно традиции как-то совместить с уроком русского языка?

(Да. Оказывается, есть традиции и в русском языке).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в (сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах.

  1. Актуализация и пробное учебное действие

Сегодня мы с вами поговорим о традициях в русском языке, а чтобы узнать о какой именно традиции, я предлагаю вам выполнить следующее задание. (слайд 3)

1.Поиграем в игру «Исправь нелепицу».

При выполнении упр. ученик допустил много ошибок. И вы сейчас побываете себя в роли учителя. Укажите морфемы, в которых есть ошибки, исправьте их.

Натпись, дабежать, падъезд, претгорье, даехать.

Проблемный вопрос. Вы заметили какую-то закономерность в исправленных ошибках?

В какой части слова допустил ученик ошибки? (в приставках). А какие именно ошибки они допустили в приставках? (в правописании гласных и согласных)

Значит, как будет звучать тема нашего урока? (слайд 4)

(Правописание гласных и согласных в приставках).

Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках.

А что такое приставка? Что вы знаете о приставках?

- Часть слова.

- Служит для образования новых слов.

- Пишется слитно. (слайд 5)

Какую цель мы должны сегодня достичь? (ответы учащихся).

Учащиеся отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Работа в паре. Взаимопроверка.

Определение учащимися темы и цели урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Выявление места и причины затруднения.



  1. Усвоение новых знаний.

Прочитайте, найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (слайд 6)

  1. Добрый, добежать, донести

  2. Полоска, попрыгун, постирать.

  3. Представить, предполагать, предмет.

-Как вы думаете, можно ошибиться в написании этих приставок? Почему? Попробуйте подобрать другие слова с теми же приставками? Изменяются эти приставки?

Теперь, попробуйте сформулировать правила, зная, что приставки не изменяются в словах?

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково. Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, и она останется такой же. (слайд 7)

А теперь, посмотрите на следующие слова, что вы заметили необычного в этих словах? (слайд 8)

  1. Премилый, приближение, присоединение

  2. Расписаться, раздавать, разморозить

  3. Безвкусный, бессердечный, бессильный.

Вывод: приставки пре- и при-, а также приставки оканчивающие на -з и -с изменяемые. Правописание этих изменяемых приставок мы с вами будем изучать уже на следующих уроках. (слайд 9)

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного

объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют

собственные знания

Регулятивные:

осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания

  1. Физ. минутка

(Слайд 10) Давайте поиграем в игру с приставками. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Я вам скажу: «В», что вы сделаете?

-ВключИм телевизор.

- А если я скажу: «Пере?»

-ПереключИм на другой канал.

-А если я скажу: «Вы»?

- Значит, надо выключить!

Хорошо, теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?

-Пододвинемся к друг другу.

- А если я скажу: «Ото»?

- Тогда отодвинемся.

Какой вывод можно сделать из этой игры?

Вывод прямо- таки напрашивается: каждая приставка несет смысл.

Физминутка с языковым заданием.

Проблемная ситуация.

Особого внимания требует к себе слова с приставкой с-. Ее еще называют коварной. Эта приставка тоже неизменяемая, но часто воспроизводится с ошибками. А чтобы узнать, почему ее так называют, мы с вами сделаем задание.

Выделите морфемы. Почему слова разделены на 2 группы? (слайд 11)

I вариант

Стереть

Смыть

Смахнул

Срубил

II вариант

Сдавить

Сжечь

Сдавать

Сделать

Вывод: они разделены на 2 группы, потому что в первой группе приставка с- у нас слышится глухо, а во второй звонко. Т. е. приставка под влиянием произношения уподобляется соседнему звуку.

И в русском языке есть такие слова, в которых буква з похожа на приставку. Ну -ка кто их назовет? ( Здесь, здание, здоровье). (слайд 12)

-Может ли з в этих словах быть приставкой?

- Нет, это часть корня. Запишите их. Запомните.

И поэтому мы должны быть осторожны при выделении приставок в словах.



  1. Первичное закрепление материала с комментированием.

Вы должны выписать из текста слова с приставками. (слайд 13)

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело.

Какие приставки вы выписали? (неизменяемые) (слайд 14)

Работа в группе. Каждый ученик делает в своей тетради, а потом сверяют написанное. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Систематизируют

собственные знания

  1. Включение в систему знаний и повторение

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки - ставьте прочерк.

Слова для диктанта: подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

- Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образку на слайде.

(Слайд 15)

1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------

- У кого нет ошибок? Одна, две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично.

Работают самостоятельно без помощи учителя.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Вывод: (Слайд 16)

Повторили - что такое приставка

Узнали - что бывают изменяемые и неизменяемые приставки

Научились - правильно писать приставки

- Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

Вы справились с приставками легко

И поработали ударно. (слайд 17)

Оценивание.

Делают для себя выводы.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Домашнее задание

Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками. (слайд 18)

Записывают в дневник



© 2010-2022