«Имена существительные собственные и нарицательные»

Помочь осознать практическую значимость учебного материала, учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формирование речевой компетенции учащихся, умение решать проблемные задачи, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Формирование умения планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, давать самооценку учебной деятельности. Объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока в 5 классе

«Имена существительные собственные и нарицательные».


Тип урока:

Получение новых знаний

Цель урока:

Формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.

Задачи:

Личностные:

Способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения.

Регулярность:

Формирование умения планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, давать самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные:

Помочь осознать практическую значимость учебного материала, учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формирование речевой компетенции учащихся, умение решать проблемные задачи, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Познавательные:

Объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на имена существительные.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации работы

Формируемые УУД

Организационные

Приветствует. Настраивает на работу

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Положительное отношение к учению

Актуализация знаний

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что такое морфология?

- Что такое имя существительное?

- Какие грамматические признаки существительного вы знаете?

Участвуют в диалоге, отвечая на поставленные вопросы

Фронтальная

Выполнять учебные действия громко-речевой и умственной форме

Проблемный вопрос

- Запишите словарный диктант. Объясните орфограмму

Распол..жение

Р…сток

Р…стов

Великая отечественная война

А. С. Пушкин

Б…р…дино

Юпитер

Млечный путь

- На какие группы можно разделить эти слова?

- С какой буквы надо писать имена собственные?

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

Выясняем, кто-то допустил ошибки.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Исходя из темы, сформулируйте цель урока





Записывают, объясняют



Отвечают





Формулируют цель урока



Фронтальная





Работа в парах



Индивидуальная

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

Самостоятельная работа по исследованию текста

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свое задание. Например,

1 группа:

- Прочтите текст.

Найдите имена существительные собственные. Подумайте, чем они отличаются от нарицательных? Что обозначают? Как пишутся?

Сделайте научный вывод, докажите свою точку зрения.

- Попробуйте отразить свои выводы в виде рисунков (алгоритмов)

- Сравните свои выводы с мнением ученых-лингвистов, которые являются авторами учебников.



Исследуют текст, находят существительные собственные, объясняют, как они пишутся.

- Объясняют, что нарицательные существительные - это название однородных предметов и т.д.

Выполняют задание. Демонстрируют рисунки (алгоритмы).

Читают материал учебника §91 , стр. 52

Групповая работа

Работа в группе







Индивидуально

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Способность осознавать, оценивать свои действия и выражать их в речи, в рисунках…

Способность сравнивать, делать научные выводы.

Практическая работа на правописание имен собственных

- Прочитайте выразительно текст стр. 52 - 53

-Какие имена существительные встретились?

- Как они пишутся?

Читают текс, отвечают на вопросы.

Выборочный диктант

- Прочитайте стихотворение «Бородино» наизусть (1 ученик).

- Запишите имена собственные.

- Как они пишутся?

- Какие из них необходим брать в «» ?

Выборочно записывают имена собственные.

Отвечают устно

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение

Словарный диктант

Птица орел

Журнал «Огонек»

Город Орел

Тихий океан

Журнал «Здоровье»

Кремль

Пермь

Пермский край

Работают письменно

Взаимопроверка

Творческая работа

Сочиним коллективный адрес местонахождения нашей школы

- Я предложу план, а вы раскроете все пункты плана именами собственными.

1. Государство (Россия)

2. Город и его географическое положение

3. Округ…

4. Улица…

5. Школа…

- А теперь превратите обычное название школы в собственное с символическим значением



Ученики записывают адрес



Читают

- Эта школа Любознательности, Трудолюбия, Доброты!

Выполнять учебные действия в материализованной, умственной форме.



Выполнять учебные действия в громко-речевой форме

Подведение итогов урока

- Чем мы занимались на уроке?

- Что нового узнали?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Способность участвовать в диалоге, в общей беседе

Рефлексия

- Раздает карточки

- Оцените свою работу

- Оцените работу класса

- Дайте критериальную оценку

- Собирает карточки, задает домашнее задание §91 упр. 495,496 (на выбор)



Сдают карточки



Индивидуально

Способность оценивать свою работу и работу класса

Способность дать критериальную оценку.

Способность оценивать работу.



© 2010-2022