Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки

Ход урока:. Организационный момент.          Психологический настрой учащихся на урок.Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение каким вы хотите, чтобы получился урок А вы поможете мне провести такой урок Что самое главное мы должны сделать на уроке  Итак, не будем бить баклуши! Вы засучите рукава.Задания приготовитесь слушать,Чтоб не кружилась голова.Сообщение темы и цели урока.Сегодня нам предстоит изучить самую интересную тему  «Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки».(называю цель и задачи ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муканова А.Ж. - учитель русского языка и литературы СШ №4 г.Хромтау


Тема урока: Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки.

Цель урока: Формировать у учащихся понятие о фразеологизмах как устойчивых сочетаниях слов, о том, что пословицы и поговорки тоже относятся к фразеологизмам.

Задачи урока: 1. Знать и углубить представление о роли фразеологизмов в речи; совершенствование умений и навыков нормированного употребления фразеологизмов, пословиц, поговорок в устной и письменной речи.

2. Развивать языковое чутье, умение говорить грамотно, ярко; развивать речь, память, мышление, умение анализировать.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, прививать культуру речи. Обогатить словарный запас учащихся.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Методы и приемы обучения: словесный, частично - поисковый, практический, творческая работа учащихся.

Технология обучения: здоровьесберегающая, игровая.

Формы работы: коллективные, индивидуальные, групповые.

Оборудование урока: учебник, «Школьный фразеологический словарь», раздаточный материал, рисунки, фломастеры, белые листы, интерактивная доска, презентация «Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки»

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Этап проверки знаний.

  4. Этап формирования новых знаний, умений и навыков.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Физминутка.

  7. Обобщение по новой теме.

  8. Рефлексия. Оценивание.

  9. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на урок.

  • Здравствуйте, ребята!

  • Какое у вас настроение?

  • А каким вы хотите, чтобы получился урок?

  • А вы поможете мне провести такой урок?

  • Что самое главное мы должны сделать на уроке?

  • Итак, не будем бить баклуши!

Вы засучите рукава.

Задания приготовитесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нам предстоит изучить самую интересную тему «Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки».

(называю цель и задачи урока)

- Какие же вы цели поставите перед собой?

III. Этап проверки знаний.

Блиц - турнир «Что я знаю?»

1. Что такое лексика?
2. Что такое лексическое значение слова?
3. Какие слова называются синонимами?
4. Какие слова называются антонимами?
5. Какие слова называются омонимами?
6. Что мы называем многозначностью слова?
7. Какие слова называются неологизмами?
8. Какие слова называются заимствованными словами?
9. Какие слова называются интернациональными?

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков.

А) Прочитайте. Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое - нибудь слово, не изменяя значения этих словосочетаний?

Бежать сломя голову

Бежали голову сломя

Из леса Стёпа с Федей:

Увидели средь бела дня

В малиннике медведя.

Клевать носом

Хоть твердят все сердито:

«Скоро ночь настаёт!»,

Телевизор Никита

Выключать не даёт.

Он на всех очень зол,

Спать никак не идёт,

Хоть не смотрит футбол,

Только носом клюёт.

Б) Объяснение учителя.

Итак, выделенные сочетания слов являются фразеологизмами.

Фразеологизмы - яркие и выразительные средства языка.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Поэтому фразеологизм часто можно заменить, одним словом.

Фразеология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.

Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологическом словаре русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях под знаком ромбика.

Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям.

Пословица (мақал) - меткие народные изречения, имеющие поучительный смысл. Главное свойство пословиц - меткое, краткое и правдивое отражение народной мудрости. Пословицы имеют форму предложения и содержат как бы «уроки жизни».

Сравните: За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Поговорки (мәтел) - это «свёрнутые пословицы», фразеологические выражения, которые вводят в речь для образного оформления мысли: всему своё время, сердце не камень.

К фразеологическим выражениям относятся афоризмы (греч. «законченная мысль, выраженная сжато и ёмко») - крылатые слова и выражения, выразительные и легко запоминающиеся цитаты из литературных произведений.

V. Закрепление нового материала.
А) Как рождаются фразеологизмы.

Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой- то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.

В, держать, себя, руках; воды, капли, как, две; в, соснах, трёх, заблудиться; ухо, медведь, но , наступил.

Б) Выполнение практических заданий

1.Упражнение 331 стр.146 письменно

Спишите предложения. Укажите фразеологизмы. Как вы их понимаете? Какую синтаксическую роль они выполняют?

2. Упражнение 345 стр.152 письменно (у доски 4 учащихся выполняют 1-4 предложение, а класс с 5-го по 8 предложении)

3. Найдите подходящие по смыслу фразеологизмы на русском языке (задание для сильных учащихся).

Басы салбырау ,басын қатыру, өз басымен ойлау,басы айналып кетті, басынан аяғына дейін, мұрнын көкке көтеру, бос уақытта, таза ауада.

4. Индивидуальная работа (карточки для слабоуспевающих).

VI. Физминутка
Загадайте фразеологизм.

Ребята разыгрывают фразеологизм, котрый им попался, а другие группы должны разгадать.

1 группа: Вавилонское столпотворение.

2 группа: во все глаза.

3 группа: бок о бок

4 группа: взять себя в руки

VII. Обобщение нового материала

1. Соревнование «Кто больше?» ( работа со «Школьным фразеологическим словарем»)

  • Кто больше подберет фразеологизмов со словами голова, нога, глаза за 3 минуты.

2. «Минутка творчества» (для детей, которые любят рисовать).

1-я группа: щёки горят.

2-я группа: острый язык.

3-я группа: глаза горят.

- Что такое фразеологизмы?

- Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?

- Приведите примеры фразеологизмов.

VIII.Итог урока. Рефлексия «Оцени свою работу»

- Как вы работали на уроке?

При своих ответах используйте следующие фразеологизмы: не покладая рук; ни шатко ни валко; рука об руку; засучив рукава; через пень колоду; в поте лица; тяп да ляп.

Учитель:

- Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали в поте лица! Молодцы! (оценивание)

IX. Домашнее задание

1. Упражнение 338 стр. 149. Выучить теорию.

2.Устный мини - рассказ с введением в него фразеологизмов (для сильных учащихся).

3. Выполните задание « Проверьте себя!»

Хромтауская средняя школа №4




Тема открытого урока:

«Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки»




Подберите фразеологизмы к словам:

Врачи -

Хлопок -

Нефть -

Телевизор -

Снег -

Материалы для справок: белое золото, голубой экран, люди в белых халатах, белые мухи, чёрное золото.


Спишите. Найдите в предложениях фразеологизмы.

  1. Бежать босиком он уже считал ниже своего достоинства. 2. Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. 3. Я опять оставил один на один с Семёновым.

Спишите. Подчеркните антонимы. Объясните смысл пословиц.

Правой рукой строит, а левой разрушает. Велик день для лодыря, а для ударника мал. Ученье - свет, а неученье - тьма. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.


Подберите фразеологизмы к словам:

Врачи -

Хлопок -

Нефть -

Телевизор -

Снег -

Материалы для справок: белое золото, голубой экран, люди в белых халатах, белые мухи, чёрное золото.


Спишите. Найдите в предложениях фразеологизмы.

  1. Бежать босиком он уже считал ниже своего достоинства. 2. Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. 3. Я опять оставил один на один с Семёновым.


Спишите. Подчеркните антонимы. Объясните смысл пословиц.

Правой рукой строит, а левой разрушает. Велик день для лодыря, а для ударника мал. Ученье - свет, а неученье - тьма. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.


© 2010-2022