Основы основ моей педагогической деятельности

Педагогический опыт - это совокупность знаний, умений навыков, полученных учителем за годы своей деятельности. Педагогический опыт каждого хорошо работающего педагога - это золотой запас педагогической науки. На страницах этой статьи я предлагаю коллегам узнать главные педагогические приемчики и принципы из моего собственного опыта.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы основ моей педагогической деятельностиОсновы основ моей педагогической деятельностиОсновы основ моей педагогической деятельности

Основы основ моей педагогической деятельности

Преамбула:

Однажды зимой Учитель и ученик прогуливались по берегу реки.- Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании - и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?- Пойдем со мной - Учитель пошел по льду на середину реки. - Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?

- Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?

- Там, подо льдом - целый мир, неведомый тебе. Растопи лед - и он станет водой, дающей жизнь целому миру.

Но пролей сюда готовую воду - она замерзнет и лишь укрепит царство льда...

Уверяю Вас, ледяное царство растопить можно, если сделать 10 шагов, всего 10…

Шаг первый. Знакомство.

Важно на первом уроке в работе с новым классом познакомиться - это значит дать возможность каждому ученику назвать свои Имя, Отчество, Фамилию и рассказать всем о своих самых лучших Человеческих качествах. Чтобы такое сложное общение состоялось (дети боятся рассказывать о себе), начните с себя. Сначала рисуем предмет, с которым себя ассоциируем, а потом представляем рисунок, сообщая всем, чем же я похож на этот предмет, а чем не похож. Как правило, наше первое занятие проходит в веселой и дружественной атмосфере. Конечно, важно на первом же занятии запомнить имена детей, и потом всегда называть их по имени, а иначе, зачем знакомиться?

Шаг второй. Организация пространства.

Не нужно бояться отдать стены в Вашем классе для организации выставок детских работ. Очень важно, чтобы каждый класс, приходя к Вам на урок, знал, где находится его место для выставок. Именно здесь по окончании урока разместятся творческие продукты Ваших питомцев: иллюстрации, графики, графические организаторы, рекламные плакаты, стихи и сочинения. Аудитория станет живой, яркой, нужной. Ведь среди детей всегда найдутся творцы, на чьих работах смогут поучиться другие, чьи шедевры восхитят взоры Ваших коллег, а сами работы станут хорошей опорой в постижении дальнейших учебных тем. Конечно, маркеры, фломастеры и бумага у Вас всегда должны быть под рукой. А необходимые учебные пособия можно разместить и повыше, чтоб всем было видно, у вас получится двухъярусное оформление аудитории, что совсем

неплохо. Кстати, первая выставка после урока-знакомства уже и готова: на ней разместятся все рисунки-ассоциации. Для хороших психологов это информация для размышления, обязательно познакомьте классных руководителей с этой экспозицией.

Шаг третий. Найдите возможность спросить всех желающих.

Не гасите огонь познания своим невниманием, поднятая рука ученика - это счастье для педагога. Объедините детей в пары и группы, поставьте перед ними творческие посильные задачи, пусть они будут счастливы от того, что знание, которым они владеют, востребовано.

Шаг четвертый. Умейте договариваться.

Не бойтесь выставлять свои требования, безусловно, знания, которые получают дети на Ваших уроках, должны быть качественными. На каждом уроке обговаривайте критерии оценки, а чтобы она была объективной, смело выбирайте экспертов среди самих же учеников. Это могут быть представители групп, лица, которые лучше всех знают тему, добровольцы, те, на кого выпал жребий. Тем самым вы разделите ответственность с классом, оценка будет более объективной, справедливой, полной. В данном случае, нельзя забывать о золотом правиле из технологии РКМЧП: «Последнее слово остается за мной», но это для сложных и спорных моментов.

Шаг пятый. Не навреди.

Главное, почувствуйте настроение ребенка: если он грустен, если он не уверен в себе, если он не хочет общаться - оставьте его на сегодня в покое. Ни одно благородное дело не стоит детской слезинки, у Вас будет еще масса возможностей проверить на прочность его знания. А как заметить, если детей в аудитории 35 человек? Сердцем! «Образование Сердца начинается с чистого мышления и доброжелательства», - говорил Николай Рерих.

Шаг шестой. Стань профессионалом1!

Помните, Российский Учитель - это:

  1. Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе;

  2. Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  3. Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;

  4. Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности;

  5. Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;

  6. Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;

  7. Квалифицированный пользователь компьютера.

«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье». Максим Горький.

Шаг седьмой. Определитесь!

Если Вы не хотите уставать на уроках как морально, так и физически, встаньте на демократическую позицию! Прекратите все делать за своих учеников, отдайте им на «растерзание» сложные задачи, проблемы, гипотезы. Помогите сориентироваться в бурном море информации. Дайте возможность представить результаты своих творческих поисков. Научите оптимальным способам работы. Докажите ребятам, что их труд бесценен, например, корректно сравните их выводы с авторитетами. Научите их конструктивно доказывать свою позицию. И вы почувствуете себя дирижером прекрасного оркестра, а не иерихонской трубой. Согласитесь, первое приятнее.

Шаг восьмой. Не бойтесь.

Будьте собой. Не скрывайте своих эмоций. Высказывайтесь в дискуссиях, пишите тексты, выносите на общий суд свои творения, станьте членом творческой группы, не бойтесь ошибаться или чего-то не знать. Процесс познания бесконечен, а сложную задачу всегда можно решить, подключив коллективный мозг, важно только его подключить. На помощь Вам всегда придут словари и справочники, которых в учебной аудитории должно быть много, и хорошо бы интернет иметь под рукой. Если творческий процесс запущен, ваши идеи, слова, способы решения очень - очень нужны. Не бойтесь! Только таким образом можно стать примером для подражания!

Шаг девятый. Будьте благодарны.

Будьте благодарны своим ученикам. Найдите возможность отметить каждого, кто работал на уроке, кто внес частичку в общее дело. Оставьте время для рефлексии, обратите внимание на то, что поняли или не поняли дети. Поблагодарите их за искренность и на основании их отзывов выстраивайте новую траекторию вашей совместной деятельности. Рекламируйте своих детей, рассказывайте об их успехах, хвалите их на родительских собраниях, публикуйте их творческие работы, мотивируйте на участие в конкурсах, сопровождайте в подготовке к олимпиадам и конференциям. И Вам воздастся!

Шаг 10. Не забудьте.

От ошибок никто не застрахован, тем более в системе «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК», бывает, что и Вы себя плохо чувствуете, и Вам кто-то испортил настроение: сорвались, не выдержали, сказали лишнее - все может случиться, ведь Вы живой ЧЕЛОВЕК!

Не забудьте извиниться - это не признак слабости, а признак достоинства, благородства и уверенности в себе. Любящие ученики обязательно простят и поймут.

  1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в практике учителя литературы

С моей точки зрения в понятие «Культура» для современного человека вкладывается его умение общаться с Миром, видеть, слышать его, восхищаться им, беречь его, чувствовать в нем свое место и свою опору. Школьный предмет "Литература", направлен не столько на овладение учениками определенными познаниями в области литературы как предмета, сколько на формирование эмоционально-личностного отношения к миру, общей культуры человека. Что лучше литературы поможет молодому человеку разобраться в существующих нравственных проблемах, приобщить его к вечным духовным ценностям, найти и познать в себе Человека? На современном этапе развития общества и в связи с переходом школы на новые стандарты важно подготовить выпускника к встрече с самим собой и со своим Будущим, дело это очень непростое и деликатное.

Итак, овладеть основами литературоведческого анализа, приемами глубокого проникновения в текст -это не то же самое, что научиться жить в современной мире, быть человеком не только критически мыслящим, но и социально защищенным. Таким образом, школьник старшей школы как субъект должен познать не только учебные, научные, но и психологические, социальные, духовные закономерности и свои личные возможности.

Цель моих занятий по литературе - повернуть ученика к общечеловеческому содержанию и значению художественного слова, раскрыть личностно ценный смысл знаний о литературе; обращение с художественным произведением как с "субъектом общения"; формирование способности сопереживать. Компетентностный подход позволяет преподавателю реализовать субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате чего возрастает читательский интерес и культура учащихся. Именно поэтому моя тема по самообразованию выглядит следующим образом: «Формирование основных ключевых и предметных компетенций при изучении литературы в старших классах и внеклассной работе, без которых человеку невозможно жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Важно самого первого урока литературы сформировать особую атмосферу урока - главное на уроке, где учитель - наставник и дирижер организованного им творческого процесса. Он дает в руки ученику инструменты исследования, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря учителю ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.

Одно из важнейших условий при разработке уроков, организованных для коллективного решения проблем - их материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" - открытие, потрясение, острое недоумение с озарением - то есть инсайт, то, что и делает урок ярким и запоминающимся.

На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении - это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

в) и сам сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

И для меня очень важно в этой связи, чтобы начало урока было эффектным и эффективным одновременно.

Здесь на помощь приходит технология РКМЧП, где 1 фаза урока - фаза вызова обязательно должна основываться на актуализации личного опыта. Очень активно на первоначальную фазу урока работают такие задания:

  • Посмотри в глаза этому человеку и дай ему характеристику.

  • Посмотри на лицо этого человека и подумай, насколько выражение глаз соответствует выражению его лица. Подумай, кто это?

  • А потом уже можно сказать фамилию, представить биографию и посмотреть насколько хорошо ученики справились с ролью психологов. В этом случае очень хорошо работают возможности интерактивной доски, здесь легко выделить отдельный фрагмент портрета, а потом эффектно собрать его по частям.

Основы основ моей педагогической деятельности

Исходя из характеристики писателя, мы задаем ему вопросы. Каждый из нас формулирует 3 важных вопроса, потом совещается с соседом и выделяют из 6 только 3 важных вопроса, а потом объединяются в группы - поворачиваются к сидящим сзади и формулируют 3 важных вопроса для группы. Мы эти вопросы выписаваем на доску и методом ранжирования определяем 3 важных вопроса для нас, на которые непременно ищем ответы в текстах этого писателя. При дальнейшем планировании уроков, зачастую эти вопросы становятся темами уроков:

Основы основ моей педагогической деятельностиОсновы основ моей педагогической деятельности

Автор

Вопрос

Тема

Тютчев Ф. И.

Я знаю несколько лучезарных стихотворений Тютчева, но внешность говорит о другом: он угрюм и суров. Почему настроение в стихах не соответствует портрету?

Лучезарные мотивы в творчестве Тютчева Ф.И.

Толстой Л. Н.

Поразил портрет Толстого в молодости. Почему такой бравый офицер написал такой длинный роман?

Роман-эпопея «Война и мир» Толстого - главное отражение его философской концепции

Достоевский Ф.М.

По лицу писателя чувствуется, что он имел дело с правосудием. Может быть, Родион Раскольников - это он сам?

Отражение биографии Достоевского Ф.М. в романе «Преступление и наказание»

Гончаров А. И.

Почему портрет Гончарова похож на многие изображения в портретной живописи 19 века?

Типичность образа Обломова для русской действительности (по роману Гончарова «Обломов)

Гоголь Н. В.

Что уловил острый взгляд этого писателя?

Горькая русская действительность в поэме Гоголя Н. В. «Мертвые души»

Лермонтов М.

В глазах читается бесконечное одиночество? Почему?

Одиночество - ведущая тема в произведениях Лермонтова

Салтыков-Щедрин М. Е.

Что судим? Глаза прокурора.

Салтыков Щедрин - «прокурор русской действительности»

Зачастую проблема, содержащаяся в вопросах, становится темой проекта, если она носит глобальный характер, то расчленяется на несколько исследовательских проектов.

Вопрос

Проект

Групповые проекты

По лицу писателя чувствуется, что он имел дело с правосудием. Может быть, Родион Раскольников - это он сам?

Отражение биографии Достоевского Ф.М. в романе «Преступление и наказание»

Жизнь - это путь страданий

Вера - спасение души

Встретить своего человека - начало новой жизни

Нравственная смерть и духовное возрождение.

Очень хорошо в начале урока обратиться к творческому потенциалу обучающегося, попросить нарисовать что-либо, например, перед первым уроком по роману «Война и мир» мы рисуем симпатичных и несимпатичных людей. Такие задания лучше всего выполнять в группах, так как не все рисуют хорошо, но идеи давать могут все без исключения. Группы выступают перед классом с объяснением своих рисунков, на основании обсуждения мы приходим к следующим умозаключениям: не всегда внешность соответствует внутреннему содержанию, бывает, что на людях человек ведет себя одним образом, а один на один - другим. Внешние лощеные манеры зачастую скрывают душевную черствость, бедная одежда - не повод для оскорблений, чтобы человека понять - надо с ним пуд соли съесть. И только после этого мы попадаем в салон Анны Павловны Шерер и пытаемся разобраться в симпатичных не симпатичных Толстому героях его же романа. Пред изучением маленькой трагедии Пушкина А. С. «Моцарт и Сальери» мы рисуем добро и зло, и уже после представления рисунков обсуждаем проблему насчет совместимости этих вещей в человеческой жизни. Основы основ моей педагогической деятельности

Перед изучением повести Гоголя «Нос» класс делится на группы и всерьез разбирается с этим органом обоняния. Одна группа рисует разные носы и говорит об особенностях характера человека - обладателя того или иного носа; вторая группа приводит различные пословицы и крылатые выражения, связанные с носом, третья группа рассматривает нос как человеческий орган, четвертая группа представляет знаменитостей с необыкновенными носами, и говорят о том, что они чувствуют, имея такой нос. И только после этого мы переходим к знакомству с повестью Гоголя, вначале предполагая, о чем же в ней написано.

Хорошо начинать урок с работы над ассоциациями: «Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «шинель?» Самая распространенная ассоциация в ряду - форма. Разобраться с этим словом нам помогает презентация, подготовленная по индивидуальному заданию, а потом уже мы приступаем к изучению повести Гоголя.

Основы основ моей педагогической деятельностиОсновы основ моей педагогической деятельности

Можно и так начать урок: «Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим урок, цель которого обобщить знания по двум темам из 2 таких разных школьных предметов. Внимательно посмотрите на необыкновенное оформление нашей аудитории и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.»

Эффектное начало урока имеет своей целью привлечение внимания учеников, заставляет их самостоятельно думать, воображать, фантазировать, предполагать, делать умозаключения. Такая завязка становится составной частью урока. Ученики быстро привыкают к тому, что урок на самом деле начинается с первого слова, которое звучит на уроке. Эта привычка позволяет постепенно усложнять завязку урока, тем самым обеспечивая уже не только внимание и устойчивый интерес к уроку, но последовательное литературное развитие школьников за счёт навыка "включения в текст".

Навык "включения в текст" формируется на уроках постоянно, особенно этому способствует вторая фаза технологии РКМЧП - фаза осмысления на уроке. Читать текст внимательно, с интересом, «взахлеб» помогают все стратегии технологии РКМЧП, именно эти стратегии помогают ребенку отточить взгляд читателя, научить его творчески мыслить, читать быстро, разными способами. Прежде чем что-либо прочитать, ребенок должен быть озадачен. Это может проблемный вопрос, составление правильной логической цепочки, поиск ответов на разные вопросы, и наоборот, составление вопросов по теме.

Основные стратегии РКМЧП хорошо описаны в методической литературе, но стратегии эти настолько универсальны и легки в применении, что каждый учитель может на их основании придумать что-нибудь новое.

Многим известен прием «Письмо по кругу» или «Карусель», таким способом легко написать небольшое сочинение, которое, например можно использовать как черновик будущего сочинения или рассматривать как акт рефлексии, в группе один человек начинает фразу, затем ее дописывает другой, затем следующий и т.д. У нас затем по часовой стрелке эта работа предается другой группе, и члены этой группы дорабатывают сочинение, а затем она передается другой группе и т.д. В конце концов, работа находит свою исходную группу, члены группы внимательно читают получившийся текст, редактируют его, представляют аудитории, а затем отмечают ценность вклада других групп.

Стратегия «кластер» стала отдельной технологией, она действительно актуальна и популярна во всех сферах человеческой деятельности. Мне нравится прием «Кластер наоборот». Работая над каким-либо текстом, группа составляет свой кластер, его она представляет широкой аудитории, а затем убирает из него все понятия, ключевые слова или целый фрагмент и предлагает другим группам: А) воспроизвести материал, Б) дополнить его (при этом из кластера можно убрать и не все ключевые слова) или В) по общему скелету кластера составить новый. Можно учителю самому подготовить кластеры по темам, а ребятам дать возможность заполнить их самостоятельно. Очень хорошо создавать такие пособия в программе Power Point, когда легко продемонстрировать что было с кластером до решения задачи, а что после, такая презентация превращается в учебное пособие, аналогично можно работать и с интерактивной доской.

При помощи стратегий технологии легко устроить «перекличку классов на параллели». При совместном обсуждении какой-либо проблемы в аудитории: на доске, на бумаге А4, на ватманских листах остаются «следы продуктивной деятельности»: темы докладов и рефератов, ответы на сложные вопросы, сами вопросы по какой либо теме или наглядные пособия в виде кластеров и других графических организаторов - в определенные моменты работы в других классах (особенно когда трудно что-либо сделать) можно показать путь решения, который родился в другом классе, дополнить список тем списком из другого класса - очень важно образовательное пространство сделать максимально открытым и предъявить детям продукт их творчества на разных уровнях, тем самым обогащать и учебный процесс, и создавать для детей ситуацию успеха. В этом случае очень помогают выставки работ, важно, чтобы в классе было для них организовано место. Графические организаторы - прекрасное средство для осмысления текста любой направленности. Ребята очень любят графические организаторы - опорные схемы, которые помогают при ответе на вопросы, защите проекта, при создании монологов по теме, и здесь их фантазии нет предела. Создание комикса - одна из таких форм работы. Главное достоинство комикса в том, что он предлагает предельно сжатую, но эмоционально насыщенную информацию, в которой нет ничего лишнего. Таким образом, создавая комикс, ученик выбирает главное из текста, он делает смысловые акценты на важных моментах текста, в комиксе звучит его авторский голос и его читательская позиция. Информация, которую другие учащиеся получат из комикса, будет эмоционально окрашена, скорее всего, затронет их чувства, а значит, и лучше усвоится. Основы основ моей педагогической деятельности

Комиксы по произведению Пушкина А. С. «Моцарт и Сальери»

Однако комикс - это не только содержание, но еще и форма. Картинки, яркие образы используются, когда важно, чтобы учащийся запомнил материал наверняка. Ведь визуальная память зачастую помогает вспомнить самые сложные моменты. Активное восприятие учебной информации - услышать, прочитать, запечатлеть и увидеть изображение и осознать идею - всегда более эффективно. Поэтому и сверхзадача комикса состоит в том, чтобы выразить как можно больше в наглядном, зрительном образе. Комикс - значит смешной, веселый. Но комиксы бывают и несмешными, они бывают драматическими, трагическими и просто серьезными. В свое время взаимоотношению рисунка и текста в процессе развития личности большое внимание уделял Л.С. Выготский, один из основоположников современной психологии. Ведь человек познает действительность посредством актуализации некоторых схем восприятия и воображения, или, если пользоваться терминологией У. Найсера, посредством перцептивных схем. Иными словами, комикс позволяет расставить необходимые акценты в акте восприятия образа, события, явления и сфокусировать внимание человека на главном.Основы основ моей педагогической деятельности

Комиксы по произведению Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание»

Перевод текста в схему, а затем создание по ней текста - важный аспект в зарождении и формировании коммуникационной компетенции.

Основы основ моей педагогической деятельностиОсновы основ моей педагогической деятельности

Не случайно многие образовательные сайты в Интернете инициируют совместную деятельность по созданию разных графических схем. Такие возможности несут сайты stixy.com, mindmeister.com, cacoo.com, classtools.net. Создавать совместные схемы, используя сеть Интернета, мы пока не имеем возможности, но взять интересную схему для осмысливания текста с сайта classtools.net можем. Особенно нам понравился «Бутерброд». Этот графический организатор мы применяем при прохождении теоретического материала. Принцип бутерброда помогает учебный материал систематизировать, сжать и выделить главное. Ребята заготовили несколько интересных шаблонов, которые мы используем на наших уроках. Получается интересно, полезно и вкусно!Основы основ моей педагогической деятельности

Основы основ моей педагогической деятельности



Технология РКМЧП для оформления полученной и переработанной информации предлагает таблицы самой разной направленности. На уроках легко использовать таблицы, потому что это привычная форма деятельности для обучающихся. В зависимости от замысла урока таблица приобретает самые разнообразные формы, зачастую ребята, работая над текстами, уже самостоятельно оформляют результаты в разработанные ими таблицы.



  1. Я увидел

    Я услышал

    Понял

    Сделал вывод


  2. Выглядит как

    Звучит как

    Вывод


  3. Название текста

    Автор

    Линии сравнения

    Особенности стиля

    Ключевые слова



Ключевые слова

Выписки из текста

Толкование

На уроках литературы мы много работаем с иллюстрациями, кадрами из фильмов, отрывками из спектаклей, рассмотреть картину, понять ее суть, приблизиться к замыслу художника помогает такая методика из копилки технологии Ривина:

Задания парам (группам):

  1. Перечислите все цвета и оттенки, которые видите на картине

  2. Что видите по 2

  3. Что видите по три

  4. Что над головой персонажей

  5. Что между персонажами

  6. Что здесь на букву Ж

  7. Какое время изображено на картине (версии и доказательства)

  8. Странности на картине

  9. Придумать диалог по картине

Методика проста, но она воспитывает внимание, умение всматриваться, не упуская ни одной мелочи, здесь есть элемент драматизации, что оживляет урок и помогает ученикам встать на место персонажей. Поражает количество слов, которые набирают ребята в процессе работы, эти слова мы обязательно забираем в мини-сочинения, чтобы наши работы были яркими эмоциональными, интересными. Учебная ситуация развивается в игре, а игра - самое известное средство воспитания.

Основы основ моей педагогической деятельности

Мы рассматриваем кадры из спектакля «Современник» «Гроза». Слова на букву «Ж», которые фигурировали в речи учащихся: жалость, жалоба, жар, жгучая, жест, желчные, жена, женщина, жертва, жесткий, жесть, жестокость, живая, животрепещущие, жизнь, жизнепонимание, житие, житуха, жребий.

Если ученики готовятся к публичному выступлению, а уроки по технологии РКМЧП часто заканчиваются публичными выступлениями, то важно снабдить их разного рода памятками ( в зависимости от замысла урока):

Пример 1.

1. О чём говорить? Сформулируйте главную мысль: что же конкретное и важное я сообщу? О чём совершенно необходимо сказать?

2. Зачем говорить? Выходя к аудитории, необходимо осознавать цель своего выступления: рассмотреть, доказать, определить, обнаружить.

3. Сколько говорить? Не более 8-10 минут. Не стоит утомлять присутствующих известным материалом и мелочами. Больше внимания следует уделить результатам исследования и выводам.

4. Кому говорить? Если выступление проходит перед учащимися, речь не должна быть перегружена терминами, лучше все изложить доходчиво.

5. Как говорить? Выступая перед аудиторией, нужно говорить не очень быстро, четко, ясно, не понижать голос, не бубнить, не отворачиваться от аудитории, не извиняться, если произошли какие-то непредвиденные технические неполадки, например, во время компьютерной презентации.

6. Что говорить? Для реализации замысла речи и достижения цели нужны надёжные

аргументы. Без них ваши голословные утверждения никого не убедят.

Пример 2.

Докладчик должен уметь:

  • сообщать новую информацию

  • использовать технические средства

  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин

  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

Третья фаза технологии - рефлексия. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст (эссе). К сожалению, как показывает практика, провести рефлексию по всем правилам, выслушав каждого, на уроке невозможно. В целях экономии времени можно использовать письменный вариант рефлексии, тогда мысли каждого станут учителю известны, а то что, достойно представления на аудиторию можно донести позднее. Известно множество способов проведения письменной рефлексии. Я также использую различные варианты:

  1. Возвращение к стадии вызова, если на первой стадии использовался кластер, в котором остались незаполненные «гроздья», то на стадии рефлексии кластер должен быть заполнен. Если мы не распутали логические цепочки, то на стадии рефлексии они должны быть распутаны и т. д.

  2. Время на уроке приходится экономить, к сожалению, устную рефлексию провести сложно - просто не хватит времени всех выслушать. Таблицы и карточки - прекрасный выход, при составлении таблиц и карточек я преследую 2 цели: понять, что усвоено на уроке и увидеть, какую оценку - отметку поставил себе ученик (здесь оставляю за собой последнее слово)

Вариант 1.

ФИО

  1. Я предлагал идеи по составлению текста

1)

2)

3)

  1. Я задавал уточняющие вопросы

1)

2)

3)

Я внимательно слушал и понял

1)

2)

3)

Моя оценка:

  1. На уроке я чувствовал себя

В своей тарелке

Не в своей тарелке

Моя оценка

Вариант 2

ФИО

Сегодня на уроке я сделал

Моя оценка

Организатор группы

5

Удачно анализировала стихи Блока

5

Испытывала трудности при ответе на вопросы одноклассников

3

Удачно предложила тему сочинения

5

Интенсивно думала

4

Итого: 4.3



  1. Плюсы уроков, выстроенных по технологии РКМЧП

Урок - был, есть и остается основной формой образовательного процесса. На уроках по технологии РКМЧП формируются 3 группы результатов: личностные - технология опосредованным образом включает ребенка во взаимодействие с другими, заставляет его играть разные роли, постоянно менять способы деятельности; метапредметные - чтобы решить творческую задачу ученик обращается к разным областям знаний, использует различные способы и источники получения информации, активно работает в социуме; предметные - урок строится таким образом, что ребенок, обогащает уже имеющийся опыт и незаметно для себя пристраивает к нему новое знание, приобретает новый опыт. Формирование трех групп результатов - основное требование новых образовательных стандартов, грамотно выстроенный урок по технологии полностью им соответствует. При выстраивании урока учителю необходимо спрогнозировать цели:

Образовательную - формирование предметных результатов

Развивающую - формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Воспитывающую - формирование личностных результатов.

Все стратегии данной технологии построены на деятельностных методах: проблемном, частично-поисковом и исследовательском. Ученик сам добывает знание, учителю необходимо только погрузить его в исследовательскую среду. Между всеми участниками образовательного процесса на уроке выстраиваются субъектно-субъектные партнерские, равноправные отношения.

Главная методическая цель уроков создание условий для проявления познавательной активности учеников через изучение текстов, что отвечает принципам системно - деятельностного обучения

Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания - «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока учебный материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, составляют вопросы и отвечают на них. Сознание ученика пробуждается к мыслительной деятельности, к способам переработки информации, планированию дальнейшей траектории образования

  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся всегда связанна с эмоциональными переживаниями, на уроке жизненно необходимым становятся желания высказаться, презентовать, ответить на вопросы.

  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.



  • Создание ситуаций общения на уроке позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.



  • Гибкая структура урока достигается за счет использования разнообразных формы и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Критерии эффективности проведения урока:

- наличие у учителя гибкого учебного плана проведения урока, предусматривающего разные варианты, в зависимости от решения той или иной ситуации;

- использование проблемных творческих заданий;

-создание ситуаций, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения домашних заданий заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.



1Севрюк В.В., Рычкова Е.Г., Власова В.Ф. МОУ СОШ № 50, г. Иркутск. Актуальные проблемы образования: теория и практика (материалы конференции).

Директор МКОУ «Тегульдетская СОШ» __________________Грунева А. И.

© 2010-2022