Анализ тестирования по русскому языку в форме ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Названия новых профессий


Цель моей исследовательской работы - узнать подробнее о неологизмах, связанных с названиями профессий, об их происхождении и употреблении в современном русском языке.

Современный русский язык постоянно пополняется новыми наименованиями лиц по профессии - преимущественно заимствованного характера. Словари и справочники не успевают за изменением ситуации в сфере экономики, культуры и общественного сознания.

«Продвинутые» работодатели и владельцы компаний, фирм и холдингов регулярно размещают в средствах массовой информации объявления, в которых приглашают на работу различных специалистов под наименованиями, малоизвестными не только для большинства обывателей, но и для представителей соответствующих сфер деятельности.
Новейшие наименования отвечают определенным потребностям общества.

Так, например, развитие рыночной экономики вызвало появление целого ряда новых слов: супервайзер, мерчандайзер, маркетолог, логистик, промоутер, дистрибьютер.

Во всех приведенных случаях мы имеем дело с заимствованиями из других языков. Какие же данные может нам предоставить новейшая история профессий?

В последнее время список профессий значительно расширился. С развитием рыночной экономики и конкуренции увеличилась потребность в работниках в сфере рекламы, что повлекло за собой распространение новых профессий: специалист в сфере общественных отношений (или пиарщик), имиджмейкер, копирайтер, видеодизайнер.

Суть работы пиарщика заключается в разработке рекламной стратегии и тактики фирмы. Ему принадлежит творческая идея рекламной компании, которую воплощают в жизнь дизайнеры, копирайтеры, режиссеры и так далее.

Интернет также является неотъемлемой частью нашей жизни. Много профессий появилось с развитием информационных технологий. К ним можно отнести работу в интернете: баннермейкер, контент-редактор и веб-девелопер. Баннермейкер занимается изготовлением и размещением баннеров. Это влияет, как на дизайн сайта, так и на его раскрутку. Контент-редактор - человек, который занимается текстовым наполнением сайта. Веб-девелопер - руководитель группы, занимающейся конкретными разработками. К новым профессиям, также, можно отнести тестировщиков программного обеспечения, инженеров автоматизированного тестирования и технических писателей. Распространение интернета привело к выделению в журналистике специализации веб-журналист и контент-менеджер. Профессии остались творческими и по-прежнему предполагают создание литературных произведений, только теперь не для печатных изданий, а для глобальной сети, эта особенность значительно влияет на содержание произведений.

Также, активно распространяются необыкновенные профессии. Например, медиаторы - специалисты по примирительным процедурам. Медиаторы помогут людям находить общие точки даже там, где, казалось бы, мосты сожжены. Работать на данной специальности смогут люди, достигшие двадцати пяти лет. Они обязательно должны иметь высшее образование психолога, и пройти курсы специализированного обучения. Также, получают распространение трэнд-вотчеры, которые отслеживают появление новых тенденций среди потребителей. В частности, эта профессия перебралась в просторы интернета, где заняла не менее значимую позицию .Профессия бренд-менеджер Менеджер, занимающийся продвижением определенной торговой марки. По-английски brand - «клеймо», «сорт». «Брендом» называется «всемирно известная торговая марка». Выпускать «бренд» - мечта каждой фирмы. Суть работы бренд-менеджера состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале - лидерство «бренда» на рынке. Представьте себе: вы зашли в магазин и сразу начинаете искать товар определенной фирмы. Вы не успели перепробовать всего остального, но твердо убеждены, что именно это устроит вас больше всего. Это яркий пример хорошей работы... бренд-менеджера! А если вы, встретив незнакомого человека с тем же товаром в руках, сочли его единомышленником, то можно считать на этой фирме работают самые высококлассные профессионалы. Потому что «бренд» - не просто знакомая наклейка с названием выпускающей фирмы. Это культ. Во всяком случае, таковым его стараются сделать те, кто выпускает товары. Закрепить популярность того или иного фирменного знака можно, связав его в сознании людей с принадлежностью к особой социальной группе. Не правда ли Salamander или Mercedes стали символами качества и благосостояния?! Для этого создававшие их бренд-менеджеры трудились не одно десятилетие.

В целом в языке наблюдается общая закономерность: заимствованные названия лиц по профессии приходят тематическими блоками, донором же выступает язык той страны, в которой соответствующая сфера деятельности получила наибольшее развитие. Например, сфера экономики и торговли США стала источником большого количества английских заимствований наименований лиц по профессии в русском языке: логист, девелопер, мерчендайзер, менеджер, коучер, трейдер, маркетолог, аудитор, брокер, дилер, дистрибьютор, консигнатор, координатор, маклер, прокурист, промоутер, риэлтор, сейлзмен, сейлзменеджер, экспедитор и т.д.
Вместе с тем США является «поставщиком» профессий из области индустрии красоты (постижер, дизайнер, стилист, брейдер, имиджмейкер, конфекционер, шопер, инструктор по аэробике, бьютимейкер, эпи-ляторша), сферы СМИ (пиарщик, блогер, web-мастер, web-дизайнер, 1Т-специалист, копирайтер, медиа-байер, медиа-планер, оптимизатор сайта, SEO-оптимизатор, пейджмей-кер, стендист, Р.0.8.-специалист, аудитор вэб сайтов, стрингер, верстальщик, интервьюер), страховых и прочих услуг (аквизитор, андеррайтер, клерк актуарный, актуарий, комиссионер, прокурист, отельер, системный интегратор, хостес, валеолог,бодигард).
Остановимся на одном из характерных заимствований современной эпохи. Коучер или коуч (от англ. сoach) Примечательно, что от нем. kutsche, kutscher 'повозка, карета' возникло и название профессии кучер ('работник, который правит лошадьми в экипаже'). Внутренняя форма слова 'coach', которое, как свидетельствует этимологический словарь, распространилось во многих языках, содержит, на наш взгляд, важную информацию, которая и послужила стимулом для использования его для номинации профессии консультанта. Кучер, как и coach, это «ведущий», за которым следуют ведомые. Обязанности коуча заключаются в том, чтобы вести за собой компанию, «не дать ей отстать». Коучер - это консультант руководителя по созданию структуры персонала, кадровой политике и стратегиям кризисного менеджмента, он проводит психологические тренинги с руководителями и персоналом компании. С помощью коучинга достигается высокая производительность труда и эффективность работы сотрудников. Коучер способствуют развитию и координации потенциала работников в нужном для компании направлении, приводит в действие мотивационную программу, составленную менеджером по персоналу или руководителями отделов.

Профессии, относящиеся к сфере общественного питания, в большинстве своем имеют французские корни (сомелье, ресторатор, шоколатье, фумилье, кавист и др.). По-видимому, в этом проявляется ориентация носителей языка на французскую культуру.

В современном мире стало престижно называть себя не просто бизнесменом, с именем которого связаны не всегда положительные ассоциации, а представлять конкретную сферу своей деятельности (и соответственно влияния). Так, владелец ресторанов получил обозначение ресторатор. Это слово заимствовано из французского языка, о чем свидетельствует однокоренное ресторан (фр. restaurant < restaurer восстанавливать, освежать, подкреплять < лат. restaurare восстанавливать) - предприятие общественного питания, в котором подаются дорогие блюда, закуски, напитки, и который работает преимущественно в вечернее и ночное время. Ресторатор - владелец ресторана или сети ресторанов.

Узкая специализация в поварском искусстве стала сегодня распространенным явлением: одни повара специализируются на европейской кухне, другие искусно готовят блюда восточной кухни. Не так давно пришла мода на дальневосточные блюда, что привело к заимствованию слов японского происхождения. Так, например, стал востребованным повар-сушист или суши-повар (< яп. суши, блюдо японской кухни - рис с кусочками морских продуктов или овощей, обернутый листом морской капусты).

Подытожив, можно сделать вывод, что развитие всех сфер играет роль в появлении новых профессий. Некоторые из них, не являются совершенно новыми, а просто сужают и конкретизируют свою область работы. Это позволяет работать более детально и качественно.

Список литературы:

  1. А. Ю. Епимахова «Вестник Челябинского государственного университета» 2009. № 39 (177). Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 49-52.

  2. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. М. : Экс-мо, 2008. 864


© 2010-2022