Урок по русской литературе в 5 классе Проблема поиска счастья в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»

Урок направлен на развитие аналитического мышления учащихся, умения строить аргументированные высказывания, подтверждая сказанное текстом произведения. В процессе групповой работы учащиеся учатся сотрудничать в совместной деятельности. Анализ произведения позволяет учащимся определить самобытность «платоновского» письма.  Сказки А. Платонова близки русским народным сказкам, в них  стремление к справедливости, желание добиться счастья, прежде всего с помощью собственных сил,   высоких душевных ка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО Филатова Светлана Ивановна

Стаж работы 20 лет

Место работы КГУ «ОСШ №23 г. Темиртау»

Должность учитель русского языка

Категория/уровень высшая/первый


Краткосрочный план урока

по русской литературе

Ф.И.О. и место работы

Филатова Светлана Ивановна КГУ «ОСШ № 23 г. Темиртау»


Предмет

русская литература

Класс

5 «Б» класс

Тема урока

Тип урока

Вид урока

Проблема поиска счастья в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок - исследование

Цель

(SMART, из среднесрочного планирования)

через осуществление поисковой деятельности способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки.

Задачи: способствовать познанию учащимися идейно-художественного своеобразия и глубины произведения; формировать навыки исследовательской деятельности текста; развивать познавательно - аналитическую сферу учащихся, опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах; нравственное воспитание школьников на примере счастья Семена и антагонизме других героев.

Ожидаемый результат

(из среднесрочного планирования)

Дети проявляют познавательную активность; участвуют в дискуссии малых групп; самостоятельно определяют идею сказки; выказывают правильное понимание счастья.

Критерии успеха

Учащиеся умеют согласованно работать в группе, критически мыслят, владеют приемами анализа произведения и работы по тексту, аргументированно оценивают ответы одноклассников и свои.

Ключевые идеи/подход

Счастье = добро = ? ( нравственность = то, что достойно подражания)

Работа в группах.

Учебник

(рекомендованный МОН РК)

«Русская словесность», Т.П. Чаплышкина, 3- издание, доработанное, Алматы «Атамұра», 2010

Ход урока/заметки учителя

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)


  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

-Мы продолжаем изучать сказку А.П. Платонова «Волшебное кольцо». Ответьте на следующие вопросы, чтобы понять, чем мы будем на уроке заниматься.

Учащиеся готовы к уроку.

- Все готовы к началу урока и настроены на учебную работу!

Ученики, учитель.


  1. Актуализация опорных знаний

Учитель задает вопросы:

-Зачем люди сочиняют сказки?

- Является ли проблема поиска счастья в сказке центральной?

- Какие герои русских народных сказок заслуживают счастья?

- Какими качествами они обладают?

Ученики отвечают на вопросы:

-В сказках люди выражают желаемое, свои мечты, представления о счастье.

-Простые люди находят свое счастье и радость жизни. В сказке добро всегда побеждает зло.

-Вы хорошо знаете отличия народных сказок и литературных, понимаете, что счастье дается не каждому, а добрый герой заслуживает его.

Ученики, учитель.


  1. Целеполагание

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы:

Каким представляет свое счастье каждый из героев

А. П. Платонова?

Идеал какого героя близок самому писателю?

Совпадают ли идеалы Платонова с идеалами русской народной сказки?

Что такое счастье?

Ученики проявляют заинтересованность.

- Вижу, что учебная задача принимается всеми в одинаковой степени.

Иллюстрации к сказкам.


  1. Деление на группы

Класс делится на три группы по количеству главных героев сказки «Волшебное кольцо» А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос «В чем заключается счастье данного героя сказки?»

Ещё одна группа - это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового словаря ответить на вопрос «Что такое счастье?»

Учащиеся организованно занимают места в группах.

-Мы достаточно часто работаем в группах, степень вашей организованности значительно лучше, не вызывает недоумений.

Карточки, словарь.


  1. Исследовательская деятельность

Учитель осуществляет наблюдение со стороны, не дает готовых ответов, поддерживает групповую деятельность наводящими вопросами.


Ученики отвечают на вопросы, в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы.

Ученики, учитель.

Семен

- Связывает ли он понятие счастья с деньгами?

- Изменился ли Семен, когда стал богатым?

- Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?

- Зачем Семен строит дворец?

- Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?

- Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?

- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.


В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.

- Абсолютно верно приводите доказательства текстом.

Учебник, карточка с алгоритмом рассуждений.

Мать Семена

- Какой она была до получения богатства?

- О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?

- Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?

- В чем теперь для нее счастье?

- Что она говорит? Найдите в тексте.

- В чем её счастье?

Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни.

Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие.

С помощью экспертов подтверждаем свои выводы определением из Толкового словаря Ожегова.

- На правильном ли вы пути, когда даете только положительную характеристику матери?

Учебник, карточка с алгоритмом рассуждений.

Царьи царица

-Какие люди царь и царица?

-Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли.

-Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?

- Какое качество характера их объединяет?

- Похожи ли их представления о счастье?

- Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?

- В чем же состоит счастье царя и царицы?

(Высокомерные)

(Как в сору роемся)

(Грубость, невоспитанность,

эгоизм)

В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм.

- Можно ли оправдать поведение родителей?

Что ими руководит в поведении?

Учебник, карточка с алгоритмом рассуждений.

Царевна

-О каком женихе мечтает царевна?

-Почему так легко она променяла Семена на Аспида?

- Что ей подарил Семен?

- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?

- Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?

- ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?

- Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.

- Каково её представление о счастье?

В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что царевна искала счастья в богатстве и престиже, ее предательство Семена обернулось для нее несчастьем.

Оценивание включенности в обсуждение всех детей.

Учебник, карточка с алгоритмом рассуждений.

Эксперты

- Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.

- Нашли ли герои свое счастье? Почему?

-Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?

-На чьей стороне автор? Докажите.

- Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:

СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)

Этот вывод ребята делают на основе выдержки из статьи Философского словаря[1]:

Добро и зло - морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей. Под Д. понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания.

Оценивание работы по степени точности и научности изложения.

Словарь.


  1. Дискуссия

В ходе всей работы обращались к иллюстрациям к сказке Платонова. Они появлялись на доске по мере знакомства с героями и концентрировались вокруг центральной - с изображением Платонова с детьми. Такое размещение иллюстраций помогает учителю подчеркнуть антагонизм героев. В процессе разговора учитель, меняя их местоположение, помогает ребятам понять, кто из них близок друг другу в понимании счастья.


Выступление учащихся.

Рассмотрение разных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы: поиски истины путем противопоставления мнений.

-Молодцы, вы достигли цели исследования.

Ученики. Иллюстрации.


  1. Закрепление

полученных результатов в процессе обобщающей беседы

- Чем обычно заканчиваются волшебные народные сказки?

- Есть ли концовка в сказке А. Платонова?

(Финал открыт, а читатель сам может додумать, чем все закончится)

-Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?

- Совпадают ли идеалы счастья у народа и писателя?

- О каком счастье мечтал писатель? (О личном или об общем?)

- В рассказе «Афродита» Платонов написал: «В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом…начинается человек, и в этом состоит его истинное счастье..»

- Хорошие, правильные выводы понимания счастья!

Ученики.


  1. Рефлексия

- Что НЕ приносит счастья человеку?

Дети пишут небольшую творческую работу на тему: «Что такое счастье?»

-Вы хорошо потрудились, вам есть что сказать. Мысли ваши умные, речь связная.


  1. Домашнее задание

Составить кластер с понятием «счастье»

Дети вспоминают стратегию ТРКМ.

Схема.


  1. Подведение итогов, выставление оценок

Учитель оценивает групповую деятельность группы по следующим критериям: слаженность работы, правильность выводов, аргументация, подтверждение текстом.

Взаимооценивание.

- Сотрудничество в группе прослеживается, но нужно больше следовать ролевым функциям в группе.

Выставляется суммативная оценка по совокупности выставленных оценок учащимися и учителем.

Учитель, ученики.



© 2010-2022