Урок русского языка по теме Неопределенно-личные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Неопределенно-личные предложения

Тип урока: изучение нового.
Цели:

  • познакомить обучающихся с неопределенно-личными предложениями;

  • определить, чем выражается главный член предложения в форме сказуемого в неопределенно-личных предложениях;

  • учить различать неопределенно-личные предложения от определенно-личных;

  • развивать речь, мышление, внимание, творческие способности детей, интерес к предмету;

  • воспитывать самостоятельность, ответственность

Ход урока

1.Оргмомент

2.Разминка. Повторение сведений о глаголах (определить лицо, число, время)

Иду- поют- играют- пели - будут играть Стою- строят - построят - играли - построили -

3.Индивидуальная работа по карточкам: 3 ученика.

Синтаксический разбор предложения:

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

4.Синтаксический разбор предложения:

На доске: В дверь несмело постучали. ( запишем его в тетрадь)
Учитель: Прочтём предложение и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов - односоставное)

- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь неопределённо, нечётко, неконкретно. Как можно назвать такое предложение? (неопределённо - личное предложение )

К концу урока вы должны:

1) понять, почему так названы предложения - неопределённо-личные.

5.Сегодня мы с вами поработаем над односоставными предложениями.

1. Для начала:

1) Вспомним, какие предложения называются односоставными.

- Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.

2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).

Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)

- Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?

(Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)

- Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)

1. Детей учили рисованию.
- Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола - сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.).

- Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное - действие

2. В деревнях и сёлах готовятся к зиме.
- Определяем устно форму глагола - сказ. - 3 л., мн. ч., наст. вр.).

- Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет)
- Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. Скоро откроют новый спортзал.
- Определяем форму сказуемого - 3 л, мн. ч, буд. вр).

Учитель: В данном предложении тоже главное - действие.
Вывод:
- Какой формой выражается глагол - сказуемое в неопределённо - личных предложениях? (Ответы учащихся)
- Вывод: В неопределённо - личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Алгоритм:

3. Составление алгоритма.

Односоставные предложенияУрок русского языка по теме Неопределенно-личные предложения


сказуемое
подлежащее




Определенно- личные Назывные (И.п.)
(1 , 2 лицо, ед. и мн.ч.)


Неопределенно- личные
(3лицо мн.ч.)

Обобщенно- личные
(2лицо, ед. и мн.ч.)

Безличные
(гл.ср.р., кат.состояния, инфинитив,
слово нет, слова нужно, надо, необходимо)Урок русского языка по теме Неопределенно-личные предложенияУрок русского языка по теме Неопределенно-личные предложенияУрок русского языка по теме Неопределенно-личные предложенияУрок русского языка по теме Неопределенно-личные предложенияУрок русского языка по теме Неопределенно-личные предложенияУрок русского языка по теме Неопределенно-личные предложения

6. Закрепление изученного. Работа по группам.

Учитель: Вы видите пронумерованные предложения.

I вариант - выписывают номера определённо - личных предложений,

II вариант - выписывают номера неопределённо- личных предложений.

1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л)

2) Люблю грозу в начале мая! (о-л)

3)Что наряжают зимой? (н-л)

4) Ой, не трогайте меня - обожгу и без огня. (о-л)

5) Отбавишь - станет больше, прибавишь - станет меньше. (о-л)

6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л)

Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо - личное предложение?. (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо - личные и неопределённо - личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо - личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение.

  1. Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)

  2. Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л)

  3. Цыплят по осени считают. (н-л)

  4. В доме шумят. (н-л)

  5. Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)

  6. Травы скашивают рано утром. (н-л)

ФИЗМИНУТКА

Игра «Мозаика» Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу, выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.( Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Игра «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая- Я люблю грозу в начале мая.

Зима- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце- Светит яркое солнце

В парках голоса птиц- В парках весело звучат голоса птиц.

Игра «Выбирай»

1.Cоедини пословицы

Думай медленно, не выкинешь

Без труда не вынешь работай быстро

Из песни слов и рыбку из пруда.

7. Рефлексивный этап урока.

Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы. Подытожим свои знания по изученной теме.

Приём «Эссе» - пятиминутное письменное задание

- Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.

Неопределенно-личные предложения



  1. Это_____________________________________________предложения,

в котором есть только

______________________________________________________



  1. Сказуемое выражается :

А)_________________________________________________________

Б)_________________________________________________________



  1. Примеры:____________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

8. Домашнее задание:

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,

запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.

Если осталось время:

1.«Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.


2.Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)

1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.



© 2010-2022