- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Реферат по литературе на тему: Творчество А. В. Кораблинова ( 8 класс)
Реферат по литературе на тему: Творчество А. В. Кораблинова ( 8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурлуцкая О.А. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Ольховатская СОШ
РЕФЕРАТ
Литературная прогулка.
Творчество В.А. Кораблинова.
( Судьба писателя в повести «Азорские острова )
Выполнила: ученица 8 класса
Шафаева Марианна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Бурлуцкая Ольга Алексеевна
Ольховатка 2016
Оглавление
1.Введение …………………………………………………………….…. 3
2.Родина В.А. Кораблинова…...................................................................4
3.«Азорские острова» - книга воспоминаний о жизни и юности..……..6
4. Заключение…………………………………………………………….11
5. Список использованной литературы…………………………….….12
Введение
Владимир Александрович Кораблинов - известный писатель, автор серии исторических повестей и рассказов. Его произведения представляют собой «как бы киноленту, которая с документально-хроникальной точностью воссоздает картины из истории Древней Руси» [3,с.74]. Из книг В.А. Кораблинова можно узнать много интересного и поучительного не только об истории России, но и о родном селе и его жителях.
Мы познакомились с творчеством писателя-земляка на уроках внеклассного чтения. В его книгах мы нашли много интересных фактов, которых не было в школьных учебниках.
Находясь под впечатлением от прочитанного, мы решили больше узнать о жизни и творчестве В.А. Кораблинова.
Мы поставили себе цель изучить работы критиков и ученых, опубликованные на страницах журналов и газет, составить рассказ о жизни и творчестве нашего земляка.
Основными источниками информации стали сами произведения В.А. Кораблинова, в частности, повесть «Азорские острова», в которой он подробно рассказывает о своем детстве и юности. Особенно нас заинтересовал вопрос о названии автобиографической повести. Литературное произведение предстает перед читателем как единый текст, т.е. материально закрепленная последовательность знаков. Заглавие - это первый знак текста, дающий читателю целый комплекс представлений о книге. Этим объясняется интерес к происхождению знаменитых одноимённых островов Атлантического океана. У нас существует некая гипотеза, и над этим нам ещё предстоит работать в долгосрочном групповом проекте.
Наша работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Родина В.А. Кораблинова
При жизни его иногда называли «воронежским Нестором», признавая его особую заслугу в создании художественной летописи Воронежа. Родился Владимир Кораблинов в селе Углянец, на самой границе знаменитого Усманского бора. Здесь и прошли его ранние детские годы. Впоследствии будущий писатель не раз повторял, что «русскому языку с детства его учили простые углянские мужики и бабы, а любви к родной природе - окрест лежащие сады и леса».
Владимир Александрович Кораблинов родился 31 июля 1906 года в селе Углянце под Воронежем в семье священника. Красоту своей малой родины он описал в автобиографической повести «Азорские острова»: «Углянец… С запада на Углянец набегали поля, шесть или семь ветряных мельниц махали дырявыми крыльями <…> На севере чернел казенный лес, знаменитый Усманский бор <…> А к востоку и югу разбегались луга и на них - озерки, мочажины и удивительно красивая и причудливая река, наша милая Усманка <…> В безлесной Воронежской губернии Углянец пребывал селом подлинно лесным, и жители его испокон веку помимо землепашества еще и лесом кормились» [4, с. 451-453]. Писатель очень любил свое село и его жителей. «Думаю, родись я в городе, где грязные вонючие дворы с дощатыми нужниками, где вечное тарахтение ломовых дорог и пролеток, орущие граммофоны, многолюдство и говор какой - то чужой, как бы не русский, - и не было бы увлечения стариной, и многое из того, что таилось в скромной природе серединной России, осталось бы незамеченным. А в деревне … <…> Как же я мог пройти мимо всей этой красоты, не заметив ее, не очаровавшись ею! », - так рассуждал позднее В.А. Кораблинов.
[4, с. 476].
Родительский дом (остатки которого, к слову сказать, можно было еще увидеть в Углянце несколько лет назад) много дал будущему автору исторической прозы. Известно, что в числе книг, имевшихся в домашней библиотеке отца, особо почитаемой была «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Правда, маленькому мальчику в ту пору куда интереснее было слушать старинные песни в исполнении односельчан да рассматривать в семейном альбоме фотографии, сделанные еще в 80-х годах ХIХ века в известном фотографическом заведении Селиверстова. (Альбом, к сожалению, сгорел вместе с семейными документами в военном 42-ом)
В Углянце жили люди, научившие писателя «русскому языку». Это местные мужики и бабы, среди которых В.А. Кораблинов особо выделял Марью Семеновну, которая рассказывала ему сказки, истории о великанах, леших, Кощее, семиглавом Горыныче, домовом: «И еще есть домовой. Его хоть и называют уважительно - хозяин, но отношение к нему не очень серьезное, больше как - то в шутку. Он малый свойский, малый - простота. Его медом не корми, дай только пошутить. Шутки ничтожны, глуповаты: то под полом гукнет, то корчажку с молоком опрокинет в погребе, то мышонка в мучной ларь запустит» [4, с.449]. Владимир Александрович отмечал позднее, что именно эти рассказы «указали <ему> чистый, как слезка, родничок поэзии» [Цит. по: 27, с. 9].
В писателе с детства воспитывали любовь к искусству. В доме родителей была достаточно большая библиотека, и Кораблинов часто проводил в ней свободное время. Грамоте Владимир Александрович научился в 5 лет, но «умение читать пришло лишь в 8 лет» [4, с. 473]. Это не значит, что до этого он совсем ничего не читал, просто от прочитанного запоминалось только действие, а его герои «мыслились просто говорящими фигурами». Лишь позднее В.А. Кораблинов «прозрел и услышал»: «… Какой удивительный мир открылся в чтении! Уже не тени, не куклы, не маски - живые люди окружили меня, я стал жить вместе с ними, как бы воплощаясь в них, на какое-то время становясь ими» [4, с. 474].
«Азорские острова» - книга воспоминаний о детстве и юности
«Азорские острова», автобиографическая повесть Владимира Кораблинова о детской и юношеской поре, вновь возвращает на просвеченные надеждами строки, - как давным-давно он, молодой и сильный, в летнюю лунную ночь, возвращаясь из города в родное село, спрыгнул невесть зачем с пригородного поезда и бежал вдоль насыпи, и пел. «Он не думал о том, что может споткнуться и упасть под колеса или что у него ослабнут ноги и он, обессилев, не в состоянии будет снова вскочить на ступеньку вагона… Бежал человек оттого, что ощущал радость и был уверен, что никогда не умрет и ничего плохого с ним не случится…»
В повести хорошо показано, как рождается чувство и к родному краю, и к России, воспринятой через нарисованный на обложке «Нивы» портрет славянской девушки: «со взглядом долгим и ласковым, она была в каком-то причудливом венчике вроде кокошника, со звездой во лбу, с ниспадающим кисейным покрывалом… девица-раскрасавица была Россия!» - одно из первых авторских озарений.
Семейные предания, засвидетельствовавшие художественный талант рода Кораблиновых, органически вплетаются в повествовательную ткань, как и многие исторические имена, эпизоды, события.
«Азорские острова» стоят особняком в творчестве Кораблинова и в то же время являются органичной его частью, логически продолжая исторический свиток. И как в судьбе города отражается судьба страны, так и через жизнь одного человека, автора, высвечивается эпоха - разломное и жестокое для России время первой трети двадцатого века. В рассказе писателя ни тени пафоса, он прост и поэтичен, как дорогие сердцу места. Ничего в том удивительного нет: рассказывал-то именно художник и по сущности своей, и по делу всей жизни. Человек, сызмальства впитавший красоту родного края, где в зеленом кольце Усманского бора таился Углянец - его малая родина.
«Село наше Углянец, - пишет Кораблинов, - в годы моего детства врастало в лес. В знаменитый Усманский бор, и было оно едва ли не самым древним из всех окрестных сел. Ведь от давних петровских времен, от поры великого корабельного строения сохранилась адмиралтейская грамота, где прямо указывалось: «А лес возить на воронежскую верфь по углянской дороге мимо старой часовни».
Отсюда, от речки Усмань, от сосен да берез, росших за околицею, да от непраздно-красивого слова углянецких жителей, берегших и творивших живую русскую речь, от их трудных судеб - и слово писателя, его замечательные книги о родном крае, столь значимом для всей России.
И мы слышим, видим и принимаем перекличку надежды и веры, идущую через столетия. От «Герасима Кривуши», повести о воронежских событиях семнадцатого века - «и вечной правды, вечной жизни свет встанет»; и до «Гор Чижовских», повести о воронежских событиях двадцатого века, в годы Великой Отечественной войны - «Неужели реквием?.. Нет, нет. А эти руины, это длинное, черное облако? Ну и что же, оно развеется… Но что останется от города? Ах, да что бы ни осталось - останутся люди… Да будут счастливы люди! Да будет навечно жизнь!»
Мир, созданный Кораблиновым, являет большой пласт духовной жизни русского общества девятнадцатого века. Века, в котором Россия была значительна своими сословиями, губернскими и уездными территориями и укладами, православной верой, бесчисленными златоглавыми соборами, монастырями, лаврами, народной культурой и классической литературой.
Азорские острова (этимологические и энциклопедические сведения)
Название островов, скорее всего, происходит от устаревшего португальского слова «azures» (созвучно русскому «лазурь»), что буквально означает «голубые». Есть и более поэтичная версия, утверждающая, что своё название острова взяли от слова «Açor» - ястреб (Ястребиными острова называли арабы). По легенде мореходов ястребы летели к своим гнёздам и указали путь к островам. Однако поскольку эта птица никогда не существовала в данном регионе, учёные считают эту версию наименее вероятной.
Не существует точных данных о времени открытия островов. Однако известно, что Азорские острова были известны еще карфагенянам, это доказывают найденные монеты. Знали их норманны и арабы. Предположительно в IX веке здесь высаживались викинги.
В средние века было сделано множество упоминаний европейцами о Западных островах, под которыми, очевидно, имелись в виду Азоры. Первые итальянские и испанские карты и атласы с четко обозначенными на них Азорскими островами появляются в XIII-XIV веках. Также неизвестно, кто из капитанов принца Генриха Мореплавателя первым высадился на этих островах (Предположительно это сделал Дього Силвеш (Diogo de Silves) в 1427 г.). Достоверно известно лишь то, что в письме, датированном 1439 г., португальский король подтверждает открытие Азор и предоставляет «отпуск» принцу Генриху, для того, чтобы он занялся их освоением (на момент открытия острова были необитаемы).
Колонизация островов началась 1439 году, в основном жителями Пиренейского полуострова. В следующем веке на Азоры начали также прибывать жители других европейских стран, в первую очередь из северной Франции и Фландрии.
В XVII веке Азоры становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой. Их гавани принимают галеоны, гружёные золотом и сокровищами, вывезенными из Перу и Мексики, в результате чего острова подвергаются постоянным атакам французских, английских, алжирских и турецких пиратов.
Последующие столетия были более спокойными, но в 1829 г. Азоры вновь попали на страницы большой истории благодаря роли острова Терсейра в борьбе с режимом абсолютистов. Здесь сформировались либеральные силы, впоследствии наводнившие материковую Португалию. В XIX и XX веках развитие региона происходило в основном благодаря земледелию, животноводству и рыболовству.
В 1907 году доктор Генрих Абре предложил Российской империи приобрести два острова архипелага du Canti и Du Chieres. Морской генеральный штаб отклонил предложение в связи с невозможностью оборудования означенных островов под угольные базы и использования их в случае войны с США, Великобританией или Японией.
В 1976 году Азоры стали автономным регионом Португалии.
Азоры были обнаружены португальцами в период, когда Португалия как доминирующая морская держава XV столетия оказалась способной привлечь ведущих ученых и мореплавателей своего времени и создать соответствующие навигационные технологии, необходимые для великой эпохи открытий. Это позволяет утверждать, что Азорские острова были обнаружены и освоены для выполнения функции, которая была непосредственно связана с их геостратегическим расположением в середине Северной Атлантики, а также из-за направления ветров и морских течений вокруг островов, которые диктовали маршрут океанского путешествия на Юг и на Запад.
Словарная работа (исследование по ономапоэтике и ономастике)
«Азорские» или «Азоры» от устар. португальского « azures» = устар. русскому «лазорь» или «лазурь», греческому «lazurion», т.е. голубой, свело-синий, цвета неба, лазурный или лазоревый (народно-поэтическое).
«Азорские» как «зори», «озарения», «отзвуки», «отблески», «вспышки», «яркие зрительные образы», «картины памяти». «острова памяти» в безбрежной, как море, жизни, иногда сон, переходящий в быль, дивные «островки юности».
« У каждого существуют такие вспышки. Они являют собой заново вдруг воображённые картины из того, что удивлённо увидел когда-то, может быть даже во сне, или даже из прочитанного. В этих мгновениях тайный заряд поэзии, без какого ни один человек не живёт. А что в них из самой жизни и из книг или снов - с годами трудно бывает разобрать: мы несём в себе эти озарения, как чудесный сплав того и другого». [2, с.с.478, 542].
«Azor» - птица, ястреб по-арбски, летевшая в своё гнездо на острове или суше и указавывшая туда же путь другим путешественникам, возможно, заблудившимся, забывшим путь, терпящим бедствия в стихию, просто нуждающимся в отдыхе и покое.
Углянец - от «угль», «угляник» = «углежог» ( сравните.: «дворец» и «дворник»).
Древесный угль дла самоваров и кузнечных горнов царя Петра.
«Удивительное слово, его богатство и могущество. Произнесённое, оно не только обозначит сам предмет или какое-то действие, но и повлечёт за собой множество вдруг воображённых картин, в которых возникнут уже иные предметы и иные действия. » [2, с.432].
Челябина и Челябинский лес - от «Челябинск», тогда новый и далёкий для жителей Углянца город, название которого и было дано сначала далёкому дубовому лесу, а после его вырубки и улице, появившейся на этом месте. До наших дней все в селе знают, что улица Мичурина - это то же, что и Челябина. По аналогии с этим, на наш взгляд, называется Польшей и улица Подгорная.
Плитуварчик - от «плитувар» = плита + тротуар, приём контаминации, т.е. наложения частей основ. «…Торгуя в городе угольком, на тротуар наехал со своим коробом, и будто бы городовой с него полтину штрафа стребовал за бесчинство. После, вернувшись в село, каждому встречному жаловался Иван на свою беду - как, мол. Зазевался, недоглядел за кобылой, с коробом впёрся на плитувар. И вот уже …из молодого сделался сивым, а кличка Плитувар так и прилепилась. А так как росточком не вышел, то из Плитувара скоро перекрестили его в Плитуварчика. В деревне эти уличные прозвища враз припечатывались, и навечно. » [2, с.434].
Заключение
Владимир Александрович Кораблинов - замечательный русский писатель, поэт, художник, черпавший свое вдохновение в воронежской земле. Его принято считать историком нашего края, Владимира Александровича называют воронежским Нестором. Произведения В.А. Кораблинова построены на архивных материалах и соединяют в себе вымысел и правду.
В своих романах, повестях, рассказах Владимир Александрович говорит о различных исторических событиях, о людях, участвовавших в них. При этом особо привлекают его творческие личности, такие, как Алексей Кольцов, Иван Никитин, Евгений Болховитинов, Анатолий Дуров и другие. Все эти люди, так или иначе, были связаны с Воронежем.
Но В.А. Кораблинова нельзя считать лишь краеведческим писателем. Тема его произведений выходит за пределы города и области.
Например, в повести «Герасим Кривуша» мы читаем о восстании воронежских горожан в середине ХVII века, но в это время волна подобных бунтов прокатила по всей России. В «Воронежских кораблях» рассказывается о строении Петром русского народного флота, это явно выходит за краеведческие рамки. Сочинения А. Кольцова и И. Никитина являются сейчас достоянием всей России, а не узкокраеведческими. Произведения о войне дают нам о ней общее представление, а судьба разрушенного Воронежа - это судьба многих городов и т.д.
Сам В.А. Кораблинов, отвечая на вопрос о теме его произведений, сказал: «Имя этой темы - Россия» [12, с. 9]. И, познакомившись с его трудами, мы не можем с этим не согласиться. Владимир Александрович Кораблинов действительно является «историком» всей России.
Список использованной литературы
-
Абрамов А. В традициях Маяковского // Коммуна. - 1961. - 18 мая. - С. 3.
-
Вороненков В. Летописец земли Воронежской // Коммуна.- 1967 - 8 апреля.- С. 3.
-
Давыдов М. Певцы родного края // Призыв. - 1985 - 31 января. -
С. 5.
-
Кораблинов В. А. Азорские острова // Кораблинов В. А. Воронежские повести. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. - С. 432 - 602.
-
Кораблинов В. А. Браво, Дуров! - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1980. - 247 с.
-
Кораблинов В. А. В заповедном лесу. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1952. -179 с.
-
Кораблинов В. А. Воронеж снова в строю [Отрывки] // Литературный Воронеж. - 1948. - № 2. - С. 34-38
-
Кораблинов В. А. Воронежская поэма. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. - 399 с.
-
Кораблинов В. А. Воронежские корабли // Кораблинов В. А. Воронежские повести. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. - С. 66 - 166.
-
Кораблинов В. А. Встречи с Платоновым // Подъем. - 1974. - № 6. - С. 140-142.
-
Кораблинов В. А. Герасим Кривуша // Кораблинов В. А. Воронежские повести. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. - С. 5-65.
-
Кораблинов В. А. Да здравствует наша Родина // Литературный Воронеж. - 1951. - № 2. - С. 168-170.
-
Кораблинов В. А. Дом веселого чародея // Кораблинов В. А. Воронежские повести. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. - С. 272 - 431.
-
Кораблинов В. А. Маяковский в Воронеже // Подъем. - 1959. - № 2. - С. 142-148.