Семинар по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Моё выступление посвящено использованию интерактивных методов обучения русскому языку в средней школе. А начать я хотела бы со слов Константина Дмитриевича Ушинского:

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

В педагогической практике давно применяется термин «активные формы и методы» обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе- развитие личности каждого учащегося, его активности.

И сегодня в педагогике XXI века в центре обучения стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс должен иметь ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу в свою очередь необходимо найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать его личностные способности, стимулировать «к учению с увлечение», научить самостоятельно и активно действовать, адаптироваться ко всем особенностям и условиям изменяющейся жизни. Решающее значение для адаптации человека к сложным ситуациям современного общества имеет не сколько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности.

Важное место в реализации этих важных требований отводится предмету «Русский язык». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии(ИКТ). Внедрение информационных технологий в работу учителя русского языка способствуют улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Я считаю что, одной из главных задач современного образования является формирование информационной компетенции: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации , но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Актуальность данной темы связана с тем, что компьютеры все активнее вторгаются в образование, их умелое применение вызывает стойкий интерес у обучающихся к предмету, помогает им учиться с увлечением, добиваться им высоких результатов в учебной деятельности.

Сущность понятия ИКТ.

«Что же такое информационно-коммуникативные технологии?» спросите вы. Информационно-коммуникативнные технологии-это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ.

Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального кампьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умение работать с интерактивными технологиями, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования на уроке русского языка информационно-коммуникативных технологий формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что так же формирует у школьника умение принимать оптимально правильное решение или предлагать множество решений в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность и дисциплинированность школьников.

Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно- компьютерных средств.

Эффективность использования ИКТ

Из своего опыта могу отметить, что одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных информационных материалов(картин, рукописей, видеофрагментов и т.д.). Но с помощью компьютерных технологий, я решаю не только профессиональную задачу построения образовательного процесса, но и имею возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразоваие.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка не самоцель, а еще один способ постижения мира ребёнком. Информационные технологии позволяют погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, познакомиться с традициями всех народов мира.

Всем учителям русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обоготить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно как на всех уроках так и на различных его этапах : на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

При этом, методами обучения, которые я применяю на уроках с использованием ИКТ являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. А применяемыми приемами, являются: разъяснение с применением презентации, видеофрагменты, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

С помощью технологий я могу решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода, решать проблемы разно уровневого и группового обучения и т.д. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс- интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.

Применение схем и таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результативность.

Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизируется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объем усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка. Отмечается, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров. Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями. Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорно, однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной школе ещё предстоит его освоить. Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приемам построения речи, речевому этикету.

Так же, важную роль в учебном процессе играют создание учителем и обучающимися публикаций, различного рода печатные материалы, подготавливаемые с помощью программ Ms Office.Электронная форма представления образовательной информации представляет собой удобную альтернативу традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т.д. Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для работы- компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала, интерактивности.

Компьютер является техническим средством обучения, он может расширить возможность учителя, стать «мостиком», связывающим учителя с каждым учеником.

Я стараюсь использовать компьютер, интерактивную доску на всех этапах обучения:

  • При объяснении нового материала ;

  • Закрепления;

  • Повторения;

  • Контроле знаний, умений и навыков.



  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный

материал)

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

  • Тренажёр

  • Контроль за умениями, навыками учащихся

  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

В свой деятельности я использую следующие модели ИКТ:

-выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

-компьютерное тестирование;

-использование электронных образовательных ресурсов.

Итак, давайте разберемся с ресурсами, которые мы можем использовать на уроке.

Я активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями;

  • создание заметок с помощью электронных чернил;

  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;

  • коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

  • демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;

  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

  • -разработка заданий, сопровождающихся слайдами с правильными ответами(поэтапное нахождение решения, отгадки на загадки) ;

  • -организация индивидуальной работы с обучающимися (создание собственных заданий, выполнение заданий дома);

  • -работа с текстом и его анализ(развитие исследовательских навыков);

  • -организацию работы по операционному выполнению заданий (самопроверка).

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

Использование интерактивной доски, компьютера на уроке решает одну из очень важных задач: учить обучающихся алгоритмичному выполнению заданий, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению материала, умению использовать алгоритм применительно ко всем языковым ситуациям.

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики по курсу "Развитие речи", мультимедийные презентации (программа Microsoft Producer), интерактивные презентации, тесты (программа Adobe Captivate), тесты, кроссворды с использованием интерактивной доски (Hot Potatoes), для проведения сетевого тестирования, предметных олимпиад использую программу Конструктор тестов. Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого не достаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

  • развитие познавательных навыков учащихся;

  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты.

Еще одним важным средством обучения в условиях информатизации образования являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы- это учебно- дидактические материалы, для восприятия которых используется компьютер. Часто в учебном тексте встречаются термины, ссылки на другой раздел. Чтобы разыскать необходимые пояснения, обучающиеся вынуждены листать учебник, использовать справочную литературу, затрачивая учебное время на поиск. В электронном образовательном ресурсе все делается гораздо проще: необходимо указать на незнакомый термин и тут же получить его определение.

Электронные образовательные ресурсы - это и источник учебной информации, и наглядное пособие нового уровня возможностями мультимедиа, и тренажёр, и средство диагностики и контроля.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках создаёт обстановку эмоционального восприятия учебного материала, что является важным условием усвоения содержания, акцентирует внимание обучающихся на наиболее важных языковых явлениях, повторении и разъяснении непонятных положений. Обучающиеся делают в тетрадях соответствующие записи, составляют конспект изученного материала, в результате чего у них формируется учебно-информационные навыки.

Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

Используя компьютерные технологии на уроках русского языка

  • я добилась повышения эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;

  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования;

  • активизация творческого потенциала ученика и учителя,

  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

  • самореализация и саморазвитие личности ученика

Динамика уровня обученности учащихся по русскому языку

5а класс

3 четверть

2014-2015г.

5а класс

4 четверть

2014-2015г.

6а класс

3 четверть

2015-2016г.Семинар по русскому языку

Заключение

Таким образом, использование информационных технологий на уроках русского языка необходимо и целесообразно, позволяет разнообразить и комбинировать средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.

Использование ИКТ в образовании радикально меняет существенную систему обучения. Организация учебного процесса становится индивидуализированной, позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.

В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

  • развитие наглядно - образного, наглядно - действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

  • эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).

ИКТ проводит к интенсификации всех уровней учебно - воспитательного процесса, обеспечивая:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;

  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление и творческие способности школьников, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе, помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
















Список используемой литературы


  1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. - Т.1.М.: НИИ школьных технологий - 2006-с. 150-228;

  2. Тимченко, А.А., Разваляева, Н.В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под редакцией Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010 - с. 130-138;

  3. Никифорова, Г.В. Использование информационных технологий при изучении русского языка в 7 классе// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции /Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под редакцией Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010 - с. 106-111;

  4. Кузнецов Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е.В. Кузнецов. М., 2003;

  5. Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л.А. Зайцева. М., 2004;

  6. А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасов, Искусство преподавания: концепция и инновационные методы обучения, Алматы, 2012г.;

  7. Скоробогатова, О.Г. Использование современных информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под редакцией Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010 - с.126 -129;

  8. Агатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Агатова М., 2006.


Интернет - ресурс

  1. Iimi - Интерактивный класс - ИКТ



© 2010-2022