Конспект внеклассного занятия Литературная гостиная Мы слышим Пушкина неповторимый зов

Конспект  предназначен для проведения внеклассного занятия в нестандартной форме. Учителя и учащиеся школы-интерната были на протяжении нескольких лет участниками республиканской экспериментальной площадки по внедрению театрально-игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс. Поэтому им знакома работа по театрализации и инсценированию произведений. В конспекте довольно подробно отражены все этапы работы на занятии, конкретизированы формы и методы деятельности учащихся, включены все исполь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

учителя русского языка

Татарова Нина Владимировна

Черных Ольга Алексеевна


Внеклассное чтение в 9 классе

Литературная гостиная «Мы слышим Пушкина неповторимый зов…»

  • Цель: воспитание любви и уважения к литературе, к творчеству А. С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге; развитие литературно-творческих, артистических способностей учащихся.

Задачи:

Воспитывать духовно-нравственные чувства учащихся через культуру, литературу, музыку, театрально-игровую деятельность в процессе внеклассной работы.

Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы, театра, музыки.

Развивать речь через выразительное чтение поэтического текста (слушание, говорение, театрализацию).

Воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру; интерес к отечественной истории и культуре, выдающимся личностям российской истории.

Оформление класса

Класс оформлен портретами А. С. Пушкина, авторскими иллюстрациями к своим произведениям, символами поэзии и вдохновения - свеча, гусиное перо, лира, и т.п. Окна помещения красиво задрапированы в стиле бального зала и слегка затемнены. На одном окне портрет Пушкина и Натальи Гончаровой. Стулья расставлены вокруг столов в центре класса. Стол накрыт красивой скатертью.

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация, костюмы эпохи 19 века, фонарик, канат, скатерть, посуда, заголовки на доске, иллюстрациями к произведениям Пушкина, подсвечник, веретено, магниты, томики произведений Пушкина на столе.

Ход занятия

  1. Орг. момент. (1 слайд)

- Сегодня наша встреча будет проходить в литературной гостиной.

- Что значит ГОСТИНАЯ? (от слова гости).

- К нам тоже сегодня пришли гости. Поприветствуйте их, улыбнитесь.

- Мы приглашаем вас совершить путешествие в Россию 19 века. Его ещё называют «золотым веком» русской культуры.

(На экране появляется портрет Пушкина А.С. (2 слайд с музыкой.)

- Самой выдающейся личностью этого периода является А. С. Пушкин. Мы с вами постараемся сейчас понять и представить дух времени, в котором жил и творил А. С. Пушкин.

Ведущий 1. (под музыку) Два века минуло, а кажется вчера

Сидел поэт, склонившись у стола,

При свете свечки много лет подряд

Скрипел пером, ровняя строчки в ряд.

А пушкинское слово и теперь живёт,

И славит Пушкина российский наш народ.

(выключается свет, зажигаются свечи в подсвечниках)

Ведущий 2: (3-4 слайды)

Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.

Ведущий 1: (5 слайд )

И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 -й век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям… (Л. Рубальская «Во все времена»)

(включается свет)

Ведущий 2: (6 слайд)

- В такой романтической обстановке жил и творил наш великий поэт. Одна из особенностей творческого гения Пушкина состоит в его необычной многогранности. Он проявил себя как великий художник и в эпосе, и в драме, и лирике. Сначала ещё в раннем детстве в жизни человека появляется сказка.

- Писал ли Пушкин сказки? Сколько сказок написано им? Какие сказки вы читали? Давайте вспомним добрые и любимые всеми сказки. А для этого выполним предлагаемые задания.

Коррекционное задание:

Одна группа - сгруппировать картинки к разным сказкам, расположить их на доске под подписями: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о царе Салтане».

Вторая группа - работает со слайдами 8-9 «Исключи лишнее». Найти лишний предмет или имя героя.

(выполняется совместная проверка выполненных заданий; выясняется, герои и предметы каких сказок были представлены на слайдах)

Ведущий 1:

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но всё Пушкинское - это наше вечное начало.

Ведущий 2:

- Становясь взрослее, мы знакомимся со стихами, повестями Александра Сергеевича. Сейчас перед вами в режиме кинофрагментов предстанут герои пушкинских произведений, а вы должны будете назвать имя героя и произведение.

(При выключенном свете учителем высвечивается фонариком один из учащихся в разных частях комнаты в костюме, который читает отрывок из произведения Пушкина. Дети должны назвать героя и произведение).

1 уч-ся читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.

2 уч-ся читает отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде».

А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось.

3 уч-ся читает отрывок из стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

4 уч-ся читает (стоя у зеркала) отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень
И задом наперёд надела.
И что ж? о чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула - перед ней
Людмила прежняя предстала.

5 уч-ся в образе Арины Родионовны читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер», сидя с веретеном, ученик в гриме и костюме Пушкина сидит рядом.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

6 уч-ся читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…

7-8 уч-ся инсценируют сцену дуэли

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно.

В руке не дрогнул пистолет.

(включается свет)

- Мы надеемся, что вы узнали представленных героев и произведения. (Дети отвечают). Все ли стихи принадлежат перу Пушкина? (последний отрывок написал М. Ю. Лермонтов на смерть любимого поэта).

- О жизни и творчестве Пушкина много написано, но не все знают, каким он был в детстве и юности, с чего всё начиналось. Вот что говорят о нём его друзья-лицеисты.


(Подготовленные ученики читают отрывки из книги Ю. Тынянова «Пушкин»)

Отрывок 1.

«Они повторяли заданное всегда в классной комнате, каждый за отдельной конторкой. Посередине стоял чёрный стол. В наказание за нескромное поведение и особенно странные, неприличные и бессмысленные гримасы воспитанники сажались гувернером за чёрный стол.

  1. Воспитанник Пушкин тоже бывал сажаем за чёрный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил в классе немецкой словесности. Но у него не было дружбы с отчаянными. Он был угловат, диковат, ни с кем, кроме Пущина, пока не дружил».

Отрывок 2.

«Вскоре все заметили: он грызёт перья на уроках - что-то чертит и записывает; думали, что он записывает лекции. Пробовали приставать к нему после лекции, он выходил из себя, и, не помня себя, готов был тут же подраться. Между тем гувернер, присутствующий на лекции сделал ему замечание, и постепенно отчаянные стали его уважать».

Отрывок 3. «Он был занят на лекции, видимо, чем-то посторонним, и, кажется, ровно ничего не слушал. Он не боялся быть последним учеником, и у него были какие-то свои, посторонние занятия. Шалуны стали к нему присматриваться. Может быть, он писал стихи?»

Отрывок 4. (сценка)

Идёт лекция по математике. Пушкин математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Профессор: - Чем Вы заняты, Пушкин? Опять пишете стихи? Идите к доске. Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин: - Нулю!

Профессор: - Хорошо! У Вас, Пушкин, в моём классе все кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите лучше стихи!

Ведущий 1: Что нового вы узнали о Пушкине? (ответы детей). Да, он был обычным ребёнком, так же шалил временами, учился, дружил. В то же время он отличался от своих сверстников тем, что постоянно что-то сочинял, часто уходил в свой особый мир. Что общего можно найти между школьниками того времени и нашего нынешнего?

Ведущий 2:

- Чтобы ещё лучше понять ту эпоху, людей, давайте посмотрим, как они жили, одевались, танцевали. Рассмотрите костюмы, выражение лиц, движения.

(слайды 9-10)

Танец (Семашко, Дзюба, Сургутский, Кучеренко в костюмах 19 века танцуют полонез)

- Что вы представляли во время танца? Не захотелось ли вам побывать на балу? Прошло более 200 лет, а мы до сих пор читаем, рассказываем произведения Пушкина и говорим, что Пушкин - это наше всё. Во многих городах, сёлах и посёлках именем Пушкина названы улицы, поставлены памятники. Даже в наше время то в одном, то в другом городе открываются памятники А. С. Пушкину.

Учитель читает стихотворение А. Титова

Поёт листва. Синеет лето.

Зря в полнеба занялась.

Мечта великого поэта

Пророчески - сбылась.

С любовью, как к родному дому,

Со всех концов, со всех широт

К нему идут, словно к живому

Народы мира круглый год.

И молодеет год от года

Земля, что полита слезой,

И им воспетая природа сияет вечною красой.

И нежно Сороть голубеет,

И льну не миновать снопа,

Не зарастёт, не оскудеет

Сюда народная тропа.

- Ребята, вы убедились, что талант А.С. Пушкина неисчерпаем и многопланов. На его стихи написаны романсы, на основе его произведений поставлены оперы, сняты художественные и мультипликационные фильмы. М.И. Глинка написал оперу «Руслан и Людмила», а Римский-Корсаков - «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о Золотом петушке». Звуки этих произведений вы слышали в течение сегодняшнего урока. Давайте ещё раз обратимся к строкам великого поэта.

Продолжите стихотворение:

☺ Буря мглою небо кроет,…

☺ Уж небо осенью дышало,...

☺ Мороз и солнце: день чудесный!…

☺ Три девицы под окном…

Подведение итога:

- Какие чувства остались у вас после нашего сегодняшнего занятия? Оцените ваше настроение…

(снова выключается свет, при свечах дети высказываются)

- Предлагаем вам пройти по классу под звуки увертюры М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», чтобы посмотреть представленные здесь иллюстрации быта, одежды 19 века. На одном из окон вы можете увидеть страницы рукописей А. С. Пушкина с его личными зарисовками.



© 2010-2022