- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект педагогического совета Азбука безопасности
Конспект педагогического совета Азбука безопасности
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ащеулова И.В. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»
Адрес: Россия, 650003, Кемерово, пр. Химиков, 19 В, телефон: 8(3842) 51-95-01
Конспект педагогического совета
Составила:
Старший воспитатель
Высшей квалификационной категории
Ащеулова Ирина Васильевна
Кемерово
2015
Цель: «Формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов»
Задачи:
-
Активизировать деятельность педагогов в создании системы безопасной жизнедеятельности детского и взрослого коллективов ДОУ через интеграцию различных видов деятельности
-
Поиск новых подходов к моделированию системы безопасности жизнедеятельности коллективов педагогов и дошкольников в ДОУ.
Повестка дня:
-
Упражнение «Поздороваемся глазками»
-
Утверждение повестки дня педсовета.
Секретарь педагогического совета Ащеулова И.В.
-
Анализ выполнения решения заседания установочного педсовета
Старший воспитатель Ащеулова И.В.
-
Сообщения:
-
Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ.
Заведующая Терехина Т.В.
-
Анализ тематического контроля
-
Педагогическая игра «Страницы безопасных наук».
-
Физминутка.
-
Из опыта работы
-
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Анохина Л.Н.
-
«Разнообразие приёмов и методов при знакомстве воспитанников с правилами безопасности в быту
-
Белкина М.Н.
-
«Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов».
-
Войчик О.В.
-
«ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
-
Шашуто Ю.А.
-
«Актуальность использование компьютерных технологий в обучении дошкольников мер личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности»
Стрельцова А.В.
Ход педагогического совета
-
Упражнение «Поздороваемся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.
Старший воспитатель. Возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
2.
Уважаемые коллеги! А сейчас мы перенесёмся в страну «Безопасных наук», чтобы помочь жителям этой страны построить прочный безопасный дом. Для этого нам нужно вдохнуть, выдохнуть. Вот мы и в волшебной стране. Ой, посмотрите, кто-то оставил здесь волшебный мешочек. Давайте посмотрим что там. Тут записка от Безо. Она предлагает нам поиграть в игру. Но сначала надо разделиться на две команды.
(Предлагаю взять из корзины круги красного и зеленого цвета.)
вот вы и поделились на две команды, пройдём на строительную площадку.
3.
В концепции модернизации российского образования сказано: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности учащихся в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность».
Фактором успешногофункционирования детского сада является обеспечение безопасности воспитанников. Поэтому цель нашей встречи: Формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов.
Слово предоставляется Заведующей Терехиной Т.В.
4.
«Мы строили, строили и наконец-то тпостроили!», но сначала я хотела бы представить педагогов, которые будут оценивать результаты строительства.
( заведующая Терехина Т.В., учитель-логопед Вербицкая Т.Л., П ДО Карпова И.С.)
За правильный ответ кирпичик, ответы должны быть у обоих команд правильные, полноценные.
Начинаем строительство, и прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент.
-
Приветствие команд.
5.
Фундамент заложен, теперь нам предстоит возвести стены нашего экологически безопасного дома и первым в эту стену заложим кирпичик шуточных воросов.
Использование шуточных вопросов.
-
Когда человек может двигаться со скоростью машины?
(когда едет в машине)
-
Почему ездят машины? (по дороге)
-
Автобус ехал в Москву, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву? (один)
-
Что общего между лейкой и пожарной машиной? (вода)
-
Что общего между пожарной машиной и свечой? (огонь)
-
Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
(Открыла дверь незнакомцу).
-
Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых?
(«Волк и семеро козлят»)
-
Какое правило нарушил Кай из сказки "Снежная королева"?
(Не цепляться за транспорт).
-
Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне"? (Не брать угощение у незнакомых людей).
-
Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома?
(«Гуси - лебеди»)
В чём польза этих, простых на первый взгляд, вопросов в работе с детьми?
(Весёлые вопросы помогут сделать праздник более интересным. Это большое поле деятельности для фантазии. Шутка неизбежно связана с весельем и смехом, а также с положительными эмоциями. Важно только правильно подобрать вопросы.)
6.
Игра, которую нам предлагает Безо называется «Глазомер».
(В игровом поле устанавливаю дорожные знаки на различном расстоянии
от команд.)
Закладываются 2 дома, к ним строят дороги. По обочине стоят дорожные знаки.
2 человека от каждой команды по очереди подходят к разделительной полосе, определяют как называется знак и количество шагов до него. Затем идут до этого знака выбирают на столике конверт, возвращаются к команде. Команды читают вопрос, отвечают на него и обосновывают свой ответ.
Чтобы дома получились прочными, безопасными, игроки должны отвечать на вопросы быстро и точные.
Надеемся, что команды проявят творчество и определят правильные пути к решению поставленных задач.
-
2 члена команды шагают к 1 знаку.
1 команде: Что такое опасность? Определите признаки, которые определяют опасность. Назовите ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаками, которые определяют опасность,
-
Угроза для жизни;
-
Возможность нанесения ущерба здоровью;
-
Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
-
Опасности дома;
-
Опасности на дороге и улице;
-
Опасности на природе;
-
Опасности в общении с незнакомыми людьми.
2 команде: Что такое безопасность? С какого возраста необходимо проводить работу по безопасности жизнедеятельности детей?
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и травм безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Актуальностью данной области служит улучшение формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания и как следствие этого снижение травм детей, своевременное всестороннее развитие каждого ребёнка, его эмоциональное благополучие. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
В нашем детском саду уделяется большое внимание формированию основ безопасности жизни так, как уже давно известно, именно в дошкольном возрасте основы безопасности собственной жизнедеятельности усваиваются быстрее и лучше, в школьном, а особенно в старшем школьном возрасте знания усваиваются значительно хуже.
-
2 члена команды подходят к знаку
1 команде: Что включает в себя цикл безопасности и жизнедеятельности детей?
-
Ребёнок и другие люди;
-
Ребёнок и природа;
-
Ребёнок дома;
-
Здоровье ребёнка;
-
Эмоциональное благополучие ребёнка;
-
Ребёнок на улице.
-
команде. Назовите безопасные условия пребывания детей в детском саду.
-
Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);
-
Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте);
-
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели;
-
Маркировка постельного белья и полотенец;
-
Правильное освещение
(Старший воспитатель перед ответом на вопрос 2 команды:
Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:)
-
2 члена команды подходят к следующему знаку
1 команде: С какого возраста в программу «От рождения до школы» включена работа по формированию основ безопасности в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Какие задачи решает данная работа.
1 команде: С какого возраста в программе «Азбука дорожного движения» дети знакомятся с номерами служб спасения?
2 команде: В какой раздел программы «Безопасность» Н.А. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной входит пожарная безопасность? (ребёнок дома)
2 команде: С какого возраста в программе «Азбука дорожного движения» дети знакомятся со специальными видами транспорта
-
2 члена команды подходят к следующему знаку
Какой знак может быть обозначен такими словами.
1 команда:
-
«Ура! Уроки отменили!» (Осторожно, дети!)
-
«Шарики без роликов» (Светофорное регулирование)
-
«Игра на рояле» (пешеходный переход)
2 команда
-
«Клад кота Леопольда" (дорожные работы)
-
«Спи, моя радость, усни» (подача звукового сигнала запрещена)
-
«Ветры и версты, убегающие вдаль»
-
2 члена команды подходят к следующему знаку
1 команда «Педагогические ситуации» №1
-
Ситуация: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.
Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону -104- , оповестить других соседей о случившемся.
«Педагогические ситуации» № 2
-
Ситуация: Ребенок потерялся. Что он будет делать?
Возможные ответы:
-
Везде бегать и искать маму.
-
Стоять на месте, где потерялся.
-
Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.
-
Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.
-
Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.
-
Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.
-
Обратиться к продавцу в магазине за помощью.
-
Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.
2 команда «Педагогические ситуации» №1
-
Ситуация: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.
Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону: 112, 02, сообщите о пожаре соседям.
2 команда «Педагогические ситуации» №2
-
Ситуация: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.
Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу!» или «Нельзя!».
Старший воспитатель. Задача взрослых (нас, педагогов, и вас, родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Вот и завершили строительство, У нас получился очень прочный безопасный дом. Займёмся благоустройством домов.
-
Выступление Вербицкой Т.Л. «Как помочь ребенку запомнить свой адрес, телефоны родителей»
-
Из опыта работы
Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относился к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение.
-
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Анохина Л.Н.
-
«Разнообразие приёмов и методов при знакомстве воспитанников с правилами безопасности в быту
Белкина М.Н.
-
«Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов».
Войчик О.В.
-
«ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
Шашуто Ю.А.
-
«Актуальность использование компьютерных технологий в обучении дошкольников мер личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности»
Стрельцова А.В.
Старший воспитатель. Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
(работа инициативной группы по выработке решений педагогического совета)
Выступление Белкиной М.Н.
За эти 5 месяцев мы обсуждали вопросы: как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий?
Творческой группой ответы были найдены и были выработаны принципы, формы работы с детьми:
принципы работы с детьми по данному направлению. К ним относятся:
-
не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
-
чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-
применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта, моделирования;
-
работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Вот такие формы работы вы можете применять в работе с детьми.
-
Родительские собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых, анкетирование, занятия, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, моделирование.
-
Стенд, памятки, буклеты, видеоматериалы
Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по «Основам безопасностной жизнедеятельности дошкольников», можно использовать разнообразные методические приемы:
-
беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, рисование на различные темы.
-
игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами, обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи), использование художественной литературы, где иллюстрируютсяпотенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов, экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации, загадки, пословицы, поговорки.
-
метод на развитие первичных умений давать определения понятием (что такое опасность, дорога, жезл и тд.)
каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды, но нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
(Руководитель творческой группы раздаёт памятки воспитателям.
Приложения(1,2) )
Старший воспитатель. Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.
Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
Хотелось бы закончить наш педсовет поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!
Решение:
-
Признать работу по формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности.
-
В учено-воспитательной работе по ОБЖ учитывать следующие принципы:
-
принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребёнка;
-
принцип использования элементов исследовательского обучения:
выявление проблем, выдвижение гипотез, использование наблюдений, умение делать выводы.
Сроки: постоянно
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп
-
Активизировать работу по выявлению и распространению инновационного опыта работников через открытые занятия, гостевой обмен опята.
Сроки: постоянно
Ответственные: старший воспитатель
-
С целью обеспечения безопасности воспитанников и предупреждения травматизма на занятиях, в свободной деятельности всем спедагогам строго выполнять инструкции
-
по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике.
-
охране труда при проведении массовых мероприятий.
-
по сохранению по технике безопасности при организации трудовой деятельности в детском саду.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп, специалисты
-
Всем педагогам ежедневно проводить минутки безопасности, практические занятия.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп, специалисты
-
Подготовить объединение дошкольников «Зелёный огонёк» к участию в VI1 городском фестивале объединений дошкольников-пропагандистов Правил дорожного движения «Дошкольники - за безопасность на дорогах»
Сроки: 13.03.2015
Ответственные: старший воспитатель.
Рефлексия.
Старший воспитатель. Уважаемые коллеги! У меня в корзинке лежат круги красного и зеленого цветов. Вы должны выбрать соответствующий цвет: зеленый - если вам интересно было и понятно на педагогическом совете; красный - если вам не интересно было и не понятно. Выбрав свой круг, вы сразу попадаете в детский сад. Спасибо за внимание!
Спасибо за плодотворную работу. Мы надеемся, что Вы что-нибудь новое узнали, что не зря мы все здесь сегодня собрались.
Приложение 1
Процесс формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания идёт с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников.
Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определённой темой.
Дошкольник, освоивший образовательную область «Безопасность» и «Здоровье», может:
Федеральный компонент. Выполнять элементарные правила поведения в детском саду:
-
в играх с песком, в подвижных играх, при пользовании спортивного инвентаря;
-
уметь правильно пользоваться ножницами; знать правила безопасного передвижения в помещении;
-
знать правила культуры поведения на улице и в транспорте и выполнять их.
-
Иметь сформированные представления о правилах дорожного движения, о работе светофора, об элементах дороги;
-
различать специальные виды транспорта, их назначение; пешеходные знаки.
-
Иметь представления о способах взаимодействия с растениями и животными.
-
Экономить воду.
Национально-региональный компонент образовательной области направлен на ознакомление дошкольников с ядовитыми растениями нашего края, умение отличать их от других растений по внешнему виду, учитывать погодные условия северного климата при выходе на прогулку. Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах города в связи с особыми погодными условиями. поведения на улицах города, загруженного транспортом.
Локальный компонент ДОУ. Включение детей в систему социальных отношений через игровую деятельность детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; накопление эмоционально - чувственного опыта.
Приложение 2.
Азбука для воспитателей»
(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.
Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребёнка взрослых.
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения - необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.
Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.
Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.
Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.
Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе - не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка - один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников - развивать у них силу, ловкость, выносливость.
Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах - особое содержание работы педагогов с родителями.
Целесообразно обогащение предметно - игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.
«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.
Щедрость (помощь) родителей - специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким - либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.
«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.
Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.