Создание ассоциативного образа как один из приемов смыслового чтения на уроках литературы

Создание ассоциативного образа как один из приемов смыслового чтения на уроке литературы Работая с детьми на уроках литературы я поняла, что в одном классном коллективе могут обучаться как дети, много читающие, так и те, которых чтение совершенно не увлекает. У меня возник вопрос: так как же сделать так, чтобы чтение не превратилось в механическое произношение слов, а то, что читаешь, запоминалось бы легко и надолго? А ответить на этот вопрос помогают новые требования к современному уроку литера...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание ассоциативного образа

как один из приемов смыслового чтения на уроке литературы

Работая с детьми на уроках литературы я поняла, что в одном классном коллективе могут обучаться как дети, много читающие, так и те, которых чтение совершенно не увлекает. У меня возник вопрос: так как же сделать так, чтобы чтение не превратилось в механическое произношение слов, а то, что читаешь, запоминалось бы легко и надолго? А ответить на этот вопрос помогают новые требования к современному уроку литературы.

Требования ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Поэтому я поставила главной задачей урока литературы - сделать чтение осмысленным.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда человек читает вдумчиво, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается как устная, так и письменная речь.

Я работаю с учащимися как среднего, так и старшего звена. На уроках литературы мы учимся анализировать художественный текст, работать с сюжетом и композицией, характеризовать героев.

Но раньше работа над образом героя произведения сводилась к созданию словесных портретов, составлению схем-характеристик, а урок заканчивается тем, что я предлагала детям в качестве домашнего задания заполнить таблицу. Сегодня я думаю иначе: для пятиклассника задания подобного рода слишком сложны, а старшеклассники относятся к ним без особого энтузиазма: порядком поднадоели. Так как же сделать домашнее задание интересным и увлекательным?

Очень просто! Замотивировать! Всех и сразу! Нужно попросить пятиклашек нарисовать иллюстрацию, изготовить макет, а старшеклассников создать мультимедийную презентацию, снять видеосюжет.

И урок меняется, оживляется!...

Хочу поделиться моим любимым приемом работы над характеристикой героя. Приемом создания ассоциативного образа, или, как назвали его дети, «игра в ассоциации». Данный прием подходит любой возрастной1 категории.

  1. На первом этапе дети получают опережающее задание: например, принести вещь или предмет, который ассоциируется с образом изучаемого литературного персонажа. Подобное задание уже вызывает у детей восторг, ведь вроде бы и домашнего задания-то почти нет! Нужно всего-навсего что-нибудь принести!



  1. Второй этап представляет собой проверку домашнего задания, с которого и начинается по традиции каждый урок. Однако если она проходит в форме игры, дети с большим интересом настраиваются на работу. Итак, ребята сами выбирают одноклассника, которому предстоит пережить перевоплощение. Так, на одном из наших уроков мы создавали образы Тома Сойера и Гекльберри Финна, где каждый из участников игры по очереди вруча герою тот предмет, который он выбрал, со словами: «Дорогой ТомилСойер, я дарю тебе эту шляпу, потому что…» К тому времени, как каждый выскажется и поделится своими ассоциациями, у доски уже стоит реальный персонаж изучаемого литературного произведения. Вот такие у нас получились герои!

На этапе рефлексии дети пришли к выводу, что домашнее задание оказалось не таким уж легким, как они думали вначале, что текст требовал внимательного и детального прочтения, а свой выбор нужно было еще и объяснить. А не такую ли цель ставил учитель? Осмысленное чтение - это и есть результат.

Усложним задание сравнительной характеристикой (Обломов и Штольц, Кутузов и Наполеон), динамикой развития характера героя (путь духовных исканий Пьера Безухова) и т.д.

В результате это может стать темой реферата, исследовательской работы, связанной с характеристикой образа литературного персонажа.

Таким образом, я считаю, что смысловое чтение, основанное на создании ассоциативного образа способствует:

  • полному взаимодействию учителя и ученика на уроке,

  • является одним из лучших способов понимания прочитанного, формирует вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.





© 2010-2022