Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 5-6 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 5-6 классов

Цель : подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности.



Задание 1.

Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?

Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.

А. Понедельник - один из дней недели.

Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»

В. В понедельник положено начинать все новые дела

Задание 1 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.

Ключ оценивания

0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);

1 - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;

3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.

Задание 2.

Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.

Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.

_______________________________________________________________________________________________

Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.

_______________________________________________________________________________________________

Задание 2 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.

Верные ответы:

Признаки: глубина, синева

Предметы: нос, старик, карандаш, девушка

Действия: полёт, чтение, пение

Ключи оценивания:

0 - не справился с задание

1 - указал не менее двух групп, но не сумел объяснить почему.

2- указал не менее трёх групп, но не сумел объяснить, почему

3- распределил слова по трём группам, правильно ответил на поставленный вопрос.

Задание 3.

Прочитай текст.

При - или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри -

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной -

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.

Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при?___________________

______________________________________________________________________________

Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-.

_____________________________________________________________________________

Задание 3 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Верные ответы:

  1. Пре- высшая степень признака или близка к приставке пере-. При- присоединение, приближение.

  2. Правописание е или и в приставках зависит от их значения.

Ключ оценивания:

0 - 2 - по числу верных ответов



© 2010-2022