- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад Роль русского языка в формировании выпускника школы
Доклад Роль русского языка в формировании выпускника школы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голованова Н.А. |
Дата | 15.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Слайд 1,2
На наш взгляд, ценным является то, что педагог принимает ребенка таким, какой он есть, со всеми его положительными и отрицательными качествами личности. Главное - ребенок! Внимание к ребенку, забота о ребенке, помощь, поддержка даже того, кто не хочет учиться, кто не верит в свои силы и способности. В этой позиции очень ярко выражена собственная принципиальность, убежденность учителя в правоте своих действий.
"Для меня каждый мой ученик - личность. Когда я прихожу в класс и вижу, какие они разные - дети, но каждый из них для меня Человек с большой буквы. Я с уважением отношусь к их проблемам, чувствам, страданиям. Стараюсь быть не просто учителем, а хорошим близким другом, временной мамой. Для меня нет разницы в том, кто нуждается в моей помощи, помогу и взрослому, и ребенку...". Нужны ученики, которые умеют учиться самостоятельно.
Слайд 3
Хотелось бы начать со стихов И.С.Тургенева, А.А.Ахматовой
Русский язык - один из развитых языков мира, отличается от других языков богатством и своеобразием словаря, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных норм.
Всем ясно, как важно в нашей стране человеку любой национальности свободно владеть русским языком. Какой бы ни была государственная политика, сама жизнь требует учить русский язык, знать и любить русскую литературу.
Чтобы нормально жить в обществе, разговаривать с другими людьми, продвигаться по социальной лестнице, необходимо знать государственный язык, даже если он не родной.
Счастье или несчастье человека зависит от взаимоотношений с близкими людьми, и взаимоотношения с языком общения тоже очень важны в жизни.
Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий. Тот, кто косноязычен, плохо говорит, может проститься со специальностями, требующими работы с людьми, а таких в современном мире становиться всё больше. Если же человек просто неграмотен, не может и строки написать без ошибки, для него недостижимо высшее образование. Дело не только в карьере. Для такого человека слишком сложным, а значит, не интересным, будет любой сколько-нибудь содержательный текст. Для него поэтому не существует литературы - в лучшем случае он в состояние читать бульварные газеты. А как же великая русская литература? Неужели канут в прошлое имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова?
Да, жалкое зрелище - человек "без языка".
Язык как средство передачи информации является важнейшим производственным ресурсом.
Известно, что знание иностранных языков способствует продвижению по карьерной лестнице, а также положительно влияет на рост зарплаты. Владение языком выделяет вас из числа других кандидатов при поиске работы и дает вам определенные конкурентные преимущества.
Безусловно, глобализация мотивирует людей на изучение иностранных языков. Языком бизнеса традиционно является английский язык. Но рынок не стоит на месте, и все больше требуются специалисты, владеющие ни одним, а двумя и даже тремя иностранными языками. Экономический кризис - это хорошее время для повышения собственной профессиональной квалификации, в том числе и улучшения своих языковых навыков.
Слайд 4
Во-первых, каждая ступень обучения имеет свои стандарты, которым мы должны научить обучающихся.
В-третьих, мы не забываем и про воспитательную функцию урока
(формировать у детей любовь и преданность Родине;- развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;- воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;- формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;- развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания)
Слайд 5
Мы считаем, что в первую очередь обучающимся необходимы компетентности: коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая, информационная, организаторская. Школьные знания, умения и навыки - это предпосылка компетентности, то на чем она базируется.
Слайд 6
Наш предмет на современном рынке востребован на достаточном уровне. Государство поставило перед собой задачу знать и любить русский язык и литературу, несмотря на то, что по последним исследованиям, Россия не входит в десятку самых читающих стран мира. Изменилось отношение к изучению этих предметов. Во-первых, русский язык обязательный для сдачи ЕГЭ, литература и иностранный язык по выбору, но тоже в формате ЕГЭ. В обществе идет тенденция к изучению гуманитарных наук. Выбираемыми профессиями на сегодняшний день являются следующие:
Пиар-менеджер, журналист, переводчик, юрист, психолог, специалист по связям с общественностью, риэлтор, государственные и социальные работники, менеджер в туристическом агенстве, писатели и поэты, учитель русского языка и литературы, начальных классов, представители торговли
Слайд 7
Язык не только должен развить
разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должен зажечь в нём
жажду серьёзного труда, без которого
жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой.
К. Д. Ушинский
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит главное!
Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что для этого нужно?
-
Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
-
Совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем,
-
Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;
-
Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
-
Использование ИКТ, фонохрестоматии, энциклопедии Кирилла и Мефодия.
-
Читать наизусть произведения.
-
Преображаться, быть актером.
Хотелось бы закончить словами Д. И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».
Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней:
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.
И. Дружинин