Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Использование технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы способствует  подготовке учащихся к жизнедеятельности в общеобразовательной школе и к дальнейшему самоопределению и самореализации. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей - основные направления технологии критического мышления, которые необходимы учителю в работе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.


Главная задача российской образовательной политики, определенная в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. «В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов…».

С одной стороны, на рубеже веков произошла смена научных парадигм: XX век - анализа, XXI век - синтеза, где реализация промышленных технологий возможна только в сопровождении технологий информационных. Как следствие происходит смена образовательных парадигм: XX век - узких профессионалов, XXI - системных решений и созидательных проблем, в основе которых лежит фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий с учетом мыслей К.А. Гельвеция: «знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов». Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века.

Формирование открытого общества влечет за собой изменения в общественной психологии. Учитель ХХI века стоит перед проблемой модернизации учебного процесса.

Сложность и непредсказуемость жизненных вопросов, стоящих перед учеником требует, чтобы во главе угла в школьном образовании оказалась ориентация на развитие качеств, помогающих социализации ребенка. В решении проблемы социализации, на мой взгляд, выделить ведущие аспекты:

- в процессе обучения ребенок должен научиться мыслить критически:

- уметь анализировать ситуации, интегрировать и синтезировать информацию, делать выводы.

Исходя из вышесказанного следует, что одной из методических задач школы XXI века является задача формирования критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации.

Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта Института «Открытое Общество» под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Сейчас проект реализуется в 29 странах мира, в том числе в 6 российских регионах.

Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающее путём наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта. Однако провести чёткую границу между двумя этими понятиями нельзя. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Научную базу моего педагогического опыта составляют: технология проблемного обучения Дж. Дьюи, технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Д..Л. Стила, К.С. Мередита, технология индивидуального обучения А.С. Границкой, коллективный способ обучения А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко, теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, а также технология развивающего обучения Д.Эльконина и В.Давыдова.

Применение названных технологий приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

Основной задачей стадии вызова является пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности; стадии осмысления - столкновение учащихся с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа; стадии размышления (рефлексии) - корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Для решения вышеперечисленных задач на своих уроках русского языка и литературы использую приёмы, среди которых наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие:

  1. На стадии вызова:

- «Я уже знаю» (кластер). Целью данного приема является вызов у учащихся индивидуальных представлений по изучаемой теме. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. На 1 этапе учащиеся выполняют работу индивидуально. На 2 этапе происходит обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. Третий этап - "Сброс идей в корзину". Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие - не повторять то, что уже было сказано другими. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

- Целью приема «Решение творческих учебных задач» является стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям: а) наличие проблемы, требующей решения; б) достаточность условия; в) корректность вопроса; г) наличие противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах,

выдвигают варианты решения. Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).

- Результатом использования приема «Лови ошибку» должна стать актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1уровень - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2 уровень - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

  1. Среди приёмов, используемых при работе с текстом на стадии осмысления, использую такие, как:

- «Анализ текста по предложенной схеме». Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных источников. В конце работы происходит обсуждение различных вариантов ответов и совместно с учителем разбираются затруднения, возникшие в ходе выполнения работы.

- Оптимизация проработки текста реализуется с использованием знаковой системы в ходе приема «Пометки на полях» (инсерт) Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V - то, что было известно учащимся ранее; « - новая, неожиданная информация; «-» - информация, противоречащая взглядам учащихся; ? - информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

Знаю

Узнал

Хочу узнать


- Развитие мыслительных способностей учащихся, выработка собственной позиции по изучаемой теме формируется при использовании прима «Двойной дневник». Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста, а во второй - стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

3. На стадии размышления (рефлексии) можно использовать приёмы:

- «Пресс-конференция», целью которого является формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы, развитие мыслительных способностей школьников и диагностика уровня усвоения нового материала. Перед изучением учебного текста, учитель ставит перед учениками задачу составить к нему ряд вопросов. Целесообразно оговорить минимальное их число. Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть конструктивными и репродуктивными, расширяющими их знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известной информации. Вопросы, расширяющие знания учащихся, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 - вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 - вопросы, требующие отдельного исследования; 3 - вопросы, ответы на которые, возможно не существуют. Учитель может ответить на вопросы из первой группы, но целесообразнее предоставить право ответа более подготовленным ученикам. Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих докладов учащихся.

Диагностика деятельности учащихся в ходе реализации данного приема позволяет сделать следующие выводы:

  • преобладание продуктивных вопросов показывает низкую заинтересованность учащихся в изучении данной темы;

  • преобладание вопросов, расширяющих знания, показывает высокую заинтересованность учащихся, но недостаточность предоставленной информации;

  • преобладание развивающих вопросов свидетельствует о высоком уровне усвоения нового материала, перенос полученных знаний в новые ситуации.

- Прием «Написание эссе» позволяет развивать у учащихся культуру письменной речи и умения аргументировано отстаивать свою позицию.

Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания. При обсуждении написанных эссе на уроке важно давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на логическую завершенность размышления.

Эссе-размышление, направленное на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: "Я считаю, что …", далее следует аргументация взглядов автора.

Эссе-ретроальтернативистика - предположение о случайном характере определённых явлений. Оно позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.

- «Составление синквейна» способствует развитию творческих способностей учащихся и закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Синквейн - белый стих, составленный по следующей схеме: заголовок - ключевое слово  два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом  три глагола - по тому же принципу  фраза, несущая смысловую нагрузку  вывод-резюме.

Системное использование учителем вышеперечисленных приемов позволяет сформировать у учащихся умения:

  • находить, трактовать и анализировать различные виды информации;

  • формулировать корректные вопросы, приходить к ответственным и сбалансированным решениям;

  • видеть другие точки зрения, признавать и понимать эту инаковость;

  • отделять факты от их интерпретаций; критически оценивать исторические явления;

  • формировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения, опираясь на анализ имеющихся свидетельств и изучение широкого спектра точек зрения;

  • давать оценку различным версиям и мнениям о происшедших общественных явлениях, признавая, что некоторые источники информации могут быть необъективными, объяснять причинно-следственные связи, делать прогностические заключения.

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

© 2010-2022