«Высокое предназначение человека»

Урок-презентация «Высокое предназначение человека». ( по рассказам В.М. Шукшина). Цель урока: формирование духовных качеств характера у учащихся на основе знакомства с рассказами В.М.Шукшина. Урок по предмету «Русская литература» разработан для учащихся колледжа.  Тип урока: комбинированный ( усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений, навыков). Эпиграф урока: «Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко добрее быть...Мы один раз, так уж случилось, живем на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...». ( В.М. Шукшин).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-презентация «Высокое предназначение человека». ( по рассказам В.М. Шукшина).

Цель урока: формирование духовных качеств характера у учащихся на основе знакомства с рассказами В.М.Шукшина.

Образовательная: проследить с учащимися жизненый и творческий путь писателя, выявить художественные особенности рассказов Шукшина;

Развивающая: развивать у учащихся основные виды речевой деятельности, совершенствовать умение литературного анализа;

Воспитательная: воспитать у учащихся социальную ответственность.

Оборудование: портрет писателя презентация к уроку, компьютер.

Тип урока: комбинированный ( усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений, навыков).

Эпиграф урока: «Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко добрее быть...Мы один раз, так уж случилось, живем на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...». ( В.М. Шукшин).

(На фоне музыки учитель рассказывает стихотворение "Разметалось…")

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это сёло.

Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки -

Это родина Шукшина.

Ребята! Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Высокое предназначение человека».

Сегодня у нас необычный урок. Мы проследим жизненый и творческий путь знаменитого писателя , своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина выявим художественные особенности его рассказов .

Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.

Эпиграф урока: «Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко добрее быть...Мы один раз, так уж случилось, живем на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...». ( В.М. Шукшин).

Образ Шукшина многоранен. Он известен как рассказчик, как драматург, как кинорежиссер, как актер.

Словарная работа. Что в литературоведении принято называть рассказом?

Рассказ - малая форма эпической прозы. В нем описывается интересный эпизод из жизни героя, но нет, как в романе, всесторонней картины жизненного уклада этого самого героя, нет сложного и завершенного действия.

Нравственность - внутренние духовные качества человека, правила поведения.

Зодчий - то же что и архитектор. Архитектор - специалист по архиктеруре. Архитектура- исскуство проектирования и строения зданий.

Шукша - волокна, остающиеся от трепания и чесания льна".

Вступительное слово преподавателя:

В.М.Шукшин. Он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем,- именно там писатель видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное. За свою короткую жизнь Шукшин написал множество рассказов, благодаря которым он и стал известным писателем. В этих рассказах изображены внешне вполне заурядные люди, живущие в разных деревнях или в маленьких провинциальных городках России . И один из героев его рассказа вместе с писателем присутствует у нас на уроке. Это дядя Ермолай, герой одноимённого рассказа В.М. Шукшина

Ученик: Здравствуйте, я дядя Ермолай, герой одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Я хочу рассказать о своём авторе.

Ученик: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири в селе Сростки. Фамилия его происходит от слова "шукша. Мальчику было три года, когда отец его. Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город.

Из воспоминаний Василия Макаровича..

"Город напугал меня. Очень много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу - решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще - шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил стать... жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра здесь гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я тогда не знал..."

Дядя Ермолай:

Семья возвращается в деревню. . В 1943 году Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем:, Некоторое время был директором этой школы.

Воспоминания:"Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..."

Дядя Ермолай: А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его не велики по объему, о мелочах, не заслуживающих на первый взгляд никакого внимания, а такое впечатление, что романы или повести прочитал, настолько густо насыщены - это раздумья о смысле жизни, о судьбе народной, о судьбе отдельного человека.

Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила. Сюжет рассказа обо мне прост. Двое ребят работали со мной в одной бригаде, надвигалась гроза, пришлось вернуться на бригадный стан. И вечером я послал Ваську и Гришку покараулить ток. Но они в жуткую грозовую ночь до тока не дошли, сбились с пути и переночевали в первой попавшей скирде. А мне сказали, что были на току. А я сам был на току, но их там не видел. Но не признались и всё. Но много-много лет спустя один из них пришёл на кладбище и поминал родных, потянул и меня: простого, вечного труженика, доброго, честного, как и все мои односельчане. Вот такой рассказ. Причём автор так и не пояснил, почему я отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них? Он очень надеялся на чуткость душевную читателя и был убежден, что незачем навязывать людям свои нравственные оценки происходящего. Вот такой он мой автор.

Итак ребята, в рассказах писателя проглядывает человеческая душа с ее повседневными заботами, тревогами, печалями, радостями. Человек в рассказах Шукшина часто неудовлетворен своей жизнью, живя в среде скучной обывательщины, пытается выразить свою индивидуальность, стремится жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Таких шукшинских героев обычно называют «чудиками».

Проблемный вопрос: О чем думают, размышляют шукшинские герои? Какие вопросы их занимают? Какова концепция личности в рассказах В.М. Шукшина ?

2. Беседа по тексту.

- Какие рассказы Шукшина вы читали? («Алеша Бесконвойный», «Одни», «Мастер», «Крепкий мужик», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», « Калина красная».

- Какие герои вам запомнились?

(Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, - простой человек Алеша Бесконвойный, которого односельчане считают неудачником. На самом деле он ищет свою истину, размышляет о жизни и смерти, пытается разгадать тайну бытия. Алеша отвоевывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы посвящать ее бане. Это для него ритуал очищения, духовного обновления. Только в банный день он может принадлежать себе, предаваться воспоминаниям, рамышлениям, мечтам: «В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня - суббота. И сразу у него в душе распускалась тихая радость. Он даже лицом светлел. В субботу он много так размышлял, вспоминал, думал, как ни в какой другой день. Стал случаться в душе покой - стал любить степь за селом, зарю, летний день». Тишина, покой в душе, любовь к миру возвышают героя.

Герой другого рассказа рассказа «Мастер» - Семка Рысь.Как начинается повествование? «Жил - был в селе Чебровка некто Семка Рысь. Он непревзойденный столяр, мастер своего дела. Казалось бы, все должны его уважать, но в деревне называют его уменьшительным имнем -Семка. Почему с

Семка? Потому что Семка - забулдыга, пропивает все деньги, не пользуется своим мастерством, чтобы улучшить свое благосостояние. Мастерство не является для него источником благосостояния. « У тебя же золотые руки. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил. А я нехочу как сыр в масле. Плохо, Почему Семка пьет? Потому что душа героя ищет добр и красоты. И вот его внимание привлекла деревенская полуразрушенная церковь. Семка пытается восстановить ее. Он обращается за помощью к учителю, священослужителю, чиновникам, везде получает отказ. Никого не волнует духовная красота. И только для простого слесаря Семки дорога красота, чистая и бескорыстная. Ведь храм - это душа народа, его нравственная ценность.

Показ видеофрагмента «Храм Покрова на Нерли».

Задание. Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы:

  1. В чем сила и притягательность храма? Какие ассоциации возникают у вас? (Поэма тихой грусти и созерцания, храм-парус, уносящийся вдаль, лучистая безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры) перенести наверх

Ответ учащегося:

Это удивительное здание: легкое, женственное, изящное, какое - то просветленное. Очарование его в благородной простоте - не ничего лишнего, броского. Отраженное в воде, окруженное зеленью оно ясно вырисовывается на фоне неба. Именно такая одухотворенная и простая красота поразила Семку Рыся в талицкой церкви. Чтобы подчеркнуть особенность этой церкви Шукшин использует прием сравнения.

В Чебровке тоже была церковь, но большая. Чебровскую церковь видно за пять километров, а талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора. Именно церковь в Талице кажется Семке задушевной и человечной.

Маленькая церковка в рассказе не выглядит величественной, не украшена, однако внушает доверие и любовь своей кроткостью, добротой и милосердием. Она как будто улыбается путнику, и у человека на душе становится легко и светло. Шукшин использует при изображении церкви прием олицетворения: церковь видит, слышит, чувствует, живет. После встречи с ней хочется жить. Мне кажется, что Шукшин был человеком верующим, потому что вера помогает людям жить, преодолевать трудности, любить, радоваться. А отсутствие веры ведет во мрак одиночества, тоски.

Главное по Шукшину - это Человечность. Поэтому большинство его героев уважают в людях доброту и чуткость.

Вывод: Природа дарит нам красоту, а человек должен быть заботливым и добрым, чтобы сохранить этот прекрасный мир...

Задания.

  1. Что такое нравственность?

  2. Кого мы называем мастером?

  3. Каким может быть мастер? Подберите эпитеты к слову.

  4. Над какими вечными вопросами размышляет автор?

Сравнительный анализ двух эпизодов. Работа со словом, чтение эпизодов.

  1. Найти в начале текста слова, характеризующие Семку Рыся (1 группа).

  2. Найти слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на церковь (2 группа).

  3. Что же поразило Семку в Талицкой церкви?

  4. Задание для 1 группы.

«Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь»?

«Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?»

Задания для 2 группы:

  1. Проанализировать эпизоды-встречи Семки с «влиятельными людьми».

2. Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви?

Словарь

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Жанр

Рассказ.

Тема

Предметом изображения в рассказе является столяр Семка Рысь, которого привлекает заброшенная Талицкая церковь. В центре внимания автора - трагедия души Мастера, его мироощущение.

Цель

Понять и осмыслить концепцию личности в рассказе В. М. Шукшина «Мастер».

Проблемы

В рассказе Шукшин в предельно сжатой форме размышляет над вечными вопросами:

Что есть истинная красота, Мастерство;

Какую роль играет творчество в жизни человека;

В чем смысл жизни;

Проблема совести и правды.

Информация о герое в начале текста.

Слова в начале текста, характеризующие Семку Рыся: «забулдыга», «лается», «носатый», «орет», «лягаюсь», «заглох», «остолбенела», «поорать», «позубоскалить», «нашкодить».

Вывод.

Вывод. Семке в деревне не оказывают должного уважения, потому что все полученные за счет мастерства «левые деньги» он пропивает, а не обогащается. Душа же Семки ищет красоты и добра. (Чтение отрывка из текста).

Информация о герое (второй эпизод)

Слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на Талицкую и Чебровскую церковь (чтение отрывка):-О чем думал тот неведомый мастер, оставляя после себя светлую каменную сказку?-Бога ли величил? Себя ли хотел показать?

-Обеспокоенный красотой и тайной..

Вывод.

Звораживает Талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, неброской, одухотворенной, над которой не властно время. Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника - раскрепощения и всплеск души, - необходимость которого так остро осознавалось Шукшиным.

Опишите церковь


удивительное здание, женственное, изящноеблагородное, целомудренное, отраженное в воде, окруженное зеленью, безупречное в пропорциях.

Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь?

Талицкая церковь, ее гибнущая красота, ее тайна потрясли душу Семки Он слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Ведь он Мастер.

Анализ эпизодов-встреч Семки с «влиятельными людьми». Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?


Шукшин включает диалоги, чтобы передать мироощущение героев. Вначале жизнь Семки обрела смысл - своим творчеством возродить красоту. Он идет к священнику, писателю, представителю власти и просит у них поддержки, но не получает, так как для них она ценности не представляет. Мы чувствуем в словах «Красота-то какая! Людей бы радовала!» боль и героя, и автора.

Основной вопрос-проблема Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви?

Семка отворачивается от церкви, ибо чувствовал вину перед этой хрупкой красотой, которую не смог спасти, и неведомым мастером, сотворившим чудо.

Особенности названия

Название рассказа говорит о единстве, слиянии душ Семки и безвестного мастера, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке. Мастер - это и Семка Рысь, и неизвестный создатель Талицкой церкви.

Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?

Герой рассказа Семка Рысь понимает, что главное в жизни не деньги, не вещи, не карьера, а любовь, красота, доброта, справедливость

Впечатление, вывод, пожелание.


  • Захотелось прочесть рассказы В.М. Шукшина

  • Задумалась о хрупкости красоты, беззащитности человека перед равнодушием

  • Почувствовала желание сделать что-то хорошее

  • Задумалась о значении слова Мастер - это созидательное начало в человеке

  • Остановиться и вглядеться в мир…

  • Человек - тоже тайна

  • Прошлое и настоящее связывают единые нравственные ценности и понимание прекрасного, поэтому искусство вечно…

Обобщающие вопросы: Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер? Что есть истинная красота, мастерство? Какую роль играет творчество в жизни человека? Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?

У выставки книг Василия Макаровича.

Преподаватель: В. М. оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна.

(Краткая аннотация некоторых книг подготовленными учениками)

Преподаватель: В 1954 году поступает на режиссерское отделение ВГИКА, заканчивае его в 1960 году. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» он сыграл в небольшом эпизоде. Во время учебы во ВГИКЕ в 1958 году снялся в первой роли в фильме М.Хуциева «Два Федора». Первая книга Шукшина - Сельские жители» - вышла в 1963 году, в этом же году он начинает работать режиссером на киностудии имени Горького, снимает по своему сценарию фильм «Живет такой парень», который вышел на экран в 1964 году.В 1967 году был удостоен звания Лауреат Государственной премии РСФСР имен братьев Васильевых за сценарий и режиссуру фильма «Ваш сын и брат». В 1969 году звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1971 году звания Лауреат Государственной премии СССР за роль Василия Черных в фильме «У озера». 1973 -1974 годы стали очень плодотворными ддя писателя. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», где он сыграл роль главного героя Егора Прокудина

Преподаватель: .По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы "Конец Любавиных", Живёт такой парень", "Печки- лавочки" и др. В некоторых из них Шукшин снимался сам. В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но такие силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть "Калина Красная", о которой я хочу рассказать. (по книге, взяв в руки) написана в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе Бойкаловой, с которой познакомился по письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку, которые попали на благодатную почву и самое главное - вовремя. Но в свою очередь доверие и понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести был снят фильм " Калина Красная" - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий Макарович.

Учитель: Давайте посмотрим эпизод из этого фильма и подумайте над вопросом:

- Чем важен этот эпизод для понятия характера героя?

( просмотр эпизода "Егор Проскудин во время разговора с берёзками")

Учитель: В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. В 1974 году он получил приглашение сниматься в новом фильме С. Бондарчука «Они сражались за Родину». Василий Макарович пратически полностью завершил роль Лопахина, и ему оставалось отсняться в последнем эпизоде. 4 октября должен был вернуться в Москву. 1 октября был в прекрасном настроении. Шукшин умер во сне. Тело его доставили в Волгоград. Диагноз врачей - сердечная недостаточность. Из Волгограда цинковый гроб на военном самолете доставили в Москву. Его сопровождали С. Бондарчук, Г. Бурков, В. Тихонов и другие. Похоронили Василия Макаровича Шукшина на Новодевичьем кладбище. Иенем его названы улиа и Театр Драмы в Барнауле. С 1976 года на его родине Сростки проводятся Шукшинские чтения.

(Ученик читает стихотворение Н. Вознесенского "Хоронила Москва Шукшина")

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила Москва мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

Предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.

Называлось - не кинозал -

Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням - как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Также зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

Край, как дом, где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.

Преподаватель: Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни. Осталась память об этом удивительном человеке.

Эпиграфы творсческое задание

:Какие эпиграфы вы подобрали бы к уроку?

  1. Красота спасет мир (Ф.М. Достоевский)

2. Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. (Н.А. Заболоцкий)

  1. ... что есть красота и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий)

Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?

Писателя привлекает обычная жизненная ситуация, в которой он ищет и находит поэзию и красоту. Его герой внешне зауряден, грубоват, но в глубине души он чуток. Он самостоятелен в своих чувствах и действиях, поэтому совершает непонятные для окружающих «чудные поступки» Он мечтает о чуде-чуде познания, открытия ,понимания смысла жизни. Писателя привлекает в этом герое то, что в нем нет корысти, расчета, а есть идеальный порыв, стремление к красоте, творчеству, желание обрести гармонию в своей душе и с окружающим миром. Герой рассказа Семка Рысь понимает, что главное в жизни не деньги, не вещи, не карьера, а любовь, красота, доброта, справедливость

Оценки за урок. Домашнее задание. написать мини-сочинение:

"О чём меня заставили задуматься произведения Шукшина".


© 2010-2022