Программа элективного курса Зкранизация русской классики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экранизация русской классики

Программа элективного курса для учащихся 10 класса



Пояснительная записка


Элективный курс «Экранизация русской классики» выстраивается на уровне межпредметных связей (литература - кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства - кино на материале художественной литературы.. В круг их словарного запаса активно войдут слова и понятия: сценарий, сценарист, режиссёр, актёр, киноэпопея, экранизация, реплика, титр, кадр и т.д.

Важная роль отводится общему и литературному развитию детей. Учащиеся должны увидеть различие между произведением литературы и экранизацией, то есть восприятием художественного текста режиссёром, сценаристом, актёрами.

Такое сопоставление окажет определённое положительное влияние на их собственное восприятие литературы и других видов искусства, будет способствовать общему культурному развитию школьников, расширит их кругозор, повысит интеллект, поможет самоопределению их в выборе гуманитарного профиля образования.

Элективный курс рассчитан на 18 часов. Для анализа берутся следующие произведения и их экранизация: повести А.С. Пушкина («Метель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка); произведения Н.В. Гоголя («Ревизор», «Шинель»); пьесы А.Н. Островского («Лес», «Последняя жертва», «Последняя жертва», «Поздняя любовь», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бешеные деньги»); романы Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»). Выбор произведений не ограничивается рамками школьной программы, что способствует расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Много внимания уделяется самостоятельной работе школьников. Результатом этой работы могут стать сценарии для экранизации отрывков из художественных произведений (по выбору учащихся).

Взаимоотношения кинематографа с литературой сложны и многообразны. На первых порах, сводясь к иллюстрации художественного текста, экранизация в дальнейшем обретает всё большую глубину истолкования литературы и всё большую художественную независимость. С одной стороны, кино разрешает себе пользоваться образами литературы на тех же правах, на каких оно пользуется образами фольклора, сюжетами истории или современности. Возникает и противоположное отношение, когда кинематографист ведет свою задачу в максимальной полноте и точности приближения к источнику (примером может служить экранизация романа Стендаля «Красное и черное» С.А. Герасимовым) Между этими крайними точками множество творческих вариантов.

Нередко по одному и тому же произведению существует несколько экранизаций. В год начала русского кинопроизводства, например, по мотивам произведений А. С. Пушкина было снято около 50 лент. Есть и различные варианты экранизации пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» Эти варианты предполагается проанализировать и сравнить на занятиях, когда учащимся будут предложены различные творческие задания. «Капитанская дочка» (1959 г.) и «Русский бунт» - оба фильма сняты повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти фильмы также предполагается проанализировать на одном из занятий. В процессе таких занятий учащихся научатся сравнивать и определять задачу, которую ставит перед собой режиссер, приступая к экранизации художественного произведения.

Особенный интерес должно вызвать у учащихся наблюдение за игрой актеров, за тем, как они воплощают на экране авторский и режиссерский замысел.

Данный элективный курс имеет свое продолжение. В 10-ом, 11-ом классах для анализа могут быть использованы фильмы, снятые по романам Л. Толстого («Война и мир; «Анна Каренина; «Воскресение»), Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»; «Идиот»; «Белые ночи»); А.П. Чехова («Мой ласковый и нежный зверь», «Неоконченная пьеса для механического пианино»), М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени», «Маскарад». При этом будет очень интересно пронаблюдать, как подходят к экранизации русской классике отечественные и зарубежные режиссеры («Анна Каренина» А. Зархи и «Анна Каренина» английского режиссера) , сравнить игру Т. Самойловой и С. Морсо.

Кроме того, много материала для наблюдений и размышлений может дать сравнение более ранних экранизаций и современного варианта («Идиот» И. Пырьева , 1958 г. и современный фильм). Игра Ю. Яковлевна и А. Машкова (князь Мышкин) должна вызвать интерес, подвинуть к спорам. Настасья Филипповна в исполнении Ю. Борисовой и Ю. Вележевой тоже не должна оставить учащихся равнодушными.

Богатый материал для целого ряда занятий в 11-ом классе может дать экранизацию произведений А. Толстого: «Сестры», «Восемнадцатый год». Игра актеров в «старом» и «новом» фильмах представляет огромный материал для наблюдений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Из истории киноискусства

2

Работа со справочной литературой

2.

Сценарий и требования к его разработке

1

Составление понятийных словарей

3.

Экранизация произведений

А.С. Пушкина

4

Просмотр и анализ фрагментов фильмов , сопоставление их с художественным текстом. Рецензия на фильм. Сравнение игры актёров в одноимённых фильмах.

4.

Экранизация произведений

Н.В. Гоголя

3

Просмотр и анализ фрагментов фильмов, сопоставление их с художественными текстами. Рецензия на один из фильмов по пьесе «Ревизор», сравнение двух одноимённых фильмов

5.

Экранизация пьес А.Н. Островского

6

Просмотр двух фильмов по пьесе «Бесприданница» («Бесприданница» Я. Протазанова с А. Кторовым и

Н. Алисовой и «Жестокий романс»

Э. Рязанова с Н. Михалковым и

Л. Гузеевой); сравнение сценариев и актёрских работ. Рецензии на фильмы по другим пьесам Островского: «Последняя жертва», «Поздняя любовь», «Бешеные деньги»

6.

Конкурс на лучший сценарий

2

Представление сценариев и их обсуждение




Содержание программы

Тема 1. Из истории киноискусства

Искусство кино и его виды. Язык кино. Художественное кино. Кто и как делает художественное кино: сценарист, режиссёр, оператор, актёры, монтажёры, художник, композитор. Литературные экранизации.

Тема 2. Сценарий и требования к нему

Сценарий «железный» - всё записано, действия занумерованы.

Сценарий «эмоциональный». Цель - пробудить фантазию режиссёра и актёров, дать предощущение фильма.

Сценарий - черновик фильма и его душа. Сценарист определяет настроение фильма: сюжет, характеры, место действия выбирает сценарист.

Тема 3. Экранизация произведений А.С. Пушкина

«Капитанская дочка», «Метель», «Русский бунт», «Барышня-крестьянка», «Выстрел». Общая характеристика экранизаций с просмотров фрагментов.
Оценка сценария, работы режиссёра, оператора, композитора, художника. Пушкинский персонаж и его видение актёром-исполнителем.

Тема 4. Экранизация произведений Н.В. Гоголя.

«Шинель», «Ревизор».Отличие в экранизации прозаических произведений и драматических. Оценка работы актёров. Сопоставительный анализ литературных источников и экранизаций.

Тема 5. Пьесы А.Н. Островского и их экранизация

«Бесприданница», «Бешеные деньги», «Последняя жертва», «Поздняя любовь», «Лес». Сопоставление художественных произведений и их экранных вариантов. Оценка игры актёров. Наиболее яркие сцены и их сопоставление с эпизодами пьесы.

Тема 6. Конкурс на лучший сценарий

Литература


  1. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. М., 1999

  2. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М., 1999

  3. Кино. Энциклопедический словарь. М., 1986

  4. Погожева Л.П. Из книги в фильм. М., 1961

  5. Ромм О. О кино и хорошей литературе. Беседы о кино. Сб. - М., 1964

© 2010-2022