Урок по теме: Буква Ь после шипяших на конце наречий

Конспект урока разработан на основании учебной программы по русскому языку М.М.Разумовской с целью усвоения темы "Наречие". В связи с этим использован повторительно-обобщающий тип урока.Вступает в силу системное изучение морфологии и орфографии,новая тема усваивается с опорой на ранее изученный материал. Структура урока подразумевает развитие умения логически излагать мысли, используя литературный язык;аргументировать и доказывать,выделять главное,сравнивать и обобщать,вовлекаться в проек...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Санкт-Петербургское государственное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 577 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Буква Ь после шипящих на конце наречий»

Учитель: Митяева Ольга Ивановна

Класс: 7 «А»

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Оборудование урока: компьютер,интерактивная доска

CD-ROM к учебнику

раздаточный материал (таблицы)

репродукция картины К.Ф.Юона «Конец зимы.Пол-

день». (Презентация)

учебник русского языка для 7 класса,авторы М.М.Разу-

мовская,С.И.Львова и др.

Интернет-ресурсы: scool-collektion.edu.ru

art-portrets.ru

Образовательные технологии: технология развивающего обучения,

технология проблемного обучения,

презентация (компьютерные технологии)

Универсальные учебные действия: коммуникативные,познавательные,ло-

гические

Цели урока: образовательные: закрепление умения правописания наречий,

усвоение новой орфограммы (ь после шипя-

щих в наречиях),систематизация знаний и

умений, формирование навыка применения

новой орфограммы;

воспитательные: воспитание познавательного интереса, развитие эстетичес-

кого вкуса, приобщение к подлинному искусству;

развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли,используя

литературный язык; развитие умения аргументировать,дока-

зывать; развитие умения слушания и распределения внима-

ния во время слушания; развитие умения выделять главное,

сравнивать,обобщать; формирование умения вовлекаться в

проектно-аналитическую и исследовательскую деятельность

(выбор тематики иллюстрации,подбор сведений об авторе).

ХОД УРОКА

1.Опора на домашнее задание. Ответы на загадки:а) «попробуй назвать 5 дней недели,не называя дня и не употребляя числа» (позавчера,вче-ра,сегодня,завтра,послезавтра) б) «какая змея бывает наречием?» (уж)

2.Постановка образовательной цели урока.

3.Вступительное слово учителя. Этот урок подводит итог знакомству с бук-

вой « Ь». Вам известны своим правописанием слова дочь,луч,знаешь,

отрежь и другие. Но есть и внешне похожие слова: вскачь,навзничь,на-

стежь. Эти слова - наречия.

Обратить внимание учащихся на интерактивную доску,где объяснено

значение слова НАСТЕЖЬ (этимологический словарь)

4. Работа в тетрадях (тема урока, предложение со словом «настежь»).

Буква Ь знак на конце наречий после шипящих.

5. Задать таблицы с правилом правописания буквы Ь после шипящих на

конце разных частей речи. (смотреть приложение) Карточки разные по

уровню сложности.

Задача учащихся,познакомившись с параграфом 23 учебника,заполнить

таблицу до конца,внеся в неё правило правописания буквы Ь в конце

наречий после шипящих. Некоторым учащимся по уже заполненной та-

блице надо сформулировать новое правило о правописании наречий:

во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь,кроме трёх слов УЖ,ЗА-

МУЖ,НЕВТЕРПЁЖ.

6.Работа с текстом по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.Полдень». (Художник

жил в 1875-1958 годах,живописец,театральный художник)

- Репродукция картины на интерактивной доске. (смотреть приложение)

- Учащиеся получают текст с пропущенными знаками препинания.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ. Не прячьтесь от

природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч снег проверьте скорость

лыж. Из-за туч всё чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему

невтерпёж растопить лёд на краю крыш. Весна уже не а реальность.

Нельзя пренебречь законами природы. И совсем скоро распахнутся

настежь окна соседних дач. Именно такими мыслями увлекаешься

рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».

-Учащиеся определяют стиль и тип текста; расставляют пропущенные знаки

препинания,выделяют слова с орфограммой «Ь после в разных частях речи».

7. Какие мысли возникли при рассмотрении картины? Составьте небольшой

текст по заданному началу: « Глядя на картину Юона,я думаю о…»,употреб-

ляя слова с Ь после шипящих.

8. Задание на закрепление изученного. Укажите количество слов,в которых

пишется Ь. (На интерактивной доске отражены словосочетания с пропу-

щенной орфограммой).

отвлечь внимание

множество неудач

военная мощь

удачный розыгрыш

кактус колюч

зарево пожарищ

сумел увлечься

быстро уничтожь

красивый пейзаж

мчался вскачь

ничего не помнишь

зелёная гуашь

выйти замуж

ждать невтерпёж

Проверка задания.

9. Подведение итогов урока.

В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (глагол)

В словах какой части речи Ь не пишется только в словах-исключениях?

(наречие)

В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода,

числа,падежа? (существительное)

К какой части речи относятся слова «настежь», «навзничь», «прочь»?

(наречие)

10. Выставление оценок за урок.

11. Анализ домашнего задания: параграф 23, повторить правила; работа с

карточками ( кроссворд и тестирование по пройденной теме).



© 2010-2022