Основной конфликт драмы Скупой рыцарь А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе, 6 класс Драма «Скупой рыцарь». Основной конфликт драмы, 1 урок

Составитель: Коврова Лариса Владимировна

Цели: Познакомиться с особенностями жанра трагедии Пушкина

Определить основной конфликт трагедии.

На доске: Монолог

Диалог

Трагедии

Оксюморон

Конфликт

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие, тема, целеполагание.

  2. Основной этап. С Пушкиным вы уже знакомы давно, с раннего детства. Какое впечатление у вас сложилось о писателе?

На какие ценности обращает внимание писатель?

В чем его отличие от Н. В. Гоголя?

В каких жанрах работал Пушкин? (сказка, баллада, стихотворения, роман, повесть.)

А вы знаете, что Александр Сергеевич еще и замечательный драматург? Трагедия «скупой рыцарь» доказывает это. Интерес Пушкина к драматургии не покидал его до конца жизни. Он создал ряд драматических произведений: «Борис Годунов», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен». А вот трагедия «Скупой рыцарь» входит в цикл, который называется «Маленькие трагедии». Также в него входит еще три трагедии: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» - все они не большие по объему, но очень важные по содержанию, так как в них Пушкин рассматривает самые глубокие пороки общества: скупость, зависть, прелюбодействие. «Маленькие трагедии» были написаны в Болдино осенью 1830 года, хотя задуманы они были в 1826 году, после возвращения поэта из ссылки. Период с 1826 по 1830 год был очень сложным дл Пушкина. Писатель хотел покинуть Россию навсегда, у него почти не было читателей. 1830 год России - это год крестьянских волнений. «Маленькие трагедии» построены на материале, который далек от пушкинской современности, но тем не менее трагедии воспринимались читателями , как раздумья поэта о современности. Когда мы начнем читать трагедию, то убедимся в этом.

I. А сейчас давайте вспомним, какие роды литературы вам известны? (эпос, лирика, драма)

Что свойственно драме? Что такое драма? (Преобладает прямая речь, герои раскрываются через монолог и диалог, монологи и диалоги помогают узнать о событиях, являются действиями, автор проявляется не явно, действие разворачивается на глазах читателя, создаются для сцены)

То есть перед нами драма, ее жанр - трагедия.

Что такое трагедия? (Драматическое произведение, которое изображает личную или общественную катастрофу и обычно заканчивается гибелью героя)

Какие черты трагедии мы обнаруживаем в «Скупом рыцаре»? (Сцены, действия, монолог, диалог, 5 действующих лиц, между которыми конфликт, в конце смерть)

Что такое монолог и диалог?

Вообще, Пушкин смело экспериментировал: уменьшил количество действующих лиц, вместо традиционных 5 актов дает небольшие сцены (1,3)

II. Дома вы прочитали вступительную статью перед трагедией. О чем она? (Пушкин - драматург знал комедию Мольера «Скупой», но его не удовлетворило то, как раскрывается характер Гарпагона. Пушкин говорил: «У Мольера Скупой скуп, да и только». То есть Скупой перед нами предстает односторонне, и Мольер не объясняет, как этот порок появился. Пушкин же стремиться объяснить причину появления скупости.)

Какие различия? (комедия - трагедия, Скупой - скупой рыцарь)

Давайте обратим внимание на название - «Скупой рыцарь» Вдумайтесь в значение слов «скупой» и «рыцарь»

Что означают эти слова? (скупой - жадный, накопитель, рыцарь - щедрый, благородный)

Что вы видите? (несовместимость, взаимоисключающие друг друга понятия в одном названии)

Как называется такой прием? (Оксюморон - сочетание противоречащих друг другу по значению слов для создания определенного эффекта)

Придумайте сами оксюморон (жаркий лед, звенящая тишина, холодное солнце)

Чтение драмы

Сколько героев? Назовите их (Альбер - отчаяние, потерянность, Иван - скупость, хитрость, осторожность, Жид, Барон, Герцог)

Как вы думаете, в каком состоянии герои? Каким голосом нужно читать?

А теперь обратим внимание на подзаголовок: Сцены из Ченстоновой трагикомедии: Скупой рыцарь. Пушкин придумал подзаголовок сознательно: он боялся, что в «Скупом рыцаре» читатели смогут увидеть намеки на семейные взаимоотношения Пушкиных - отец Сергей Львович скуп- это и заставило писателя сослаться на несуществующую трагикомедию Ченстона, это своеобразная шифровка

Чтение по ролям

  1. Иван и Альбер.

Какая эпоха предстает перед вами? Атрибуты. (Средневековье: башня, шлем, меч, турнир, доспехи, латы, герцог, двор, Клотильда)

О чем говорят? (о победе, Альбер беден, гордость, скупость, об отце, ждет наследство)

Какой перед нами рыцарь? (Бедный, Альбер разозлен, он жалуется на отца. Доспехи становятся украшением и перестают играть защитную роль)

Почему с побежденного стыдно снять доспехи и забрать коня? (Это будет воспринято не как победа, а как грабеж)

Пушкин показывает подлинную жизнь, снимает завуалированность.

Что беспокоит Альбера? (бедность, займы, отсутствие доспехов, платья, коня)

Чего он хочет? (Жить по-рыцарски, пиры, турниры, наследство)

Вызывает ли Альбер у вас сочувствие?

Посмотрите, уже в этом отрывке намечается конфликт.

Какой конфликт? Между кем? (Между Бароном и Альбером)



  1. Альбер и Жид

Как нужно читать их слова? Какие герои? (Альбер - зол, Жид - коварный, жадный, хитрый, вкрадчивый)

Жид - жадный, может быть причиной человеческих трагедий

Кто такой жид? Кого называли так? (еврей, ростовщик)

Чего ждет Альбер? (Смерти отца, наследство)

Что говорят о деньгах? (Для Жида деньги тоже важны)

Что предлагает Жид? (отравить отца)

Какова реакция Альбера? (Против, прогоняет Жида)

Какой Альбер? (благородный, честный)

Почему он идет на убийство? Какое чувство в нем просыпается? (честь)

Как называет Жида Альбер? (Иудой)

Кто такой Иуда? (Из Библии - предатель, еврей)

Кто такой пращур? (предок)

То есть, какой Жид? Чего у него нет? (нет чести, бесчестный)

Да, Жид бесчестный, и Альбер понимает это. Сам он с рыцарской честью, благородный.

Ребята, здесь завязывается еще один конфликт. Между кем? (Жидом и Альбером, между честью и бесчестью)

Что решает Альбер? (идти к герцогу за правдой. Он осознает, что у него есть свои права, на подлый поступок он не соглашается, за правду.)

Ребята, сейчас нет рыцарей, а вам не кажется, что трагедия актуальна?

В жизни из-за наследства убивают, предают.

III. Домашнее задание. Прочитать IIсцену, монолог Барона, выделить основные мысли. Письменно сформулировать наметившийся конфликт.

© 2010-2022