Статья О проблемах повышения грамотности в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О проблемах повышения грамотности учащихся в старших классах.



Автор : Кранго Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» г. Менделеевск РТ.





Как известно русский язык в 10-11 классах - это своеобразный учебный курс, в обобщенном виде включающий в себя в себя все, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах. Это курс , нацеленный на закрепление, совершенствование орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся. Ни для кого не является секретом тот факт, что сейчас в обществе наблюдается заметный спад уровня письменной грамотности учащихся, не говоря уже о речевой. В связи с этим продолжается поиск эффективных путей обучения, направленных на преодоление формализма в преподавании русского языка.

В чем же причины низкой грамотности выпускников средних школ? Каковы особенности работы по русскому языку в старших классах? Какие принципы, формы и методы можно использовать,чтобы совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Оправданы ли следующие положения в качестве гипотезы:

-использование на уроках материала художественных произведений в качестве дидактического материала, отражающих интеграцию русского языка и литературы, а также способствующих развитию языковых и речевых умений и навыков.

-единство русского языка и литературы как представление единого органического целого.

Формирование навыков грамотности учащихся.

Как известно, основы орфографической и пунктуационной грамотности закладываются в начальной школе. Здесь учащиеся усваивают наиболее важные и доступные им правила орфографии и пунктуации , и уже на базе их приобретают навыки грамотного письма. Эти навыки охватывают самые употребительные и доступные детям по своему лексическому значению и грамматической форме слова. Иначе говоря, на начальном этапе обучения у детей создаются ( формируются) первоначальные орфографические и пунктуационные навыки. Большинство правил, изучаемых в начальной школе, носит лишь так называемый констатирующий характер: правила указывают ,когда и что следует писать. Навыки письма приобретаются ,но они являются лишь основой письма.

Развитие навыков. Развитие их продолжается в средней школе уже в процессе систематического изучения курса русского языка. Именно систематический курс предоставляет теоретическую базу, необходимую для полного овладения правописанием.

В средней школе круг правил правописания расширяется, знание их углубляется, увеличивается количество слов, на которые дети переносят эти правила. Отсюда вытекает, что развитие навыков грамотного письма _-это все глубокое и прочное овладение правописанием, поднятие грамотности на более высокую ступень.

Совершенствование навыков - это следующий этап в работе. Необходима эффективная система упражнений, пополнение состава изучаемых слов, увеличение количества выполняемых упражнений. Все это возможно в процессе изучения текстов литературных произведений и в процессе обобщения и систематизации полученных знаний. В ходе совершенствования орфографических навыков учащиеся приобретают опыт мгновенного , автоматизированного перенесения усвоенных правил на любые слова с данными орфограммами, на любые предложения с пунктограммами.

учреждения. И опять проблема: материал в старших классах по русскому языку надо закреплять или углублять?. А может заниматься только комплексным анализом текста?

Пути работы по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков учащихся

1.Исключть само понятие « выучить правило». Организовать письменную деятельность учащихся с применением правил, представленных им в виде текстов, в которых содержится материал на основные правила орфографии и пунктуации в максимальном количестве. В этом помогут учителю индивидуальные карточки и практические материалы. Таким образом, запоминание правил будет происходить не принудительно , а непроизвольно, т.е. в процессе неоднократного практического их применения.

2.Разработать систему упражнений по созданию собственных текстов учеников на различные темы , различных жанров, в которых учащиеся будут идти не от выученных правил, а к осознанному выбору правила для постановки того или иного знака. Одним словом, от практики - к конкретному правилу.

3.Самостоятельность! Вот что является безошибочным средством по ликвидации неграмотности.

Основные направления работы в старших классах.

Наиболее оптимальным подходом в методике преподавания русского языка в школе является такой, который будет сочетать в себе и художественный анализ произведения, и лингвистическую деятельность над ним, включающим работу по развитию и совершенствованию орфографических и пунктуационных умений и навыков.

-Обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений при работе с художественным текстом, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму.

-Обогащение лексики учащихся.

-Овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.

-Развитие и совершенствование грамотности путем закрепления и углубления знаний, навыков по основным разделам языка.



© 2010-2022