Конспект урока русского языкапо теме сочинение по картине Решетникова опять двойка

  Чтобы воплотить все свои замыслы, художник выполнил очень много набросков. Сначала он решил изобразить класс, сидящих учеников и учителя. Потом ему пришла мысль нарисовать учительницу, ведь в основном в школе работают женщины. Картина показалась ему обычной и скучной. И он перенес действие домой. Вместо учительницы нарисовал маму паренька. Вначале на рисунках были только мальчик с матерью. Интересно, что писал он всех персонажей с натуры. Так, он попросил позировать для картины мальчика-вратаря ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конспект по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка" Конспект урока русского языкапо теме сочинение по картине Решетникова опять двойка

Цели урока:

Познакомить с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова.

- Продолжить работу по формированию у учащихся умения писать сочинение по картине.

- Развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме.

- Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.

Планируемые результаты:

- Запомнить сведения о жизни и творчестве художника;

- Анализировать содержание картины;

- Составлять связные высказывания при описании картины как устно, так и письменно;

- Уметь формулировать свое мнение и вести диалог с окружающими;

- Учиться понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;

- Зная признаки текста, написать сочинение по теме;

- Самостоятельно вносить коррективы в написанный текст.

Оборудование:

- Портрет Ф. П. Решетникова;

- Репродукции картин;

- Орфографические словари.

Ход урока:

I. Вступительное слово о жизни и творчестве Ф. П. Решетникова.

- В самом начале урока предлагаю вам рассмотреть репродукции картин известного русского художника Федора Павловича Решетникова. Прочитайте названия. «Достали «языка», «Прибыл на каникулы», «Мальчишки», «Опять двойка».

- Кто герои этих картин?

- Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

- Верно, мы будем писать сочинение по картине. Чтобы узнать, по какой именно, необходимо расставить буквы по порядку.

- У автора этих картин очень необычная судьба. Он родился в 1906 г. на Украине в селе Сурско-Литовское. Отец его был иконописцем. Талант художника передался от отца Федору и его старшему брату. Мальчик остался сиротой в 3 года. Он жил у брата, который расписывал церкви. Еще совсем маленьким Федя старался помочь брату, как мог: готовил краски и кисти, сам учился рисовать. Но шла Гражданской война, еды в семье брата не хватало. И Федя ушел в поисках работы. Не боясь, он брался за любой тяжелый труд. В каждую свободную минуту рисовал. Очень хорошо у него получались веселые карикатуры. Позднее он закончил художественный институт и стал профессиональным художником.

В студенческие годы осуществилась его детская мечта. Он с экспедицией ученого Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Сибиряков» побывал в Арктике. В члены экипажа его брать не хотели. Но когда он нарисовал смешные карикатуры на всех членов экипажа, Шмидт зачислил его в штат. И не пожалел. Работы Федор не боялся, его помощь нужна была и кочегарам, и матросам, он и сам стоял на вахте. А в самые трудные минуты его жизнерадостные рисунки поднимали всем настроение.

Шмидт взял его и в следующую экспедицию на пароход «Челюскин». Когда случилась беда, и льды сдавили пароход со всех сторон, Решетников вселял во всех надежду на спасение своим оптимизмом. Даже в это сложное время он умудрялся выпускать газету под названием «Не сдадимся», которая поддерживала людей до самого спасения. Позднее Решетников нарисовал групповой портрет всех членов экипажа.

Труды его жизни высоко были оценены советским государством. Он был лауреатом разных премий. Присвоено высокое звание Народного художника СССР. Умер в 1988 г.

II. Беседа по картине. Составление плана.

- Картину «Опять двойка» Федор Павлович написал в 1952 г.

- Послушаем сообщение о том, как художник готовился ее писать.

(Ученица рассказывает предысторию написания).

- Чтобы воплотить все свои замыслы, художник выполнил очень много набросков. Сначала он решил изобразить класс, сидящих учеников и учителя. Потом ему пришла мысль нарисовать учительницу, ведь в основном в школе работают женщины. Картина показалась ему обычной и скучной. И он перенес действие домой. Вместо учительницы нарисовал маму паренька.

Вначале на рисунках были только мальчик с матерью. Интересно, что писал он всех персонажей с натуры. Так, он попросил позировать для картины мальчика-вратаря из дворовой команды. Он не сказал ему, о чем будет картина. Иначе ушастый вратарь с вихрами на голове мог и не согласиться.

Позднее появились и остальные герои. Даже пса он написал с натуры. Вы можете представить, как можно заставить собаку позировать? Так вот художник придумал держать кусочки колбаски на весу, чтобы собака стояла на задних лапках. И за это время он успел сделать наброски.

- Рассмотрим картину внимательно. Каков ее жанр? (Бытовой жанр).

- Назовите место, где происходит событие. (Комната в квартире).

- Нашего ли времени изображенный эпизод? Что помогло вам это определить? (Определенные вещи).

- Перечислите всех героев картины.

- Что за момент на ней изображен? Подтвердите свою мысль развернутым ответом.

(Мальчик только что зашел домой)

- Каким образом художник выделил главного героя?

(Во всей композиции он изображен на переднем плане. Остальные смотрят на него).

- Опишите мальчика: внешний вид, поза, выражение лица. Что он испытывает?

(У него поношенное пальто и старый портфель. Он катался на коньках, возможно, и на портфеле. В игре забыл про уроки. Опустил голову, вот-вот заплачет. Ему стыдно).

- Так же опишите остальных героев.

(Мама расстроена. Руки печально и устало опущены.

Сестра явно отличница, аккуратная, смотрит строго, осуждает.

Брату смешно, он лукаво ухмыляется.

Пес рад, виляет хвостом).

- Ваши предположения, что хотел сказать нам этой картиной художник?

(Плохо и невесело приносить двойки. Огорчаются самые близкие люди, которые о тебе заботятся).

- Невеселые переживания героев автор передал и красками. Опишите тона.

(Они неяркие, приглушенные, потому что далеко не праздничное событие).

- Назовем пункты плана, по которому будем писать.

  1. Начало - где происходит эпизод.

  2. Кто бросился навстречу мальчику первым?

  3. Какие чувства у всех членов семьи на его отметку?

  4. Заключение. Мои чувства по поводу картины.

III. Словарная работа.

Портфель, пальто, перевязан бечевкой, радостная собака, велосипед, смотрит с укоризной и осуждением, голубоватый цвет стен.

- Другие трудные для написания слова можно посмотреть в словаре.

IV. Прослушивание одного устного рассказа.

V. Письменная запись текста.

VI. Дома дописать и проверить сочинение. Дополнительно устно придумать свой заголовок.



© 2010-2022