Открытый урок по теме Глаголия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧУ «гимназия им.Т.Аубакирова»









ПЛАН - КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 А КЛАССЕ

игра-путешествие «Страна Глаголия».

Разработала учитель

русского языка и литературы

Бондаренко Екатерина Сергеевна

Темиртау

2015

Тема урока: игра-путешествие «Страна Глаголия» (5 класс)


Цели: формирование умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, применять изученный материал в практической деятельности; обеспечение условий расширения, систематизации и углубления объёма знаний.

Задачи:

  • развивать способность выдвигать гипотезы,переноса знаний и умений,

выделять главное, давать определения;

- систематизировать знания учащихся о глаголе;

- формировать умение находить глагол и определять его грамматические

признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе;

- развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в форме игры- путешествия «Страна Глаголия».

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

- организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, наглядные;

- по уровню познавательной активности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;

Методы управления учением: практическая работа, организация учебной работы учителем;

- методы стимулирования и мотивации к учению: ситуаций занимательности;

- методы контроля: устный, письменный, тестирование.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки (I спр., II спр.).















Ход урока


1. Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд №1.

- Здравствуйте, ребята! Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

- Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.

-Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране я говорю.

Слайд №2

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Слайд №3

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет,

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ………. .

- Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии».

Слайд №4

- Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы. Слова, которые живут в «Глаголии» очень

разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные.

-- Я знаю, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Сегодня нам предстоит проверить.


Слайд №5

- Итак, первоя остановка в нашей стране называется «Теоретической». Чтобы проехать эту остановку необходимо ответить на вопросы.

Цветок - ромашка (5 лепесточков)

(ученики выходят, срывают лепестки, на которых написаны вопросы и отвечают):

- глагол - часть речи,

- виды глагола,

- спряжение глагола,

- время глагола,

- неопределенная форма глагола

Слайд №6

Слайд №7

Остановка «Орфографическая»

1)Не с глаголами.

Запишите глаголы в два столбика в таблице:

1) пишутся раздельно с не;

2) пишутся слитно с не.

(Не)бывает, (не)домогать,(не)признается,(не)долюбливать, (не)взлюбил, (не)хочу, (не) обидел, (не) годовал, не (доумевал), (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) хватило, (не) здоровилось.

Слайд №8

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

- Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения?(Пословицы).

- Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицейНЕ:

Кашу маслом не испортишь.

Не смажешь колеса - быстро не поедешь.

Не помучишься - не научишься.


-Давайте, вспомним, в каких частях речи и в каких случаях ещё пишется мягкий знак?

Слайд №9

Слайд №10 (Самостоятельная проверка)

Слайд №11

Остановка «Инфинитивная»

-Давайте вспомним, что такое инфинитив?

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Зарубить на носу; - запомнить

Клевать носом; - дремать

Пропустить мимо ушей; - прослушать

Вставлять палки в колёса; - мешать

Делать из мухи слона; - преувеличивать

Обвести вокруг пальца; - обмануть

Держать язык за зубами. - молчать

Слайд №12

Физминутка.

- Определите вид глагола.

- Совершенный вид- садимся.

- Несовершенный вид- встаём.

Слайд №13

Остановка «Временная».


Прошедшее время -

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино».

Слайд №14

- Перед вами текст Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую - наст. вр.; во вторую - буд. вр.; в третью - прошедшего вр.

Слайд №15 Проверка.

Слайд №16

Определи спряжение глагола (используем сигнальные карточки)

Просить, понять, терпеть, собрать, бежать, ловить, брить, понять, ловить.

Слайд №17

Помоги жителям «Глаголии» найти свой дом.

II спр И I спр. Е

Зависит откроешь

увидишь спрашиваешь

клеит скачет

выскочит плачет

уходишь напевает

дарим хохочет

Слайд №18 Устно.

Слайд №19

Остановка «Конечная»

Тест по теме "Глагол". Учащиеся работают самостоятельно.

1. Продолжите фразу. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

а) действие;

б) признак действия;

в) предмет;

г) признак предмета.

2. Глаголы отвечают на вопросы:

а) Кто? Что?;

б) Какой? Какая? Какое?;

в) Что делать? Что сделать?;

г) Что делать? Как сделать?

3. Глаголы изменяются:

а) по падежам;

б) по временам;

в) по месяцам;

г) по часам.

4. Глаголы изменяются по лицам и числам:

а) в прошедшем, будущем и настоящем времени;

б) в прошедшем и будущем времени;

в) в настоящем и будущем времени;

г) в прошедшем и настоящем времени.

5. Глаголы изменяются по родам (в единственном числе) и числам:

а) в прошедшем времени;

б) в будущем времени;

в) в настоящем времени.

6. В предложении глагол обычно бывает:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) обстоятельством.

7. Изменение глаголов по лицам и числам называется:

а) склонением;

б) спряжением.

8. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:

а) работать, стелить, открывать;

б) умывать, терпеть, дышать;

в) купить, летать, темнеть;

г) писать, горевать, гнать.

9. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:

а) присесть, ловить, задержать;

б) брить, видеть, вечереть;

в) обидеть, слышать, заплатить;

г) подпрыгнуть, краснеть; встречать.

10. Назовите вид глагола, который отвечает на вопрос Что сделать?

а) совершенный;

б) несовершенный



Рефлексия.

Слайд№21

-А сейчас прошу вас поставить оценить вашу работу на уроке и на белом листе нарисовать смайлик

-Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.


Домашнее задание. Упражнение 983, 984

© 2010-2022