- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Основной конфликт драмы Скупой рыцарь А. С. Пушкина
Основной конфликт драмы Скупой рыцарь А. С. Пушкина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коврова Л.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературе, 6 класс Драма «Скупой рыцарь». Основной конфликт драмы, 1 урок
Составитель: Коврова Лариса Владимировна
Цели: Познакомиться с особенностями жанра трагедии Пушкина
Определить основной конфликт трагедии.
На доске: Монолог
Диалог
Трагедии
Оксюморон
Конфликт
Ход урока
-
Оргмомент. Приветствие, тема, целеполагание.
-
Основной этап. С Пушкиным вы уже знакомы давно, с раннего детства. Какое впечатление у вас сложилось о писателе?
На какие ценности обращает внимание писатель?
В чем его отличие от Н. В. Гоголя?
В каких жанрах работал Пушкин? (сказка, баллада, стихотворения, роман, повесть.)
А вы знаете, что Александр Сергеевич еще и замечательный драматург? Трагедия «скупой рыцарь» доказывает это. Интерес Пушкина к драматургии не покидал его до конца жизни. Он создал ряд драматических произведений: «Борис Годунов», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен». А вот трагедия «Скупой рыцарь» входит в цикл, который называется «Маленькие трагедии». Также в него входит еще три трагедии: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» - все они не большие по объему, но очень важные по содержанию, так как в них Пушкин рассматривает самые глубокие пороки общества: скупость, зависть, прелюбодействие. «Маленькие трагедии» были написаны в Болдино осенью 1830 года, хотя задуманы они были в 1826 году, после возвращения поэта из ссылки. Период с 1826 по 1830 год был очень сложным дл Пушкина. Писатель хотел покинуть Россию навсегда, у него почти не было читателей. 1830 год России - это год крестьянских волнений. «Маленькие трагедии» построены на материале, который далек от пушкинской современности, но тем не менее трагедии воспринимались читателями , как раздумья поэта о современности. Когда мы начнем читать трагедию, то убедимся в этом.
I. А сейчас давайте вспомним, какие роды литературы вам известны? (эпос, лирика, драма)
Что свойственно драме? Что такое драма? (Преобладает прямая речь, герои раскрываются через монолог и диалог, монологи и диалоги помогают узнать о событиях, являются действиями, автор проявляется не явно, действие разворачивается на глазах читателя, создаются для сцены)
То есть перед нами драма, ее жанр - трагедия.
Что такое трагедия? (Драматическое произведение, которое изображает личную или общественную катастрофу и обычно заканчивается гибелью героя)
Какие черты трагедии мы обнаруживаем в «Скупом рыцаре»? (Сцены, действия, монолог, диалог, 5 действующих лиц, между которыми конфликт, в конце смерть)
Что такое монолог и диалог?
Вообще, Пушкин смело экспериментировал: уменьшил количество действующих лиц, вместо традиционных 5 актов дает небольшие сцены (1,3)
II. Дома вы прочитали вступительную статью перед трагедией. О чем она? (Пушкин - драматург знал комедию Мольера «Скупой», но его не удовлетворило то, как раскрывается характер Гарпагона. Пушкин говорил: «У Мольера Скупой скуп, да и только». То есть Скупой перед нами предстает односторонне, и Мольер не объясняет, как этот порок появился. Пушкин же стремиться объяснить причину появления скупости.)
Какие различия? (комедия - трагедия, Скупой - скупой рыцарь)
Давайте обратим внимание на название - «Скупой рыцарь» Вдумайтесь в значение слов «скупой» и «рыцарь»
Что означают эти слова? (скупой - жадный, накопитель, рыцарь - щедрый, благородный)
Что вы видите? (несовместимость, взаимоисключающие друг друга понятия в одном названии)
Как называется такой прием? (Оксюморон - сочетание противоречащих друг другу по значению слов для создания определенного эффекта)
Придумайте сами оксюморон (жаркий лед, звенящая тишина, холодное солнце)
Чтение драмы
Сколько героев? Назовите их (Альбер - отчаяние, потерянность, Иван - скупость, хитрость, осторожность, Жид, Барон, Герцог)
Как вы думаете, в каком состоянии герои? Каким голосом нужно читать?
А теперь обратим внимание на подзаголовок: Сцены из Ченстоновой трагикомедии: Скупой рыцарь. Пушкин придумал подзаголовок сознательно: он боялся, что в «Скупом рыцаре» читатели смогут увидеть намеки на семейные взаимоотношения Пушкиных - отец Сергей Львович скуп- это и заставило писателя сослаться на несуществующую трагикомедию Ченстона, это своеобразная шифровка
Чтение по ролям
-
Иван и Альбер.
Какая эпоха предстает перед вами? Атрибуты. (Средневековье: башня, шлем, меч, турнир, доспехи, латы, герцог, двор, Клотильда)
О чем говорят? (о победе, Альбер беден, гордость, скупость, об отце, ждет наследство)
Какой перед нами рыцарь? (Бедный, Альбер разозлен, он жалуется на отца. Доспехи становятся украшением и перестают играть защитную роль)
Почему с побежденного стыдно снять доспехи и забрать коня? (Это будет воспринято не как победа, а как грабеж)
Пушкин показывает подлинную жизнь, снимает завуалированность.
Что беспокоит Альбера? (бедность, займы, отсутствие доспехов, платья, коня)
Чего он хочет? (Жить по-рыцарски, пиры, турниры, наследство)
Вызывает ли Альбер у вас сочувствие?
Посмотрите, уже в этом отрывке намечается конфликт.
Какой конфликт? Между кем? (Между Бароном и Альбером)
-
Альбер и Жид
Как нужно читать их слова? Какие герои? (Альбер - зол, Жид - коварный, жадный, хитрый, вкрадчивый)
Жид - жадный, может быть причиной человеческих трагедий
Кто такой жид? Кого называли так? (еврей, ростовщик)
Чего ждет Альбер? (Смерти отца, наследство)
Что говорят о деньгах? (Для Жида деньги тоже важны)
Что предлагает Жид? (отравить отца)
Какова реакция Альбера? (Против, прогоняет Жида)
Какой Альбер? (благородный, честный)
Почему он идет на убийство? Какое чувство в нем просыпается? (честь)
Как называет Жида Альбер? (Иудой)
Кто такой Иуда? (Из Библии - предатель, еврей)
Кто такой пращур? (предок)
То есть, какой Жид? Чего у него нет? (нет чести, бесчестный)
Да, Жид бесчестный, и Альбер понимает это. Сам он с рыцарской честью, благородный.
Ребята, здесь завязывается еще один конфликт. Между кем? (Жидом и Альбером, между честью и бесчестью)
Что решает Альбер? (идти к герцогу за правдой. Он осознает, что у него есть свои права, на подлый поступок он не соглашается, за правду.)
Ребята, сейчас нет рыцарей, а вам не кажется, что трагедия актуальна?
В жизни из-за наследства убивают, предают.
III. Домашнее задание. Прочитать IIсцену, монолог Барона, выделить основные мысли. Письменно сформулировать наметившийся конфликт.