Открытый урок: Тайны алых парусов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе

учителя русского языка и литературы

Кумсайской средней школы

Байганиной К.К.

Тайна алых парусов.

(по книге Грина «Алые паруса)

Цели: Ввести в романтический мир феерии Грина, раскрыть содержание и художественное своеобразие произведения, развивать аналитические способности учащихся, заинтересовать учащихся творчеством А.Грина, содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: портрет А.Грина, иллюстрации учащихся, художественный фильм «Алые паруса»

I. Объявление темы

На сегодняшнем уроке мы попытаемся раскрыть тайну книги А.Грина «Алые паруса», увидеть своеобразие стиля, языка писателя. Книга прочитана всеми, до урока некоторым учащимся были даны индивидуальные задания творческого и исследовательского характера.

II.Анализ эпиграфа

Нет сказок причудливее,

Чем сама жизнь.

Андерсен

III. Знакомство с биографией писателя

-Можете ли вы по повести представить автора ?

-Какой у него характер?

-Как он смотрит на жизнь?

-Зачем мы знакомимся с биографией писателя?

I. Слово учителя

Говорить о жизни Грина трудно. Она не была счастливой. Непонимание преследовало его с детства. Так бывает с незаурядными натурами: не все их поступки, или, как говорят, «фантазии», легко объяснить. Случается, одаренный ребенок кажется неудобным, странным, даже нелепым.

В семье вышучивали мальчика за страстную любовь к книгам, за написание стихов, за тягу к каким-то приключениям в лесу и на реке, за неутихающие бунты по поводу любого запрета.

Родился Александр Степанович Гриневский в 1880г. В уездном городке Вятской губернии-Слободском. Отец, поляк, шестнадцатилетним юношей был сослан в Сибирь за причастность к польскому восстанию против царизма в 1863 г. Мать, русская, умерла, когда Грину было 13 лет. Грин учился сначала в Вятеном земском училище, затем в городском. Рано пристрастился к чтению. Особенно притягательным был для него мир зарубежной приключенческой литературы. Впоследствии Грин признавал влияния таких писателей, как Купер, По, Дюма, Верн, Рид, Стивенсон, Уайльд. Застенчивость, крайняя чувствительность, гордость, непокорность-эти качества характера как бы усиливались условиями провинциального быта.

«Бегством» мечтателя от обыденности захолустного города явился отъезд шестнадцатилетнего Грина из Вятки в Одессу. Бредивший морем, парусами, он мечтал быть маряком. Однако он был вынужден скитаться по ночлежкам, бродяжничать в поисках работы. Дважды ему «повезло»: его взяли матросом на два рейса (Одесса-Батуми-Одесса), и еще раз он ходил матросом в Египет. По возвращении в Одессу, Грин понял, что карьера моряка ему не удалась. Он перепробовал различные профессии: грузчика, рабочего, при пекарне, землекопа, рыбака, гасильщика нефтяных пожаров, чернорабочего в депо, лесоруба, плотогона, золотоискателя.

Голод, нищета, болезни преследовали Грина, и все же своеобразная романтика скитаний привлекала его. Как сын дворянина, он не подлежал призыву, но, чтобы хоть как то прокормиться, пошел в солдаты. Там он примкнул к эсерам, с их помощью бежал из армии, был привлечен как связной к подпольной деятельности. Его арестовали (он отсидел на строгом режиме около 2 лет), опять тюрьма, побег. В это время начинает писать рассказы.

2. Индивидуальные задания по биографии (2 ученика)

IV Словарная работа

-Когда вы читали повесть, то обратили внимание на особенности языка: обилие морских терминов, специальной лексики. Представляем слово «лингвистам».

1. Сообщение учащихся о морских терминах, онезнакомых словах.

2. Феерия. Что вы знаете о жанре феерия?

-Подумайте, почему Грин так назвал свое произведение? Название «феерия» происходит от «фея», это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота. При постановке на сцене используются особые впечатляющие эффекты. Наверное, Грин назвал «Алые паруса» феерией потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу ее создателя.

Анализ текста

I глава «Предсказание»

-Отчего умерла жена Лонгрена Мэри?

(от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса).

Виноват ли Лонгренв смерти Меннерса? (Он не помог, мстил).

-Почему рыбаки считают, что Лонгрен сделал то, что «не прощают»?

Зачитать текст. Какие слова выделить нужно в тексте?

-Как осложнилисьотношения Лонгрена после этого случая с окружающими? (Отчуждение, став полным переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль).

-Как относятся к Ассоль ее сверсники? (Девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят, как о преступнике и убийце, а дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним. Но Лонгрен старается отдать ей все свои знания, учит ее, развлекает, развивает. Он ее любит).

-Какова предыстория сказки об алых парусах? (Игрушечная яхта с алыми лоскутками-парусами забавляет девочку, уплывает от нее, и она оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И Эгль рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней).

Прочитайте разговор Эгля и Ассоль.

-Девочка уходит, унося с собой тайну. Но случайный ее разговор с Лонгреном услышит местный житель, и по Каперне поползут слухи, сплетни. Как отнесутся жители города к сказке об алых парусах?

(Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся новые прозвища Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе»; карабельная Ассоль-прозвище, которое услышит Грей).

История Грея.

-Два эпизода детства Грея связаны с картинами. Вспомните их. Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решил стать капитаном? (Первая история отображает главное в характере героя-активное добро, нежелание терпеть, не вмешивая в чужую боль, страдание......

Эпизод с Бетен.

Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, сочувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу. Грей решил стать капитаном).

-Как Грей воспринимает историю, рассказаннную в таверне об Ассоль?

Почему Грей поверил в мечту, а не злобной сплетне. (Он необычный человек, который живет для того, чтобы осуществить мечту. Он с детства воспринимает чужую боль как свою, он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность).

-Случайно ли название шхуны-«Секрет»?

-Когда корабль с алыми парусами приближался к Каперне, Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину-раскрывает главный секрет какой? (Зачитать)

-Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне.

-Прочитайте эпизод, описывающий встречу героев.

-О чем спросила Ассоль Грея? («А ты возьмешь к нам моего Лонгрена?») Как эти слова характеризуют героиню?

VI. Мастерство писателя

  1. Найти пейзажи

  2. Портрет героини (девочки, девушки)

  3. Сцена в лавке (Грей покупает ткань)

Чтение отрывка наизусть. (Какие краски использует писатель?)

  1. Анализ иллюстрации, подготовленных группой «художников»

VII. Групповая работа (защита идей)

1гр.-подготовить обложку кники

2гр.-аннотацию

3гр.-тестовые вопросы

4гр.-«критики» (А)-анализ всех выступлений.

VIII. Просмотр фрагментов фильма.

-Может ли фильм заменить чтение?

IX. Рефлексия

Чьи идеи, выступления вам показались интересными?

X . Домашнее задания: творческая работа на выбор.

  1. Придумайте продолжении феерии. Какая судьба ожидает Грея и Ассоль, начинающих свою жизнь так поэтично и красиво.

  2. Придумайте и опишите какое-нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грей и его команда.

© 2010-2022