- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкодаева Л.И. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Турнир знатоков русского языка
Цели: способствовать углублению знаний о русском языке, расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь и уважение к русскому языку,
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие знатоки русского языка, уважаемые жюри, гости нашего мероприятия.
Мы начинаем игру «Турнир знатоков русского языка». В нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку, но и вопросы на логику, на общие знания. А демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут 2 команды. Давайте с ними познакомимся!
Приглашаются все желающие принять участие в игре. Предлагаю разделиться на команды. А теперь назовите свои команды, выберите капитана.
Мы определились с участниками игры, прежде чем я объявлю о начале первого тура, давайте встанем в круг и скажем друг другу хорошие слова. («Круг Радости»)
Предлагаю командам занять свои места.
За правым столом команда « __________________. Соперник у вас серьезный. Приглашаем за левый стол команду « _____________ ».
Я называю команду, команда встаёт с места и называет капитана.
Представление команд
1. Команда « Грамотеи », капитан команды
2. Команда «Умники», капитан команды
Следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших:
- И прежде чем команды вступят в интеллектуальную битву, прослушайте правила нашей игры. - Интеллектуально - познавательная игра состоит из 8 туров. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы. Победителем «Знатоков русского языка» становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Желаю Вам удачи!
- Итак, внимание начинаем первый тур.
1 тур Разминка
1. В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, никаких других гласных в нём нет. (Обороноспособность)
2. Образуйте форму множественного числа существительного «дно»? (Донья)
1. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
2.Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки? («Выйти замуж»)
1. Знак препинания часто ставят ребром? (Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)
2.Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие? (Первую «о»: полотно - плотно)
1. Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом? (Букву «е» на «и»: пенал - пинал)
2. В каком слове сорок гласных?
2. Замените высказывание пословицами.
1 команда Учись всю жизнь Век живи - век учись
Не ссорься Худой мир лучше доброй драки
2 команда Не торопись, делай всё аккуратно Семь раз отмерь - один раз отрежь
Нехорошо заглядываться на чужое Берут завидки на чужие пожитки.
3. Отгадай пословицу по первому слову.
1. Язык до Киева доведёт
2.Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
1. Искру туши до пожара, беду отводи до удара
2.Не дорог подарок, дорога любовь
1. Готовь сани летом, а телегу зимой
2. в свои сани не садись
1. Жизнь дана на добрые дела
2.Гусь свинье не товарищ
4. тур нашей игры называется «ПОЛИГЛОТ».
Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский, немецкий и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение.
1. « Без труда не вынешь ..... из пруда» (Рыбку, балық, fish)
2. « Не имей сто рублей, а имей сто .....» (Друзей, дос, friend).
3. « Делу -…, потехе - час (время, сағат, time )
4. «Хлеб - всему ......» ( Голова, бас, head)
5. «Под лежачий камень и ... не течёт.» (Вода, су, water )
6. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыс, winter)
5. Послушайте задание шестого тура: вам будут даны слова, в которых буквы перемешались, и ваша задача: переставить буквы не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось слово. Время на выполнение задания 2 минуты
1команда Голгла - глагол
Кзыя - язык
Торисия - история
Руздья - друзья
2 команда Ранкадаш - карандаш
Сифксуф - суффикс
Дьмевед - медведь
Бенокре - ребенок
- Итак, время на выполнение этого задания закончилось, и я прошу участников команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.
6 тур называется «Мозговой штурм».
Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд.
-Итак, внимание, вопрос команде « ____________-»:
1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
- Следующий вопрос команде « ___________-»:
2. Именно так в Др.Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? (тетрадь)
- Следующий вопрос команде « _________________-»:
1. Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние)
- Команда « _____________» вам вопрос:
2. В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" - на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? (галстук)
- Следующий вопрос команде « ____________»:
1. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. (соль)
-И последний вопрос команде « ________-»:
2. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? (черепаха)
7.КОНКУРС «Знаешь ли ты?»
1. Угадайте слово по шутливой характеристике.
1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают очень любопытные и доверчивые. Это … (Уши).
2) Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы не-честные люди. Что это? (Вода).
3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (Ветер).
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки. Что это? ( Нос).
5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык).
6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово).
8. Конкурс капитанов 1. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов). Ваша команда должна назвать фразеологизм.
ДЛЯ команды №1 ДЛЯ команды №2
Сидеть сложа руки Лезть на стенку
Чесать язык Совать нос не в свои дела
В одно ухо вошло, в другое вышло. Солдат стоял на часах
Спасибо участникам за игру. А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники, какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри.
Оценка результатов
Тип задания
Критерии оценки
Команда №1
Команда №2
1.Разминка
При полном ответе -4б.
2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ
За каждую правильную пословицу-1б.
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ
За каждую по балу
4. Полиглот
За каждые правильный ответ -1б.
5. Разгадай слово
За каждые два - 1б.
6. Мозговой штурм
За правильный ответ -1б.
7. Знаешь ли ты?
За каждый правильный ответ -1б.
8. Конкурс капитанов
За отгаданный фразеологизм -3б.
Итоги
1 команда Учись всю жизнь-
Не ссорься -
2 команда Не торопись, делай всё аккуратно -
Нехорошо заглядываться на чужое-
1. « Без труда не вынешь ..... из пруда»
2. « Не имей сто рублей, а имей сто .... .»
3. « Делу -…, потехе - час
4. «Хлеб - всему ...... »
5. «Под лежачий камень и ... не течёт.»
6. Готовь сани летом, телегу…..
1команда Голгла -
Кзыя -
Торисия -
Руздья -
2 команда Ранкадаш -
Сифксуф -
Дьмевед -
Бенокре -
1. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов). Ваша команда должна назвать фразеологизм.
ДЛЯ команды №1
Сидеть сложа руки
Чесать язык
В одно ухо вошло, в другое вышло.
1. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов). Ваша команда должна назвать фразеологизм.
ДЛЯ команды №2
Лезть на стенку
Совать нос не в свои дела
Солдат стоял на часах