- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-обобщение по теме «Словосочетание и виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)»
Урок-обобщение по теме «Словосочетание и виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сарыглар К.К. |
Дата | 05.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - обобщение по теме: «Словосочетание и виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)».
Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся о словосочетании и
видов связи согласование, управление, примыкание;
формирование умений находить в тексте словосочетания со всеми
видами подчинительной связи слов;
воспитать бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока:
I. Опрос:
- что такое словосочетание?
- почему именно связываются подчинительной связью?
(в словосочетании зависимое слово подчиняется главному,
поэтому связь слов в нем называется подчинительной)
- какие подчинительные виды связи слов в словосочетании вы
знаете?
- что такое согласование?
- что такое управление?
- что такое примыкание?
II. Слово учителя: Сейчас проведем игру «Передай эстафетную
палочку», при этом называя словосочетания со связью
согласование, управление, примыкание.
III. Работа с текстом «Как ходить по лесу».
КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ
Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лох свернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень поднялся с земли и, свернув белыми изгибами крыла, скрылся за кустами.
Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно, что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться, либо убежать.
Уходят в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче, и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в лесной глухомани.
Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно себя вести.
В.Гудков
Задание: 1. прочитать выразительно текст;
2. определить тип текста;
3. найти основную мысль текста, в каком предложении
она заключена;
4. к какому стилю относится этот текст (докажите);
5. выпишите из текста словосочетания с согласованием,
управлением, примыканием.
IV. Тренировочные упражнения:
Задание 1. К данным существительным подберите имена
прилагательные, чтобы описать образ своего
одноклассника.
возраст… рост… лицо… глаза… волосы… походка… характер…
Задание 2. Когда используют в речи данные словосочетания?(в каких
стилях).
Приютить в доме, дать пристанище, дать кров, предоставить жилплощадь, поселить у себя, крыша над головой.
Задание 3. Подберите к существительным лекция, речь, оценка
прилагательные со значением «очень хороший».
лекция блестящая, речь яркая, оценка высокая
Задание 4. Данные словосочетания переделайте в приложения,
например: чудесные богатыри - чудо-богатыри, квартира,
являющаяся музеем - музей-квартира.
летчик, испытывающий самолет -
чудесная лестница -
ковер, который сам летает -
рыба, похожая на меч -
диван, служащий кроватью -
кресло, одновременно являющееся качалкой -
инженер, работающий в области электротехники -
V. Творческая работа по картине «Золотая осень».
«Немой диктант»
задание: учащиеся должны самостоятельно составить
словосочетание с согласованием, управлением,
примыканием по картине, и объяснить орфограммы.
VI. Тест. Проведем контрольную работу в форме теста.
Тест
-
Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. медведь заревел
Б. заревел неистово
В. заревел и схватил
Г. схватил за комбинезон
-
Найдите словосочетание по его грамматическому значению - «действие и его
признак»
А. спуститься с горы
Б. бег с трусцой
В. Легко преодолеть
Г. ходить по лесу
-
Дайте правильные ответы.
Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены…
А. наречиями
Б. существительными
В. прилагательными
Г. деепричастиями
Д. причастиями
Е. порядковыми числительными
-
Найдите слово, в котором пишется буква и
А. непр…клонный
Б. пр…кословить
В. пр…лежание
Г. пр…мущество
-
Найдите ошибки в управлении.
А. скучаю по вас
Б. оплата за проезд
В. благодаря своей воле
Г. операция на фактах
-
В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А. развевающегося флага
Б. ничем не интересоваться
В. Шел медленно
Г. присутствовать на митинге
-
Найдите слово, в котором пишется одна буква н.
А. истин…ый
Б. подлин…ый
В. юн…ый
Г. гуман…ый
-
Найдите слово, в котором пишется буква о.
А. иде…лист
Б. тр…диция
В. идее…логия
Г. т…лантливый
Д. трансп…рант
VII. Итоги урока: слово учителя
VIII. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему
«Осень в нашем городе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Урок-обобщение по теме: «Словосочетание и виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)»
в 8 классе.
Разработала
Сарыглар К.К.
Ак-Довурак 2012 год