Разработка урока по творчеству В. В. Маяковского

урок актуализации знаний в 11 -м классе по творчеству В.В. Маяковского. Маяковский зачастую учениками считается " трудным " поэтом. Не все воспринимают его лирику .Для меня он - поэт , который за своими лозунгами " долой все ..." скрывает ранимость . человечность. После этого урока у многих моих учеников Маяковский стал любимым поэтом .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В. Маяковский «Я бесценных слов мот и транжир»

Эпиграф:

Грядущие люди

Кто вы?

Вот - я ,

Весь боли и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый …

\

Цели: 1. Помочь учащимся открыть мир Маяковского творческий и личностный; осмыслить материал; строить речевые высказывания ;углубить понятия из теории литературы; научить работать с поэтическим словом Маяковского

2содействовать воспитанию любви к поэзии Маяковского; воспитанию нравственности .

Методические приемы: рассказ с элементами беседы,

защита проектов и презентации,

комментированное

чтение , мелодекламация

Оборудование урока: проектор ; пьеса

«Ноктюрн»; слайды



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Я ХОЧУ , ЧТОБЫ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ОБОГАТИЛ ВАС НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ,ЧТОБЫ ВЫ СМОГЛИ ОСМЫСЛИТЬ И ПОЛЮБИТЬ ПОЭЗИЮ МАЯКОВСКОГО .

2 .ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ,НАСТРОЙ НА ТЕМУ , ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

1913 год Петроград. Артистическое кабаре « Бродячая собака». Друг за другом выступают актеры, поэты, ведутся литературные споры. Здесь всевозможные дельцы, аристократы, собралась пышная изысканная элита северной столицы.

И вот, жуя папиросу, выходит стройный широкоплечий молодой человек в желтой водолазке. Водолазка ему явно мала, торчат длинные руки. Он смотрит в зал. Никто на него не обращает внимания. И он начинает

Вам…(чтение стихотворения)

Зал настораживается. Молодой человек, чеканя и обдумывая каждое слово, бросает

Знаете ли вы… (до конца)

Посетители остолбенели. Некоторые вскочили, размахивая кто чем, и двинулись к сцене. Дамы истерически кричали. А молодой человек стоял бледный, но спокойный. Он молчал. Это был В. Маяковский.

Тема нашего урока: В . Маяковский « Я - бесценных слов мот и

транжир » СЛАЙД.

Мы попытаемся раскрыть своеобразие поэзии Маяковского, определить , в чем смысл принадлежности его к определенному литературному течению. Познакомимся с жизнью через его творчество и c творчеством через его жизнь.



Словарь: антиэстетизм

футуризм

тоническое (стихосложение)

ноктюрн

(составить словарные статьи) СЛАЙД

- Почему эти слова связаны с сегодняшним уроком?

Защита проекта первой группы учащихся (исследователей биографии ) . »Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека») \слайды)

«.Выполняя этот проект, мы задались вопросом - а каков он -Маяковский? Убедились , что он разный .Певец революции , который даже в самых лирических стихах рядом с душевными переживаниями использует красный цвет - цвет революции

«в поцелуе рук ли , губ ли, в дрожи тела близких мне Красный цвет моих республик тоже должен пламенеть…» И совсем другой человек , смотрящий на мир и видящий его не так ,как мы .Прежде всего он привлек нас еще в 7-м классе удивительной трогательностью стиха ,прочитав «хорошее отношение к … (чтение наизусть) «подошел и вижу за каплищей каплища по морде катится…». Он интересен как человек , как личность. Родина его -село Багдади ,удивительно живописные места .Учился в Кутаисской гимназии. Как мы выяснили , его знакомство с революцией -1905 год , когда приехавшая из Москвы сестра познакомила со стихами «опомнись ,товарищ ,опомнись -кА ,брат ,скорей брось винтовку на землю…»После смерти отца с тремя рублями в кармане семья уезжает в Москву . где снимают квартиру на Бронной и живут на пенсию в 10 рублей .1908 год -вступление в партию большевиков .11 месяцев в Бутырке -знакомство с произведениями символистов .В УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ ОН ЗНАКОМИТСЯ С БУРЛЮКОМ/который ЗНАКОМИЛ ЕГО С ДРУЗЬЯМИ ТАК: МОЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ ДРУГ .ЗНАМЕНИТЫЙ ПОЭТ Маяковский.» Революцию встречает восторженно» Я с теми ,кто вышел строить и месть…»20-е годы - работа в «ОКНА РОСТА». В 1923 году организовал «ЛЕФ»где сплотились Брик ,Асеев, Кушнер , Арватов…Поэма «ПРО ЭТО»-по его записям «по личным мотивам об общем быте».Согласимся ,что кругосветное путешествие 1925 года стало результатом произведений «Мое открытие Америки» ,»Испания», Гавана» ,»Мексика»…Хотим возразить тем , кто видит в Маяковском только футуриста .Советуем познакомиться с его удивительными поэмами «Облако в штанах» «,Во весь голос»,сатирическими произведениями» , «Бюрократиада», «Стихотворение о Мясницкой…».

В заключение хочется сказать , что с помощью самоиронии и противостояния всему Маяковский старается скрыть крик боли и страдания…»

3.Аналитическая беседа

Учитель: В своей автобиографии он пишет: « Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном, если осталось, словом…» (слайд) Как вы докажите?

- Ребята, а что значит для поэта слово?

( ответы учащихся)

(- Так же, как для строителя камень, песок, для музыканта- ноты…)

-

Как сказал Пушкин « Глаголом жечь сердца людей» И ему нужно сражаться. Смотрим на эпиграф (слайд)



Эпиграф: - Грядущие люди!

Кто вы?

- Вспомните, у каких еще поэтов используются образы сада?

(Блок, Есенин…)

- А у Маяковского «фруктовый сад» - идея жертвенности? ЧТО СТАНОВИТСЯ ДЛЯ НЕГО ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА? ( Целью искусства для него становится - слом старого мира со всем - материальными и духовными богатствами )

.РАБОТА ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ . Проект литературоведов

«ФУТУРИЗМ И МАЯКОВСКИЙ»

«Мы задались вопросом , чем привлек Маяковского футуризм.

Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства. Они сформировали концепцию нового языка, выступали против вкусов буржуазного общества . Маяковский считал , что в буржуазном обществе идеальному нет места . Доказательтство -стихотворение «НАТЕ». ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ПРЕДСТАВЛЕН ПРЕДМЕТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ.» щи «,»белила»,»вещи», «калоши».образ мещанской толпы вызывает отвращение»толпа озвереет..» будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он стремился создать необычные образы и усложнить их . Выполняя проект ,убедились ,что Маяковский увидел в футуризме родственное своим революционным настроениям. Футуристы хотели освободить искусство от идейности ,отрицали существовавшее до них искусство. В 1912 году Маяковский примкнул к группе футуристов (БУРЛЮК, ХЛЕБНИКОВ, КАМЕНСКИЙ, КРУЧЕНЫХ). Появилась скандальная декларация «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ».»слайд) . футуристы вынесли искусство на улицы , в народ и претендовали на то ,чтобы быть выразителями улиц .Их слово было нацелено на чтение вслух .Выполняя этот проект, мы убедились ,что Маяковский тоже считал, что искусство должно будоражить и будить. Об этом ранняя лирика.

Стихотворение «ИЗ УЛИЦЫ В УЛИЦУ «(ЧТЕНИЕ) -ЯРКИЙ ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ ФУТУРИЗМА .Экспрессивность , скрежущая звукопись ,удивляющие образы»лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок ….» В заключение хочется сказать ¸что футуризм М АЯКОВСКОГО -ФАКТ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА .»

Слайд - «Манифест футуристов»

Учитель:

-

Маяковский считал футуризм поэзией будущего, этим они и влекли его. Сложный и трагичный характер этого времени - это и есть поэзия поэта.

5 .ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ . ( работа с текстом)

- Его стихи не похожи на другие. Давайте послушаем.

Выразительное чтение учащимися стихотворения «А вы смогли бы?»

- К кому обращается поэт?

- …

- Поэту не интересно будничное и что он сделал?

- Простой человек заметил бы то, что замечает Маяковский?

- Откуда видно, что поэт в поиске?

- А можно ли сделать флейту из водосточных труб, чтобы сыграть ноктюрн?

- Значит, чего добивается поэт?

4)

А теперь под мелодию ноктюрна послушайте стихотворение Есенина ( мелодекламация - ученица читает «Заметался…)

- Ребята, а какая разница между стихами Маяковского и Есенина?

Ученики: ( Маяковский резано, грубо, логическое ударение - на каждое слово)

Учитель: Маяковский - поэт- оратор. Стихи его нацелены на слуховое восприятие. Его лучше понять слушая.

.

Подготовка к написанию интерпретации к тексту стихотворения « Нате! » ( - текст на экране)

А) самостоятельное чтение

Б) чтение наизусть учителем

В) анализ стихотворения.

- Скажите, какое чувство остается после прослушивания?

- Как лирический герой воспринимает мир?

- Как он называет это общество?

- Обычно люди двигаются, а тут «вытечет». Почему?

- Автор выступает как хранитель чего?

- А шкатулка - это что? Драгоценности для поэта…

- Автор тратит стихи щедро, а окружают его какие люди?

- Прочитайте, как он описывает женщину.

- А он кто? ( бабочка - поэт)

Ведь бабочка - нежное существо, любое касательство крыльев мешает ее полету)

- В чем обвиняют поэта?

(прочитать)

- Что противопоставляется в этом стихотворении?

- Какова лексика стиха, язык?

- Найти в тексте пример антитезы

- В чем талант поэта?

Какой вывод можно сделать? (вывод записать) «Используя рядовые слова, он высекает

настоящую поэзию. « Мот и транжир» -

иносказание ( раздаривает свое сердце и

поэзию людям)»

В этом мире, пока есть горе и боль, поэт не должен проходить равнодушно. Но его не понимают. А он добивается, чтобы на него обратили внимание поэтическим словом

5,Защита проекта исследовательской группы учащихся

« Мама, Ваш сын прекрасно болен

У него пожар сердца…»

Кто же заставляет «гореть» поэта.?

«Маяковский , конфликтуя с миром ,обрек себя на одиночество. В поэме «Облако в штанах» автор показывает любовь , ограбленную современной жизнью. Здесь громко звучит голос самого автора « я -где боль …я , златоустейший…..я над всем . что сделано…».предельная нежность и предельная расхристаннность соединяются в герое. Только Маяковский может выразить «пожар сердца», который тушат пожарные и «больные нервы» ,что «мечутся отчаянной чечеткой»,заставляя рухнуть штукатурку в нижнем этаже.»

« Музы Маяковского» (показ слайдов - на проекторе М. Денисова, Л. Брик , Т . Яковлева, В. Полонская.

Выразительное чтение стихотворения « Лиличка»

(подготовленный ученик)

Учитель : - Вспомните, моменты ,( а их много) когда «сердце не болело, его поэзия кричала «Долой» и он категоричен.

РЕФЛЕКСИЯ:

-О чем свидетельствует поэзия Маяковского?

(-Поэзия Маяковского говорит о его бунтарском

характере, о его нигилизме, бескомпромиссности.

Не зря же у кого - то из вас он ассоциировался с

Базаровым. -- -)

-Какое определение вы бы дали ему как поэту? Маяковский - поэт - оратор, трибун.

В конце урока послушайте стихотворение

« Послушайте!» в исполнении самого автора.

Д.З.Написать сочинение-миниатюру» Где бы я поставил памятник Маяковскому в Дагестане и почему? «

© 2010-2022