Размышления учителя - словесника

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новосёлова С.О., учитель - словесник СШ № 17 п. Боралдай Илийского района

Развитие учителя - словесника.

Мы живём в мире, где учитель не может позволить себе отставать от своих учеников.

На то он и учитель!

Преподаватель литературы - это не только профессия, но и призвание. Каждый учитель рано или поздно задаёт себе вопросы… Что для меня важно в моей профессии? Куда и зачем иду по дороге учительства? Верный ли путь выбрала? Чему могу научить детей, и пригодится ли им это в жизни?

На мой взгляд, каждый человек - личность, которая индивидуальна по своей душевной сущности и поэтому неповторима. И какими ценностями человек обогатит свою душу, таким он и будет. Прав был А. Барбюс: «Учебное заведение - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». И мы, педагоги, не имеем право на ошибку. Есть вопросы, ответы на которые дает только Жизнь. И, пожалуй, наибольшая трудность учительской профессии в том, что не сразу видны результаты труда. Объективную оценку дает только Время. Но не в этом ли и необычайная привлекательность нашей работы!

В последнее время очень много дискуссий о преподавании литературы в школе. Ни об одном школьном предмете столько не спорят. Это вполне объяснимо. Значение литературы трудно переоценить. Все понимают роль литературы в познании внутреннего мира человека, в формировании нравственных и эстетических ценностей, в обогащении эмоциональной и интеллектуальной сфер человека. Все дискуссии неизбежно фокусируют внимание на личности словесника. Ученики всегда смотрят на него, ждут и требуют от него больше, пожалуй, чем от других предметников. Литература как учебный предмет играет основную роль во всей системе школьного эстетического воспитания: она художественная основа всего обучения и воспитания. Литература (по крайней мере, в старших классах) - единственный предмет, непременной задачей которого является развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся. Словесник должен дать почувствовать школьникам человеческое в каждом литературном произведении, чтобы они, открывая предусмотренные программами книги, знали: произведения эти нужны им не для ответа на вопросы, а для большего - для овладения самым важным "предметом" - Человечностью. Пробудить у учащихся живой интерес к жизни и искусства, вызвать у них стремление к самостоятельному познанию, научить сознательно читать - главная обязанность учителя-словесника. Он воздействует на учеников своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Интеллект учителя-словесника и его культура, справедливость и человечность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон. Вот почему учитель, какой бы предмет он ни вел, должен быть примером для подражания.

Важным условием, при котором влияние личности словесника на формирование и развитие интереса школьников к предмету будет наиболее плодотворным, является читательская, речевая и литературно-творческая одаренность учителя. Именно личность учителя, ее цельность и артистизм оживляют изучение любого литературного текста. Чтобы вызвать наслаждение произведением, радость и удовольствие от его восприятия и через это сформировать у современных школьников интерес к литературе, словесник должен владеть универсальным умением: знанием самой художественной литературы и ее истории, литературоведческой эрудицией, знанием эстетики и смежных искусств. Подлинная образованность учителя импонирует учащимся, делает его интересным для них. Но даже отличный словесник-предметник не всегда может вызвать у школьников увлечение процессом постижения литературы. Творческим специалистом становится он тогда, когда овладевает методикой преподавания предмета на уровне артистизма. Причем если сами учителя ведущим в личности словесника считают профессионализм, то школьники на первое место ставят гуманность и артистизм. Гуманность и эрудиция в личности словесника особенно важны! Учитель литературы должен уважительно и с большей надеждой относиться к ученику. Гуманность его проявляется в понимании сложности человеческого характера, человеческой природы; в особой душевной чуткости, которая делает возможным проникновение в психологию литературных героев и реальных учеников. Гуманность словесника в признании права школьников на свою, отличную от других, точку зрения на произведение. Гуманность и в том, чтобы формировать учеников-соратников для совместных поисков истины. Артистизм же словесника, без которого немыслимо формирование у школьников интереса к изучению литературы, включает в себя следующие элементы: внешность учителя, его костюм; речевую выразительность, достигаемую тоном, дикцией, регуляцией силы звука, темпом и тембром; мимику, жесты, движения. Сильное влияние оказывает на учеников умение учителя быть самим собой - своеобразный колорит личности, именуемый обаянием. Учителю литературы нужно иметь верную интуицию, чувство художественной правды, чувство меры и вкус, фантазию и острую наблюдательность, способность к импровизации. Словесник добивается успеха в воспитании интереса к литературе, когда он умеет увлечь, заразить учащихся произведением, умеет выбрать правильный тон для данного возраста, обладает даром чтеца. Артистизм педагогического творчества словесника проявляется в своеобразном сочетании путей, методов, средств и форм обучения литературе, уже открытых в методике, и в изобретении своих; в личностном, самобытном толковании произведения; в "личном возрождении мысли", высказанной кем-то, но ставшей своей, личной. Одна из важнейших функций словесника - исследование. В работе учителя - словесника исследовательская функция приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому читателю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще неизведанные стороны; изучает художественное восприятие, свойственное ученикам, чтобы совершенствовать его, изучает их речь, чтобы развивать ее. В сфере изучения художественной деятельности человеческая личность раскрывается особенно глубоко и полно: невозможно говорить о литературе, не раскрывая своего отношения к писателю, к произведению. Поэтому не секрет, что в памяти выпускников сохраняются не только наши интересные уроки, но и прежде всего сама личность педагога.

Я всегда любила читать. После окончания школы выбрала филологический факультет КазНПУ имени Абая. Я благодарна моим преподавателям за подаренную возможность прикоснуться к книгам, которые я бы никогда не прочла, не поступив на филфак. Чувство наслаждения от прочтения хорошей книги, сочувствие к переживаниям героев, желание высказать своё мнение, умение перенести «книжный» мир в реальность - вот те качества, которые я, вслед за своими преподавателями, стараюсь передать ученикам! Проработав более тринадцати лет в школе, я поняла, что в этом мире богатыми нас делает не только то, что мы получаем от детей, а главное то, что отдаем. Есть и другие секреты профессии педагога. Пойми значение своей работы. И если ты учитель-словесник, твердо верь, что без литературы нельзя стать человеком, передай эту убежденность своим ученикам. Хочется, чтобы урок литературы перестал быть уроком, а стал откровением. Любое произведение может стать ориентиром в жизни, как ключ к разгадке о его предназначении на земле.

Счастье - стать властителем тех, кого обучаешь и повести их за собой в мир литературы. Но это не приходит само собой вместе с дипломом о высшем образовании. Это счастье преподавателю-словеснику надо добывать всю жизнь, неустанно формируя и обогащая собственную личность. Необходимо помнить, что вторжение в мир эстетических переживаний современного подростка не может быть нейтральным: оно либо «открывает» литературу, либо «закрывает» ее. Я выбрала нужную дорогу, ведущую к Истине, Добру, Любви и Красоте. И здорово, что в наше время так много детей добрых, искренних, открытых. Главное для меня - указать путь к духовным вершинам, научить детей не потеряться, найти себя в жизни. Каждому, и ученику, и учителю, следует бояться бесцветности. Человек существует для того, чтобы себя открывать. Для меня каждый день - день открытий. Мои старшеклассники учатся у меня, а я учусь у них. Идеального словесника нет и, наверное, быть не может. Каждый учитель, овладевший мастерством, добивается успеха, исходя из своей творческой индивидуальности. Принципиально важно только то, чтобы способности и личные качества были направлены на учеников, чтобы словесник заботился о том, как увлечь ребят. Тогда срабатывает любое качество. Я точно знаю, что нужно быть искренней, открытой, с огромной энергетикой в жизни, творчески подходить к делу, поэтому стараюсь разнообразить свои уроки, ищу нестандартные решения, где раскрывается творческий потенциал детей. Главное - не забывать, что уроки литературы - это уроки жизни.


© 2010-2022