Рабочая программа факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №6


Рассмотрено

Утверждаю

на педагогическом совете

директор МОУ СОШ № 6

Протокол №

__________Д. В. Тимофеев

от ________________2014 г.

______________2014 г.



Рабочая программа

факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение»

Класс: 8

2014 - 2015 уч.г.



Учитель русского языка и литературы:

Гордеева Александра Сергеевна






п.Железнодорожный

Пояснительная записка.

Программа факультатива составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по русскому языку 5 - 9 класс (базовый уровень) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования ( № 1089 от 05.03.2004г).; Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/Сост. О.В.Ельцова. - М.: ВАКО, 2011)

Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение» предназначен для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.

Современные темпы развития всех сфер общества - производства, науки, культуры - требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.

Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования - как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.

Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 - 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 - 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.

Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления - недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.

Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции - коммуникативной.

Цель курса - развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;

2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;

6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;

7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;

8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;

Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.

Краткое описание структуры и логики программы

Курс состоит из 4 разделов. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

1раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).

2 раздел. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).

3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.

Используются следующие виды деятельности:

•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),

•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),

•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

- выполнять информационную обработку текста;

- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;

- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;

- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);

- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.

Ожидаемые результаты.

•успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;

•повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;

•осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.

Учебно-тематический план.

Раздел 1. Текстоведение.

Тема 1. Понятие о тексте. Признаки текста. (2 часа)

Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимооценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.

Тема 2. Микротема. Микротекст. Абзац. (2 часа)

Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам

Тема 3. Виды и средства связи предложений в тексте (2 часа)

Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра

Раздел 2. Способы сокращения текста.

Тема 4. Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. (1 часа)

Лекция учителя, анализ примеров. Конспект лекции

Тема 5. Применение способов сжатия. (4 часа)

Уроки-практикумы, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).

Тема 6. Работа над изложением. (4 часа)

Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение.

Раздел 3. Особенности сочинения-рассуждения.

Тема 7. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. (4 часов)

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

Тема 8. Роль знаков препинания на письме. (2 часа)

Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ

Тема 9. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. (6 часов)

Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение

Раздел 4. Редактирование.

Тема 10. Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. (4 часа)

Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.

Тема 11-12. Итоговая контрольная работа, её анализ ( 3 часа)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип

урока

Примечание

План

Факт

Текстоведение (6ч)

1

Понятие о тексте.

1

ИНМ

2

Признаки текста

1

ИНМ

3-4

Микротема. Микротекст. Абзац

2

КУ

5-6

Виды и средства связи предложений в тексте

2

КУ

Способы сокращения текста (9ч)

7

Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение

1

ИНМ

8-11

Применение способов сжатия

4

урок-практикум

12-15

Работа над изложением

4

урок-практикум

Особенности сочинения-рассуждения (12ч)

16

Композиция рассуждения

1

ИНМ

17-18

Аргументы

2

урок-практикум

19-20

Способы введения примеров-аргументов

2

КУ

21-22

Роль знаков препинания на письме.

2

ИНМ

23-27

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

5

урок-практикум

Редактирование (4ч)

28-29

Типы речевых и грамматических ошибок

2

ИНМ

30-31

Способы устранения речевых и грамматических ошибок

2

КУ

32-33

Итоговая контрольная работа

2

КО

34

Анализ контрольной работы

1

урок коррекции знаний



ЛИТЕРАТУРА

УМК обучающегося

УМК учителя



  1. Баронова М.М. Полный справочник для подгготовки и ГИА. Русский язык.М, «Астрель», 2013.

  2. Е.В.Корчагина. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011

  3. Е.С.Симакова Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011



  • Т.И.Павлова Практика формирования лингвистических знаний в к - 8 классах. Сочинение - рассуждение. Ростов-на Дону «Легион», 2012

  • Е.В.Корчагина. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011

Ресурсы Интернет:

Образовательные ресурсы интернета - русский язык. ГИА - демоверсии и электронные версии пособий по подготовке к экзаменам

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.

По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, великолепный исчерпывающий материал для подготовки к ГИА

Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны. Материалы по подготовке к ГИА, в том числе шаблоны сочинения и изложения.

Электронные тесты для подготовки к ГИА



© 2010-2022