Рабочая программа по литературе 9 класс В. Я. Коровина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по литературе 9 класс В.Я. Коровина



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верховская основная общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области


«Рассмотрено на ШМО

и рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО

___________

(_________________)

Протокол №___от

«___»______________2015 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________

И. В. Тищенко

«___»_______2015



«Утверждаю»

Врио директора

МБОУ Верховской ООШ

________________

В.В. Зайцева

Приказ №___- ОД

от «___»________2015 г.












Программа

по литературе для 9 класса

на 2015- 2016 учебный год













Составитель:

Тищенко Ирина Валерьевна





деревня Верхи

2015 г.




Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 9 класса создана составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, -М. Просвещение 2009. Учебник: Литература 9 класс, в 2-х ч.авт.-сост. В.Я. Коровина, И.С.Збарский, и др. -17-е изд. -М.: Просвещение. 2010.

Авторская программа рассчитана на 102 часа ( из расчёта 3 учебных часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.

Внеклассных чтений -14 ч., развития речи - 27 ч, написание сочинений - 9 ч. и ориентирована на УМК:

  • Литература.9 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт-сост.. В.Я. Коровина и др. -17-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

  • . Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е изд. -М. :Просвещение 2009.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 9 класс: Методические советы/ Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

  • Золотарёва И.В. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. - 4-е изд., испр. и доп. -М.: ВАКО, 2005.

Изучение литературы в 9 классе школы направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Содержание дисциплины. ( 102 ч )


Ведение (1ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч )

Характеристика русской литературы XVII1 века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1.747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего, «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза», Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (62 ч )

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начато, атмосфера тайны и символика сна. путающий пейзаж, роковые пред сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Бесы».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзий...

Поэма «Цыганам». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика -- А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы . Понятие о романтизме -(закрепление- понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи..

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви-- воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского,

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три логин. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний "монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном: городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове. Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (но выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с • включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений,

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины». «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теории литературы. Художественная условность,

фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (но выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща Золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений мыслителя.

Анна Анреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом,», Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Сила ботоничеекая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (2 часа)

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»);Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до рогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.И.Тютчев. «К.Б.» ( «Я встретил вас - и всё былое...»); А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»);А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...» К .М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Заболоцкий.«Признание» и яр.. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...» «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувстве духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла «Мальчику».

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Дайте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело веком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Г амлет» - «пьеса на все века» (А. Аникет). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и

Офелии, Философская глуби на трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста». «Сад». «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, длсха сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Подведение итогов (2ч)

Список произведений для заучивания наизусть

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил...»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно...». Родина. Пророк, молитва.

  • А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе...» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...», «Гой, ты, Русь моя родная...», «Разбуди меня завтра рано». «Отговорила роща золотая» (по выбору)

  • В. Маяко'вский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий...», «Мне нравится, что вы больны не мной,..». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в ноле возле Магадана ». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание, (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...»»Что ты бродишь, неприкаянный...». Муза, «И упало каменное слово...» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой...» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом...» (отрывок)

Список литературы для самостоятельного чтения

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского. К. Ф. Рылеева, К.

Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. А. Н. Майкова..Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

  1. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого. А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова. Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого. И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю.

  1. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова. М. Алдаиова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи. М. М. Зощенко, И. Ильф^и Е. Петрова. Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких. К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова. Ю. В. Бондарева. В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за

курс 9-ого класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм

в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.













Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов


Из них на развитие речи, ч.

Из них на внеклассное чтение, ч.

Сочи­

не­ния

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Древнерусская

литература

5

1

1

1

4.

Русская

литература XYIII века

8

3

2

1

5.

Шедевры русской литературы XIX века

62

17

7

5

6.

Литература XX века

19

5

3

2

7.

Романсы и песни на слова русских писателей XIX- XX веков

2

1



11.

Из зарубежной литературы

5

-

1

-

12.

Итого

102

27

14

9



Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Дом.

зад.

План

Факт


Введение.

1



1.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.


1




Древнерусская

литература.

5



2.

Общая характеристика древнерусской литературы. История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения.


1



3.

«Слово о полку Игореве». Часть первая: поход Игорева войска. Часть вторая: сон и «Золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям.


1



4.



















Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Образ Русской земли в «Слове...».





1



5.

Рр Чтение наизусть плача Ярославны. Подготовка к домашнему сочинению.

1



6.

Вч Сатирические повести. «Повесть о Шемякином суде».

Рр Подготовка к домашнему сочинению.


1




Русская литература XYIII века.

8




Календарно-тематическое планирование

7.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма.

1


8.

М. В. Ломоносов - учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1



9.

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.


1


10






















.








Вч М. В. Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова.

Рр Чтение наизусть отрывка из оды Ломоносова.







1


11.

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе.

Обличение

несправедливости в стихотворении

Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1


12.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о

бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.


1


13.

Рр Чтение наизусть стиха. Вч А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Изображение российской



действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1




14.

Н. М. Карамзин - писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.










1


15.

Г лавные герои повести «Бедная Лиза». Влияние сентиментальных повестей Карамзина на произведения русской литературы.

Рр Подготовка к сочинению «Литература XYIII века в восприятии современного читателя».

1



Шедевры русской литературы XIX века.


62




16.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).






1


17.

В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы- символы.




1


18.

Рр Чтение наизусть отрывка из баллады. А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения.



1


19.

Утро в доме Фамусова. Анализ первого действия комедии.


1


20.

Фамусов - Чацкий - София. Анализ второго действия комедии.

1






21.

Рр Чтение наизусть монолога Чацкого. София - Чацкий - Молчалин. Анализ третьего действия комедии.

1


22.

Рр Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

1


23.

Прозрение героев. Анализ четвёртого действия комедии.

1



24.

Рр Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый. И. А. Г ончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Г оре от ума».

1


25.

А. С. Пушкин. Детские годы. Лицей. Тема дружбы в лирике поэта.

1


26.

Жизнь и творчество Пушкина после Лицея. Петербург. Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

1


27.

Рр Чтение наизусть стиха. Г оды ссылки. Юг. Романтические поэмы «Цыганы».

1


28.

Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Анализ стихотворений «К морю», «Пророк».

1


29.

Рр Чтение наизусть стиха. Пушкин на свободе под надзором. Последние годы жизни. Анализ стихотворения «Анчар».

1


30.

Тема любви в лирике А. С. Пушкина. «На холмах грузи», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики поэта.

1


31.

Рр Чтение наизусть стиха. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы».

1


32.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1




33.

Вч А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»

1


34.

Вч А. С. Пушкин «Борис Годунов».

1



35.

Рр Чтение наизусть стихов А. С. Пушкина.

1


36.

Реализм. История создания романа «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети XIX века. Комментированное чтение 1-ой главы романа. Историческая и общественная

обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

1


37.

Комментированное чтение 2-ой главы романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.






1


38.

Комментированное чтение 3-ей главы романа. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Г лубина, значительность личности героини.

1


39.

Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина. Рр Чтение наизусть письма Татьяны Онегину.

1


40.

Комментированное чтение 5-ой главы романа. Завязка трагического конфликта.

1


41.

Комментированное чтение 6-ой главы романа. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости.



1


42.

Комментированное чтение 7-ой главы романа. «Без Онегина».

1


43.

Татьяна и Онегин в 8-ой главе.

1


44.

Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина. Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1




45.

М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова.

Стихотворение «Парус».


1


46.

Рр Чтение наизусть стиха. Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт».

1


47.

Рр Чтение наизусть стиха. Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия».

1


48.

Рр Чтение наизусть стиха. Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён».

1


49.

Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва». Адресаты любовной лирики.

1


.

50.

Рр Чтение наизусть стихов Лермонтова.

1



51.

Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Г ерой нашего времени».

1


52.

Анализ повести «Бэла» и «Максим Максимыч»

1


53.

Анализ повести «Тамань».

1


54.

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и

Вернер, Печорин и Мери. Печорин и Вера.



1


55

Анализ повести «Фаталист».

1


56.

Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Рр Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1




57.

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества.

1



58.

Вч Н. В. Гоголь. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников.

1




69.

Вч Цикл повестей Н. В. Гоголя. «Петербургские повести».

1


60.

«Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ первой главы.

1


61.

Чичиков у Манилова. Анализ второй главы.

1



62.

Чичиков у Коробочки. Анализ третьей главы.

1


63.

Чичиков у Ноздрёва. Анализ четвёртой главы.

1



64.

Чичиков у Собакевича. Анализ пятой главы.

1


65.

Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы.

1


66.

Губернский город в поэме «Мёртвые души». Анализ седьмой-девятой глав.

1


67.

Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души». Анализ одиннадцатой главы.

1


68.

Рр Чтение наизусть прозаического отрывка о Руси.

Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги.

1




69.






Итоговая работа по творчеству Н. В. Гоголя.

Рр Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1




70.

Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».

1


71.

Ф. М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.






1


72.

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».


1


73.

Вч А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1


74.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии.

Вч «Юность». Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие. Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба собственными недостатками.






1


75.

А. П. Чехов. Слово о писателе.

Вч «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

1


76.

А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Рр Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова). (По выбору учащегося).


1







Литература XX века.













19















77.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1



78.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина. Лиризм повествования.

1



79.





Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Слово о поэте. Стихи. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока

1



80.

Рр Чтение наизусть стиха.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина.


1


.

81.

Рр Чтение наизусть стиха. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно­песенная основа лирика С. А. Есенина.





1



82.

Рр Чтение наизусть стиха.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Словотворчество.





1



83.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце».





1



84.

Вч «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести.

1



85.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви. О жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.


1





86.

Рр Чтение наизусть стиха. Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве»

. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1


87.

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1



88.

Рр Чтение наизусть стиха.

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где- то в поле возле

1



89.

М. А. Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

1


90.

Вч «Судьба человека». Образ главного героя. Торжество добра над жестокостью жизни. Художественные особенности произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок.


1


91.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.


1


92.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.


1


93

А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1


94.








А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор».


1











95.

Вч «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1



Романсы и песни на слова русских писателей XIX- XX веков.

2



96.

Романс и песня. А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, М. Ю.Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Фет, В. А. Сологуб.

1


97.

Рр Чтение наизусть романса. Романс и песня. А. А. Сурков, К. М. Симонов, Н. А. Заболоцкий, М. Л. Матусовский, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, К. Я. Ваншенкин.

1





Из зарубежной литературы.


5



98.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте.


1




99

Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии.


1


100

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально­философский характер.

1




101

У. Шекспир. Слово о поэте. И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения.


1



102

Вч «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.





1




Список учебников и учебных пособий

  1. Большой толковый словарь русского языка. С.-П. «Норинг» 2001

  2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка 24-е издание. М. Оникс 2007

  3. М. А. Аристова. «Анализ произведений русской литературы. Изд. Зкзамен. М. 2014

  4. Е. А. Ляшенко. Тесты по литературе 9 класс ч. 1 и 2. «Экзамен» 2014

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Просвещение 2010

  6. Энциклопедия для детей «Русская литература» в 2-х частях. Аванта 2006


© 2010-2022