Уроки 2-3. Великосветское общество в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятия № 2 - 3

Великосветское общество в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Быт и нравы различных кругов русского дворянства.

Цели:

  1. воспитательная:

  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

  • воспитание положительных эмоций от прочитанного, формирование умения отличать истинное и ложное, ценить и оберегать семейные традиции;

  1. образовательная:

  • формирование осознания студентами норм жизни высшего света;

  • формирование представления о неоднородности высшего общества;

  1. развивающая:

  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сопоставление героев.

Прогнозируемый результат:

  • знать художественный текст, главных героев романа и их мировоззрение;

  • уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Слово преподавателя.

Первые по времени салоны появились во Франции, в эпоху Людовика XIII (начало 17 века). Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы. В России салоны впервые появились в 18 веке при Екатерине II и приобрели популярность в первой четверти 19 века. Хозяйками салонов могли быть дамы высшего круга, которые отличались в свете своей роскошью, красотой, положением. Салон А.П. Шерер был совершенно определенным звеном петербургского придворного круга - тем звеном, в котором создавалось общественное мнение. Именно с него и начинается действие в романе «Война и мир».

  1. Обсуждение темы и целей урока.

III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

  1. Слово преподавателя.

Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Таким образом автор знакомит нас с представителями аристократической среды: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, его дети - бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.


  1. Анализ эпизода «В салоне Шерер».

  • Чтение разговора хозяйки салона с князем Василием (в сокращении).

  • Можно ли на основании этого отрывка сказать об отношении Толстого к данным героям?

Отрицательное отношение Толстого к этим людям проявляется:

- в постоянном подчёркивании разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни;

- в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо.

Внешне в салоне изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость. А на деле -неискренность, позёрство, фальшь, расчётливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.

  • Найдите детали.

1) Анна Павловна говорит: «Праздники и фейерверки становятся несносны, когда «нравственно» страдаешь». Сама же, будучи больной, собирает вечер.

2) Обряд приветствия никому ненужной тётушки.

3) «Прежде всего скажите, как ваше здоровье. Милый друг? Успокойте меня», - сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка».

4) Особая манера поведения: не принято искренне говорить о том, что интересно. (Князь Василий, кн. Друбецкая)

5) Метафорическое сравнение салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (сравнение резко отрицательное, оценочное)

  • Найдите эпитеты и сравнения в описаниях героев, в которых проявляется отрицательное отношение Толстого к этим героям.

1) Плоское лицо князя Василия.

2) Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»… сначала виконта, потом аббата. «Как хороший метрдотель подаёт как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне», «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью»

  • Вывод.

Таким образом, мы сделали наблюдения над одной из самых важных черт романа - отрицанием Толстым норм фальшивой и корыстолюбивой жизни светского общества.

  • Свои ли в великосветской гостиной князь Андрей и Пьер, если судить только по портретам и манере поведения героев?

  • Зачитайте портреты Андрея и Пьера.

  • Выделите ведущие черты их внешности.

А) Пьер - умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд.

Б) Гримаса скуки на красивом лице кн. Андрея

Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их здесь появления чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне», и относилась к нему со страхом.

  • Какова манера поведения у Пьера?

Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной. Князь Андрей говорит о нём Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

  • Чем отличается князь Андрей от Пьера на первых страницах романа?

О князе Андрее нельзя сказать решительно, что он во всём чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. У него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо-неприятно». Он-то для всех свой. Они для него - чужие.

Рядом со своим старшим другом Пьер расплывчат, наивен и нерешителен. Князь Андрей - человек действия. Он и от Пьера требует действия, когда заставляет его скорее решиться сделать карьеру. «Ну что, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? - Можете представить. Я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

  • Зачем князь Андрей едет на войну?

«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» Вслушаемся в эту фразу. Жизнь должна быть в нём, а не он должен соответствовать этой жизни. Он не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой. И здесь он видит пример Наполеона. Следуя этому примеру, князь Андрей рвёт все путы.

  • О чем говорят в салоне?

Обсуждается вопрос об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского. Здесь этот вопрос превратился в милый светский анекдот, который все находят прелестным.

«Революция была великое дело» - прогрессивно настроенный Пьер произносит слова в защиту Наполеона. Слова Пьера привули всех в ужас, и только князь Андрей поддерживает его, говоря слова о величии Наполеона.

  • Вывод.

Так раскрывается политическая реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства, а свобода и равенство считаются громкими словами. (Анна Павловна: «нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»).

  • С какой целью вводит Толстой французский язык?

Характеристика знати с её антинациональной ориентацией, отрыв от народа. Простым использованием то русского, то французского языков Толстой определяет своё отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он много лет провёл за границей и более привык к нему там, Толстой приводит только по-русски. Реплики Андрея Болконского тоже приведены, в основном по-русски, за исключением 2-х случаев: когда он входит в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский, а позже немецкий язык.

  • На чём основана дружба Пьера и князя Андрея?

На общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.


  1. Анализ эпизода «В доме графа Безухова».

  • Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.

  • С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?

Писатель показывает алчность и жадность князя Василия. Добиваясь наследства, он утверждает, что хочет позаботиться о трех княжнах, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание)

  • Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля?

Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают. Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей.

Эта сцена также раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны Друбецкой и расчетливость Бориса.

  • Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?

Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.

  • Слово преподавателя.

Семья, дом - это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем - в имении Лысые Горы у Болконских.

  1. Анализ эпизода «В доме Ростовых».

  • Где живут Ростовы?

В Москве, а летом в имении Отрадное.

  • Какова общая атмосфера в семье?

Для семьи характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, танец графа, пение молодых Ростовых),

  • Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых».

  • Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все?

Марью Дмитриевну Ахросимову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой обращения», ждут с нетерпением все.

  • О чем говорят сидящие за столом взрослые?

Говорят о войне, о политике, но в ином тоне, чем в салоне Шерер. Старшее поколение волнует этот вопрос потому, что на войну пойдут их дети.

  • Какие черты присущи всем Ростовым?

Простота, радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и в обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят корысть и расчет. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер - люди одного класса, но разной породы. Так Толстой показывает неоднородность высшего общества.

  1. Анализ эпизода «В имении Болконских Лысые Горы».

  • Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?

  • Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении?

Обращает внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза - «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.

  • Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

  • Что сближает Ростовых и Болконских?

Взаимная любовь всех членов семьи, глубокая сердечность, естественность поведения, близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми .

  • В чем эти семьи различны?

Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, гордость.

  • Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

Курагины - лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.

  1. Вывод.

Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские - сдержанные люди, у них не принято откровенничать. Безошибочным чутьем угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

  • Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?

«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова)

IV. Информация о домашнем задании.

1. Перечитать главы о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

© 2010-2022