- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по СПП (обобщение)
Урок по СПП (обобщение)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яркович И.С. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Солтүстік Қазақстан облысы
«№32 орта мектебі» КММ
Северо-Казахстанская область
КГУ «Средняя школа №32»
Открытый урок
по русскому языку по теме:
«Обобщение изученного о сложноподчиненном предложении»
Учитель: Яркович Ирина Сергеевна
Класс: 9 «А»
Петропавл қаласы, 2016 жыл
город Петропавловск, 2016 год
Тема: Обобщение изученного о сложноподчиненном предложении.
Цель: систематизирование знаний учащихся о строении СПП, типах придаточных предложений.
Задачи:
-
Повторить строение СПП с одним и несколькими придаточными предложениями;
-
Продолжать развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения, орфографической и пунктуационной зоркости;
-
Формировать у учащихся умение работать в мини-группах, прислушиваться к мнению каждого члена команды, уважать чужое мнение.
Тип урока: обобщение изученного.
Форма урока: групповая.
Оборудование: листы формата А3, маркеры, карточки с заданиями, учебники, тест.
Ход урока:
I Настрой на урок (деление учащихся на группы при помощи стикеров: на стикерах написаны имена, нужно взять стикер со своим именем и выбрать соответствующую группу по цвету).
II Актуализация знаний:
1. Выполнение задания (вставить недостающие буквы, объяснить орфограмму):
Распол…житься на опушке, сл…гать стихи, выр…стить урожай, выр…с в деревне, подр…стает малыш, город Р…стов, прим…рять платье, зам…рать от страха, прик…снуться к огню, к…сательная линия, заб…раться в горы, заб…рет потом.
2. В каждом словосочетании выделить главное и зависимое слово:
× × × ×
Распол…житься на опушке, сл…гать стихи, выр…стить урожай, выр…с в
× × × ×
деревне, подр…стает малыш, город Р…стов, прим…рять платье, зам…рать от
× × ×
страха, прик…снуться к огню, к…сательная линия, заб…раться в горы,
×
заб…рет потом.
- Как эти словосочетания связаны с СПП? (одно слово подчинено другому как придаточная часть подчинена главной).
- Что вы знаете о СПП? (сложное предложение, состоящее из нескольких простых, где одно главное, другое - придаточное).
- Сколько простых предложений может быть в СПП? (два и более)
- Сколько типов придаточных предложений есть в СПП? (три - определительное, изъяснительное, обстоятельственное).
- Какие типы подчинения Вы знаете? (однородное, параллельное, последовательное).
III Повторение изученного:
1. Теоретическая часть:
1 группа
2 группа
3 группа
СПП с придаточными обстоятельственными
СПП с придаточным изъяснительным
СПП с придаточным определительным
Параллельное подчинение
Последовательное подчинение
Однородное
подчинение
Учащиеся оформляют работу на листах формата А3 в свободной форме (схема, кластер, таблица, конспект)
2. Выступление групп (каждая группа может задавать вопросы другой группе, если что-то непонятно или требует пояснения).
3. Игра «Да - нетка» (если утверждение правильное, говорим «да», если утверждение неверное - «нет»):
-
Выстрелы звучали резко и сухо, как будто где-то поблизости кололи дрова. (Придаточная обстоятельственная) ДА
-
Как я рада, что ныне вода под бесцветным ледком замирает. (Придаточная изъяснительная) ДА
-
Чтобы любить музыку, надо прежде всего ее слушать. (Придаточная определительная) НЕТ
-
Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Придаточная определительная) НЕТ
-
Солнце озарило избу так быстро и неожиданно, что и бабушка и внук перестали разговаривать.(Придаточная обстоятельственная) ДА
-
Рассказ о семи чудесах света люди придумали, когда землю почти не знали.(Придаточная изъяснительная) НЕТ
-
Он вставал рано, и чтобы не разбудить никого в доме, ушел гулять в сад.(Придаточная обстоятельственная) ДА
-
Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. (Придаточная определительная) ДА
-
Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта! (Придаточная изъяснительная) НЕТ
-
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна. (Придаточная изъяснительная.) ДА
4. Физминутка:
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.
IV Закрепление изученного:
1. Выполнение синтаксического разбора (весь класс, один учащийся у доски):
Не дорого ценю я громкие слова, от коих не одна кружилась голова.
[= -], (от коих = -). - повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП с придаточным определительным: 1) главная часть: двусоставная, распространенная, полная; 2) придаточная часть: двусоставная, распространенная, полная.
2. Работа по группам (разноуровневые задания):
1 группа
2 группа
3 группа
Спишите предложение, расставляя недостающие буквы и знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Спишите предложение, расставляя недостающие буквы и знаки препинания. Выполните частичный синтаксический разбор предложения.
Спишите предложения, расставляя недостающие буквы. В каждом предложении укажите главную и придаточную часть. Определите тип придаточного.
Если п…падется п…ляна в окружени… позол…тевших берез можно пол…жать на мягкой траве где по-летнему пр…гревает сол…це.
Если п…падется п…ляна в окружени… позол…тевших берез можно пол…жать на мягкой траве где по-летнему пр…гревает сол…це.
1) Она уб..жала (в)свою к..мнату, где пр..шла вся её ж..знь.
2) Женя как(то) даже забыла, что сейчас вот встретится (с)грозным к..мандующим.
3) Он д..ждался, пока стукнула к..литка, и выщел.
4) Когда мы г..товились (на) рыбалку, (не)ожида(н,нн)о под..ехал отец.
5) Где гнутся над омутом лозы, л..тают и пляшут стр..козы, весёлый ведут хоровод.
3. Проверка разбора (1 группа - учитель, 2 группа - учащийся из 1 группы, 3 группа - учащийся из 1 группы).
4. Проверяющий тест (разноуровневый):
1 группа
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
2 группа
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение)
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
3 группа
1. С помощью чего придаточные определительные прикрепляются к главному предложению?
А) союза
Б) союзного слова
В) союза и союзного слова
Г) по смыслу
2. Какой отличительный признак союзного слова?
А) является членом предложения
Б) не является членом предложения
В) отделяет главное предложение от придаточного
Г) присоединяет придаточное предложение к главному
3. Какой частью речи являются союзные слова?
А) не являются частью речи
Б) местоимением
В) наречием
Г) местоимением и наречием
4. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
А) падежные
Б) вопросы определения
В) падежные и вопросы определения
Г) обстоятельства
5. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
А) с помощью союзных слов
Б) с помощью частицы ли
В) с помощью союзов
Г) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли
6. Место придаточного по отношению к главному:
А) после главного предложения
Б) в середине предложения
В) перед главным
Г) любая позиция по отношению к главному
7. Найдите предложение, соответствующее схеме [.., (что),..]
А) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
Б) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники.
В) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
Г) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
8. Укажите СПП с придаточным изъяснительным
А) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
Б) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
В) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
Г) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
9. Какая характеристика предложения Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них верна:
А) ССП
Б) простое
В) СПП с придаточным определительным
Г) СПП с придаточным изъяснительным
10. К придаточному определительному задается вопрос:
А) где? куда? откуда?
Б) какой? который?
В) у кого? кем? чем?
Г) несмотря на что? вопреки чему?
Ответы
1 группа
2 группа
3 группа
-
Г
-
В.
-
которая заливается половодьем
-
Вечерняя заря погасла, когда мы вернулись из леса.
-
На севере суровый климат, хотя там произрастает много редких растений
-
А
-
В
-
А
-
А
-
Б
-
который приехал из города
-
Я учился в школе, в то время как мой брат уже работал на заводе.
-
Кулибин не получил специального образования, хотя он был одаренным механиком.
-
В
-
А
-
А
1. Б
2. А
3. Г
4. А
5. Г
6. Г
7. В
8. В
9. Г
10. Б
V Подведение итогов урока:
1. Рефлексия:
- Понравился ли вам урок?
- Что осталось непонятым?
- Что следует еще повторить и закрепить?
2. Домашнее задание:
А) Упр. 372 (3, 4 предложение - полный синтаксический разбор).
Б) Выписать 5 СПП из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (о Печорине).
В) Разработать карточку с заданиями о СПП.